УИД 23RS0010-01-2020-000279-64
Дело №2-453/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца. Выселки 16 марта 2020 г.
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кальчевского А.Н.,
при секретаре судебного заседания Онищенко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меняйлова Р. В. к администрации муниципального образования Выселковский район об установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя исковые требования тем, что Меняйлов Р.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: .... Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В соответствии с ответами на запросы кадастрового инженера АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» производственный участок «Выселковский», Межмуниципальный отдел по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, администрации Выселковского сельского поселения следует, что сведения, подтверждающие местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, отсутствуют. Кадастровым инженером Замышляевой А.А. было подготовлено информационное письмо о том, что для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., требуется документ, подтверждающий существование границ земельного участка на местности 15 и более лет. В связи с отсутствием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости и карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет, необходимых для подготовки межевого плана, а также в связи с отсутствием в государственном фонде данных материалов межевания (землеустроительные, межевые или кадастровые (письмо Росреестра) и сведений об участке в БТИ, кадастровым инженером рекомендовано обратиться в суд для установления границ данного земельного участка. Им был подготовлен акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1500 кв.м., в котором границы участка согласованы в индивидуальном порядке правообладателями смежных земельных участков с кадастровыми номерами .... Просит суд установить границы земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., в соответствии с данными межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Замышляевой А.А. от (__)____; считать решения суда основанием для внесения изменений в ЕГРН о местоположении (координат) границ земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., в соответствии с данными межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Замышляевой А.А. от (__)____.
Представитель истца Мошкова Л.В. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Выселковский район – Заболотняя О.В. - в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, составу суда доверяет, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, - Азаренко Е.П. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю - Гнеуш Е.В. в судебное заседание не явилась, в поступившем отзыве просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о ГРН). В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке. В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета в частности является межевой план. В соответствии с пп.8 п.22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются вступившие в законную силу судебные акты. Таким образом, в целях рассмотрения возможности совершения уполномоченными лицами Управления Росреестра по Краснодарскому краю действий, направленных на осуществление государственного кадастрового учета изменений в соответствии с судебным актом, вступивший в законную силу судебный акт уполномоченным лицам необходимо представить в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть совместно с заявлением и необходимыми для осуществления государственного кадастрового учета документами, указанными в решении суда (в частности межевым планом, подготовленным на основании соответствующего судебного акта). Просит в удовлетворении пункта 1 заявленных требований об установлении границ земельного участка - принять решение на усмотрение суда; в удовлетворении пункта 2 заявленных требований об осуществлении учета изменений земельного участка - отказать.
Суд, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п.5, п.7 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
На основании ст.22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с ч.10 ст.22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.43 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно ч.1, ч.3 ст.39 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 №334-ФЗ, от 03.07.2016 №361-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); праве пожизненного наследуемого владения; праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Частью 7 той же статьи предусмотрено, что согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Согласно ч.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона №221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
На основании выписки из ЕГРН от (__)____ следует, что Меняйлов Р.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ... категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: .... Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с ответами на запросы кадастрового инженера АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» производственный участок «Выселковский», Межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, администрации Выселковского сельского поселения следует, что сведения, подтверждающие местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет отсутствуют.
Кадастровым инженером Замышляевой А.А. было подготовлено информационное письмо, о том, что для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., требуется документ, подтверждающий границы земельного участка 15 и более лет. В связи с отсутствием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости и карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет, необходимых для подготовки межевого плана, а также в связи с отсутствием в государственном фонде данных материалов межевания (землеустроительные, межевые или кадастровые (письмо Росреестра) и сведений об участке в БТИ рекомендовано обратиться в суд для установления границ данного земельного участка.
Представленный в суд акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1500 кв.м., подтверждает согласование границ земельного участка истца в индивидуальном порядке с правообладателями смежных земельных участков с кадастровыми номерами ...
Спор о границах между истцом и смежными землепользователями отсутствует.
Представленные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, а потому принимаются судом в основу решения.
Совокупность приведенных выше обстоятельств дает суду основания установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., в соответствии с данными межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Замышляевой А.А. от (__)____.
Переходя к разрешению остальных исковых требований, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета в частности является межевой план.
В соответствии с пп.8 п.22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, в целях рассмотрения возможности совершения уполномоченными лицами Управления Росреестра по Краснодарскому краю действий, направленных на осуществление государственного кадастрового учета изменений в соответствии с судебным актом, вступивший в законную силу судебный акт уполномоченным лицам необходимо представить в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть совместно с заявлением и необходимыми для осуществления государственного кадастрового учета документами, указанными в решении суда (в частности межевым планом).
В связи с вышеизложенным, исковые требования Меняйлова Р.В. подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Меняйлова Р.В. – удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ..., в соответствии с данными межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Замышляевой А.А. от (__)____.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.