Дело № 2-2259/18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 августа 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе: председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Агаповой А.Ю.
с участием: представителя истца. представителей ответчиков
в отсутствии истца
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Самойлова Валерия Викторовича к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов.
установил:
Самойлов Валерий Викторович обратился в суд с иском( с учётом уточнений) к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов.
В ходе судебного разбирательства судом поставлен на обсуждение вопрос о прекращении производства по делу и передаче настоящего дела для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Истец в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Хромых А.Г., представители ответчиков ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области по доверенностям Гущенко В.А. и Гладнева М.Б. полагают, что дело должно быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
Представитель МИФНС № 13 по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено право на обращение в суд, лица, которое полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ).
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Таким образом, вид применимого судопроизводства (гражданское или административное) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных правовых норм суд в случае прекращения производства по гражданскому делу, принятому им ошибочно к рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, должен передать дело для рассмотрения в том же суде в ином судебном порядке.
Данное процессуальное положение согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении от 11.11.2014 г. № 28-П, согласно которой институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Согласно ст.38 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, сторонами в административном деле являются административный
истец и административный ответчик (ч. 1 ст. 38).
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (ч. 4 ст.38). Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ). Требования предъявляются административным истцом, заявителем к должностному лицу, органу власти, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении их полномочий - к должностному лицу, органу власти, которым эти полномочия переданы.
До 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С 01 января 2017 года указанные отношения урегулированы положениями статей главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы с 01 января 2017 года налоговым органам.
В связи с изложенным суд считает, что действия ответчиков в отношении истца обусловлены реализацией публично- властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов, они возникли из публичных правоотношений и не носят гражданско- правового характера, защищаемого в исковом производстве, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников спорных правоотношений, в связи с чем спор подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем суд полагает необходимым производство по делу прекратить, передав дело для рассмотрения по существу в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220, 221, 224-225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Производство в порядке гражданского судопроизводства по гражданскому делу Самойлова Валерия Викторовича к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов прекратить.
Передать дело по иску Самойлова Валерия Викторовича к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов для рассмотрения по существу в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом.
Судья Е.В.Клочкова
Дело № 2-2259/18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 августа 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе: председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Агаповой А.Ю.
с участием: представителя истца. представителей ответчиков
в отсутствии истца
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Самойлова Валерия Викторовича к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов.
установил:
Самойлов Валерий Викторович обратился в суд с иском( с учётом уточнений) к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов.
В ходе судебного разбирательства судом поставлен на обсуждение вопрос о прекращении производства по делу и передаче настоящего дела для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Истец в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Хромых А.Г., представители ответчиков ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области по доверенностям Гущенко В.А. и Гладнева М.Б. полагают, что дело должно быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
Представитель МИФНС № 13 по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено право на обращение в суд, лица, которое полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ).
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Таким образом, вид применимого судопроизводства (гражданское или административное) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных правовых норм суд в случае прекращения производства по гражданскому делу, принятому им ошибочно к рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, должен передать дело для рассмотрения в том же суде в ином судебном порядке.
Данное процессуальное положение согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении от 11.11.2014 г. № 28-П, согласно которой институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Согласно ст.38 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, сторонами в административном деле являются административный
истец и административный ответчик (ч. 1 ст. 38).
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (ч. 4 ст.38). Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ). Требования предъявляются административным истцом, заявителем к должностному лицу, органу власти, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении их полномочий - к должностному лицу, органу власти, которым эти полномочия переданы.
До 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С 01 января 2017 года указанные отношения урегулированы положениями статей главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы с 01 января 2017 года налоговым органам.
В связи с изложенным суд считает, что действия ответчиков в отношении истца обусловлены реализацией публично- властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов, они возникли из публичных правоотношений и не носят гражданско- правового характера, защищаемого в исковом производстве, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников спорных правоотношений, в связи с чем спор подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем суд полагает необходимым производство по делу прекратить, передав дело для рассмотрения по существу в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220, 221, 224-225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Производство в порядке гражданского судопроизводства по гражданскому делу Самойлова Валерия Викторовича к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов прекратить.
Передать дело по иску Самойлова Валерия Викторовича к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ГУ УПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области о признании незаконным решения о возврате излишне уплаченных( взыскных) страховых взносов, пеней и штрафов, понуждении к перерасчёту страховых взносов, понуждении принять решение о возврате страховых взносов для рассмотрения по существу в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом.
Судья Е.В.Клочкова