2-454/20
74RS0028-01-2019-006101-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года
Копейский городской суд Челябинск о области в составе:
председательствующего А.В. Лебедевой
при секретаре З.З. Алиевой
с участием истца С.А. Пономаренко,
представителя истца О.С. Пономаренко,
представителей ответчика ГУ УПФР АО г. Копейску (межрайонное) Чувакина Р.Р., Митрошиной М.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаренко С.А. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда России г. Копейска Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения от отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязании Управления пенсионного фонда России в г. Копейске Челябинской области, включении в стаж периодов работы, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Пономаренко С.А. обратился в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) просил признать незаконным решение об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии от 21 августа 2019 года НОМЕР, обязать ответчика включить в стаж работы Пономаренко С.А. в сельском хозяйстве период работы с 01 января 1992 года по 19 февраля 1996 года, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2019 года.
В обоснование иска указал, что 15 августа 2019 года обратился с заявлением о перерасчете размера фиксировано выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях». Решение от 21 августа 2019 года НОМЕР истцу было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. С решением пенсионного фонда Пономаренко С.А. не согласен. Решением ГУ УПФР по г. Копейску в стаж в сельском хозяйстве были учтены следующие периоды: с 22 мая 1971 года по 11 ноября 1971 года - в качестве рабочего стройцеха в Лазурном совхозе; с 17 ноября 1975 года по 31 декабря 1991 года - в качестве мастера стройцеха и.о. прораба, и.о. старшего прораба, прораба стройцеха в совхозе имени 50-летия СССР; с 20 февраля 1996 года по 24 октября 2005 года, в качестве управляющего, зам. Директора по производственным вопросам, директора хозяйства СХП «Лазурное» АО ЧЭМК. Не учтен период с 1 января 1992 года по 19 февраля 1996 года в качестве прораба стройцеха в совхозе имени 50-летия СССР. Согласно записи в трудовой книжки истец переведен и.о. ст. прораба 05 февраля 1985 года, 04 августа 1991 года переведен прорабом стройцеха. Далее 01 марта 1993 года совхоз им 50 летия СССР вошел в состав АО ЧЭМК и переименован в СХП «Лазурное» АО ЧЭМК, следующая запись датирована 20 февраля 1996 года переведен управляющим 3 отделения. Период работы с 1 января 1992 года по 19 февраля 1996 года не был засчитан пенсионным органом при подсчете периодов работы, со ссылкой на отсутствие наименования профессии в Списке. При этом при вынесении решения от отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионным органом не учтено, что Пономаренко С.А. по настоящее время проживает в сельской местности, записи в трудовой книжки подтверждают, что перевод согласно записи от 08 апреля 1991 года был осуществлен в той де должности, с должности и.о. ст. прораба и должности прораба стройцеха, фактически ни характер работы, ни место работы истца не изменилось. Указывает, что должности мастера по строительству, старшего прораба, прораб-строитель тождественны работе прораба. Согласно квалификационному справочнику должностей, руководителей, специалистов и других служащих наименование должности производитель работ соответствует наименованию прораб. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании истец Пономаренко С.А. его представитель Пономаренко О.С. на требованиях настаивали, указали, что действительно в подчинении истца, в период когда он выполнял обязанности прораба находилось два мастера стройцеха. Однако была бригада, которая подчинялась непосредственно прорабу стройцеха, в связи с чем Пономаренко С.А. выполнял одновременно обязанности и мастера и прораба.
Представители ответчика ГУ УПФР по г. Копейску Чувакина Р.Р. Митрошина М.К. с требованиями не согласны, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 90-91).
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 (в редакции от 25 июня 2019 года) при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу требований п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
При этом независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Во втором разделе Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440, должности прораба стройцеха, производителя работ не предусмотрены, имеется должность мастер стройцеха.
При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений п. п. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Пономаренко С.А. является получателем страховой песни.
