Дело № 2-76 /2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2013 года город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Волоховой Е.А.,
при секретаре Шурегеевой Д.Б.,
с участием:
представителя заявителя, заинтересованных лиц И..
представителей заинтересованных лиц Г., Я., Ш., Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимашевой А.М. о признании решений незаконными, обязании произвести действия,
установил:
Тимашева А.М. обратились в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что в Избирательную комиссию Муниципального образования г. Гай Оренбургской области инициативной группой направлено ходатайство о регистрации инициативной группы жителей города Гай Оренбургской области по проведению местного референдума по вопросу преобразования муниципального образования городской округ город Гай путем объединения городского округа город Гай с сельскими поселениями ... сельсоветы Гайского муниципального района в единое муниципальное образование городской округ город Гай. ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия Муниципального образования город Гай вынесла решение № «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума», в котором указано, что основанием для отказа явилось решение Гайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении вопроса, предлагаемого уполномоченными представителями инициативной группы для вынесения на местный референдум». Считает, что указанные решения противоречат нормам действующего законодательства и нарушают право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Просит суд признать незаконным отказ в согласовании вопроса референдума, выдвинутого инициативной группой, выраженный в решении Гайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении вопроса, предлагаемого уполномоченными представителями инициативной группы граждан для вынесения на местный референдум», признать незаконным отказ в регистрации инициативной группы граждан, выраженный в решении Избирательной комиссии муниципального образования город Гай от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума», обязать Избирательную комиссию муниципального образования город Гай зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу преобразования муниципального образования городской округ город Гай путем объединения городского округа город Гай с сельскими поселениями .... сельсоветы Гайского муниципального района в единое муниципальное образование городской округ город Гай.
Заявитель Тимашева А.М., заинтересованные лица Щ., Е., Н., П., Р., О., А., М., Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Тимашева А.М. просила рассмотреть дело без её участия.
Представитель заявителя Тимашевой А.М., заинтересованных лиц Щ., Е., А., Р., О., Ф. – И., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании заявление поддержал, просил удовлетворить, в обоснование привел доводы, указанные в заявлении.
Представитель избирательной комиссии при МО <адрес> Я., представитель Совета депутатов <адрес> Г., представитель МО <адрес> Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Тимашевой А.М.
Представитель администрации МО <адрес> Ш., действующий на основании доверенности, полагал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 20 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме Оренбургской области» решение о выдвижении инициативы проведения референдума участниками референдума принимается на собрании, в котором должно принимать участие не менее 20 участников референдума области и не менее 10 участников местного референдума.
Статья 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статья 20 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме Оренбургской области» предусматривают, что инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
Кроме того, в соответствии с ч. 9 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области» подписи членов инициативной группы, указанных в части 3 настоящей статьи, должны быть удостоверены нотариально.
На основании ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 20 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме Оренбургской области» к ходатайству приложены протокол собрания инициативной группы, список уполномоченных представителей инициативной группы, личные письменные заявления членов инициативной группы, список членов инициативной группы, список уполномоченных представителей инициативной группы, доверенность уполномоченных представителей инициативной группы.
22 ноября 2012 года инициативная группа в составе 10 человек обратилась в избирательную комиссию МО г. Гай с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, к ходатайству прилагает: протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума с решением об утверждении формулировки вопроса референдума, решением о выдвижении инициативы проведения референдума, решением о назначении уполномоченных представителей инициативной группы, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам, список уполномоченных представителей инициативной группы, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменные заявления о согласии быть уполномоченным представителем инициативной группы, нотариально удостоверенная доверенность, оформленная на уполномоченного представителя инициативной группы по финансовым вопросам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 14 статьи 20 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме Оренбургской области» избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
В соответствии с пунктом 15 статьи 20 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме Оренбургской области» представительный орган муниципального образования в двадцатидневный срок обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 18 настоящего закона. Решение, принятое по результатам указанной проверки, соответствующим органом доводится до сведения избирательной комиссии муниципального образования в трехдневный срок со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 16 статьи 20 вышеназванного Закона Оренбургской области, если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 18 настоящего закона, комиссия, указанная в части 8 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, её уполномоченных представителей по финансовым вопросам, дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума и выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
Согласно пункту 19 статьи 20 Закона Оренбургской области основанием отказа инициативной группе в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Оренбургской области, настоящего Закона, Устава муниципального образования.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Гайский городской Совет депутатов решил признать вопрос, предлагаемый уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума: «Поддерживаете ли Вы инициативу преобразования МО городской округ <адрес> путем объединения городского округа <адрес> и всех поселений Гайского муниципального района, а именно: Губерлинский сельсовет с административным центром в <адрес> в составе села ..., села ..., села ...; .. поссовет с административным центром в поселке .. в составе поселка .., села .., села .., села .., села ..; .. сельсовет с административным центром в селе .., деревни .., поселка .., поселка ..; .. сельсовет с административным центром в селе .., села ..., села .., поселка ..; .. сельсовет с административным центром в селе .. в составе села .., села .., села ..; .. сельсовет с административным центром .. в составе села .., села ..., поселка ..; .. сельсовет с административным центром в поселке .. в составе поселка ..; .. поссовет с административным центром в поселке .. в составе поселка .., поселка .., села .., поселка .., деревни .., поселка .., деревни .., поселка .., деревни .., деревни .., в единое муниципальное образование городской округ <адрес> Не соответствующим требованиям частей 2, 4 статьи 18 Закона «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области».
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона Оренбургской области «О референдуме в Оренбургской области о местном референдуме Оренбургской области» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии со статьей 35 Устава <адрес> местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения, на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом <адрес>, настоящим Уставом.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень вопросов местного значения.
Вопрос о преобразовании муниципального образования данный перечень не содержит, как не содержит и статья 6 Устава <адрес> (вопросы местного значения городского округа).
Статья 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под преобразованием понимает процесс, протекающий в следующих формах: объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
В соответствии с ч. 3.1 вышеназванной статьи ФЗ-131 объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
В соответствии с частью 4 объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Преобразование не влечет за собой изменение границ иных муниципальных образований и не является вопросом местного значения.
Установленные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Гайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «о рассмотрении вопроса, предлагаемого уполномоченными представителями инициативной группы граждан для вынесения на местный референдум» в части отказа по основаниям части 2 статьи 18 Закона «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области» является законным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Оренбургской области «О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области» вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Оренбургской области.
Как указывалось выше, данный вопрос не является вопросом местного значения, его вынесение на местный референдум будет противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Оренбургской области.
Решением Избирательной комиссии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в регистрации уполномоченных представителей инициативной группы граждан по проведению местного референдума.
Данное решение принято в соответствии с пунктом 18 статьи <адрес>, по которому если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 18 настоящего закона, соответствующая комиссия отказывает инициативной группе в регистрации. В этом случае инициативной группе выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.
Каких-либо обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что право жителей города Гай на участие в референдуме нарушено, судом не установлено.
Оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении заявления Тимашевой А.М. о признании незаконным отказа в согласовании вопроса референдума, выдвинутого инициативной группой, выраженный в решении Гайского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении вопроса, предлагаемого уполномоченными представителями инициативной группы граждан для вынесения на местный референдум», признании незаконным отказа в регистрации инициативной группы граждан, выраженный в решении Избирательной комиссии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума», обязании Избирательной комиссии муниципального образования <адрес> зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу преобразования муниципального образования городской округ <адрес> путем объединения городского округа <адрес> с сельскими поселениями .., .. поссоветы, Новониколаевский.. сельсоветы Гайского муниципального района в единое муниципальное образование городской округ <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Волохова Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 марта 2013 года.