Дело № 2-1-269/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Р.п. Майна 28 июня 2019 года
Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Глухова А.В.,
при секретаре Кузьминой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофановой Татьяны Александровны к Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области отделение по Майнскому району о назначении социального пособия на погребение,
У С Т А Н О В И Л:
Митрофанова Т.А. обратилась в суд с иском к Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области отделение по Майнскому району о назначении социального пособия на погребение.
В обоснование заявленных требований указано, что 29 марта 2019 года умер её сын М.А.А.. После этого истец обратилась в Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области отделение по Майнскому району с заявлением о выплате пособия на погребение. В выплате социального пособия на погребение истцу было отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего, что Митрофанов Алексей Алексеевич не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Истец Митрофанова Т.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, указав, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Отделения по Майнскому району в судебное заседание не явился, представив отзыв и письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В отзыве, представившем суду, заведующая отделением по Майнскому району ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области Ш.Т.И. указала, что Митрофанова Т.А. 15 мая 2019 года обратилась к Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области отделение Майнского района с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению социального пособия на погребение умершего 29 марта 2019 года М.А.А.. 15 мая 2019 года Митрофановой Т.А. было выдано решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги в связи с отсутствием документов (трудовой книжки), подтверждающих факт того, что на день смерти М.А.А. не подлежал обязательному социальному страхованию.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно свидетельству о смерти *** ***, выданному отделом ЗАГС администрации муниципального образования «***» *** Российской Федерации 16 апреля 2019 года, М.А.А., *** года рождения, умер 29 марта 2019 года в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области.
15 мая 2019 года Митрофанова Т.А. обратилась в Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения *** отделение по Майнскому району с заявлением *** о выплате пособия на погребение за умершего М.А.А..
Из справки, выданной администрацией МО «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области 15 мая 2019 года за *** следует, что М.А.А. действительно значился прописанным и постоянно проживающим в в *** с 02.03.1986 года по день своей смерти 29 марта 2019 года.
Согласно информации Государственного учреждения центра по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в *** от 03 июня 2019 года за ***, в региональной базе данных на застрахованное лицо М.А.А., *** года рождения, имеются сведения, составляющие пенсионные права. Сведения для включения в индивидуальный лицевой счет были представлены следующими страхователями: Акционерное общество «ГУЛЛИВЕР», ИНН ***, ***, факт работы (с 2017 года), январь 2019 года.
Решением от 15 мая 2019 года за *** Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области отделение по Майнскому району Митрофановой Татьяне Александровне отказано в выплате пособия на погребение из-за отсутствия документа, подтверждающего, что М.А.А., умерший 29 марта 2019 года, не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
В силу ч.1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти (ч. 2).
На основании части 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
органом, в котором умерший получал пенсию;
организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 813 индексация предельного размера социального пособия на погребение осуществляется ежегодно с 1 января, начиная с 2011 года, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размер социального пособия на погребение с 01.02.2019 года составляет 5946 рублей 47 копеек.
В судебном заседании установлено, что М.А.А. на момент смерти, 29 марта 2019 года, нигде не работал.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «д» пункта 2.6 Административного регламента, утвержденного Приказом Министра труда и социального развития Ульяновской области от 13 июля 2011 года №61-П, по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение, предусмотрено, что выплата социального пособия на погребение лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, возможна только при условии представления гражданином документа, подтверждающего, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Данная правовая норма Административного регламента по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение противоречит требованиям статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», поскольку устанавливает дополнительную, не предусмотренную действующим федеральным законодательством, обязанность граждан по представлению документа, подтверждающего, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Кроме того, подпункт «д» пункта 2.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Ульяновской области по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение не отвечает принципу определенности, так как не содержит сведений о названии документа, органах или организациях, наделенных полномочиями по выдаче этого документа, способах и порядке его получения гражданами.
В силу вышеприведенных норм действующего законодательства решение от 13 мая 2019 года за *** Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области отделение по Майнскому району об отказе С.Ф.А. в назначении пособия на погребение суд считает незаконным.
С учетом представленных истцом документов суд приходит к выводу, что Митрофанова Татьяна Александровна осуществляла погребение умершего 29 марта 2019 года М.А.А. и имеет право на назначение социального пособия на погребение в размере 5946 рублей 47 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Митрофановой Татьяны Александровны удовлетворить.
Обязать Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области отделение по Майнскому району назначить Митрофановой Татьяне Александровне пособие на погребение в размере 5946 рублей 47 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда в течение месяца через Майнский районный суд Ульяновской области.
Судья А.В. Глухов