15 августа 2019 года Пономаренко С.А. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве по основанию, предусмотренному ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 21 августа 2019 года НОМЕР Пономаренко С.А. отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы в сельском хозяйстве. Пенсионным фондом учтены в стаж работы в сельском хозяйстве 26 лет 4 месяца 10 дней, следующие периоды с 22 мая 1971 года по 11 ноября 1971 года в качестве рабочего стройцеха в Лазурном совхозе, с 17 октября 1975 года по 31 декабря 1991 года в качестве мастера стройцеха, и.о. прораба, и.о. старшего прораба, прораба стройцеха в совхозе имени 50-летия СССР; с 20 февраля 1996 года по 24 октября 2005 года в качестве управляющего, зам. директора по производственным вопросам, директора хозяйства в СХП «Лазурное» АО ЧЭМК.
Согласно трудовой книжке истца в период с 01 января 1992 года по 19 февраля 1996 года он работал прорабом стройцеха в совхозе 50-летия СССР.
Согласно штатных расписаний за период с 1992 по 1994 год по сельскохозяйственному предприятию «Лазурное» АО ЧЭМК, в отделе капитального строительства и ремонта предусмотрены следующие штатные единицы: зам. директора, два мастера, прораб, нормировщик-сметчик, кладовщик.
Свидетель Т.Н.В. суду пояснил, что истца знает, так как работали в совхозе вместе. Свидетель работал плотником, а истец руководителем с 1989 по 1997 год. Бригадой плотников руководил непосредственно Пономаренко С.А., еще были бригады каменщиков, столяров пилорамщиков. Еще были мастера, они также подчинялись Пономаренко С.А.
Свидетель М.Г.И. суду пояснила, что работала бухгалтером в совхозе, где работал истец. Истец работал прорабом стройцеха, было два мастера в стройцехе. Прораб давал задания мастерам, они отчитывались, закрывали наряды за своих подчиненных, Пономаренко С.А. принимал у них работы.
Из показаний свидетелей невозможно сделать вывод, что в совхозе в 50-летияя СССР Пономаренко С.А. назначенный на должность прораба стройцеха, выполнял обязанности мастера стройцеха на постоянной основе. Показания свидетелей противоречивы, не согласуются с пояснениями самого истца, указывающего на наличие трех бригад, две из которых возглавлял мастера сройцеха, третью он - выполняя обязанности мастера стройцеха.
При этом судом установлено, что в период с 7 декабря 1994 года по 31 декабря 1994 года истец исполнял обязанности мастера стройцеха на время болезни мастера Д.В.В., что подтверждается приказом НОМЕР от 07 декабря 1994 года (л.д. 66), ведомостью по начислению заработной платы, из которой следует, что в январе Драничникову было оплачено 17 смен больничного листа за декабрь, фактически Драничниковым в январе 1995 года отработано 19 смен. Более длительный период исполнения обязанностей за отсутствующего мастера стройцеха не подтвержден, поскольку весь дальнейший период согласно ведомости по начислению заработной платы не усматривается нахождение Драничникова на больничном листе.
С учетом указанного, что суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворении иска - включении в страховой стаж истца, дающий право на перерасчет размера страховой пенсии по основанию предусмотренному ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы истца мастером стройцеха с 07 декабря 1994 год по 31 декабря 1994 года СПХ «Лазурное» А.О. ЧЭМК, в остальной части требования не подлежат удовлетворению, поскольку включение указанного периода в стаж работы в сельском хозяйстве не порождает право истца на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку стаж в сельском хозяйстве составит 26 лет 4 месяца 27 дней. В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что должности прораба стройцеха, производителя работ не предусмотрены указанным выше Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы истца, представителя истца о том, что фактически Пономаренко С.А. выполнялись функции мастера стройцеха не нашли своего подтверждения в судебном заседании, объективных доказательств того, что работа в должности прораба стройцеха соответствовала работе в области сельского хозяйства, а занимаемая должность предусмотрена соответствующим Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440, не представлено.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 07 ░░░░░░░ 1994 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1994 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 1992 ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 1994 ░░░░, ░ ░ 1 ░░░░░░ 1995 ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 1996 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░