№2-1283/2021
70RS0004-01-2021-000472-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю,
при помощнике судьи Кадыровой К.А.,
с участием представителя истца Спирина Д.А., действующего на основании доверенности от 05.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Волковой Людмилы Петровны к Федеральному государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук» о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Волкова Л.П. обратилась в суд с иском к государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук» о признании за ней права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что истец, согласно договору социального найма жилого помещения №н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между наймодателем ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» и нанимателем Волковой Л.П., на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ТФСОАН СССР, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. С целью приватизации занимаемого жилого помещения она обратилась в ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» с заявлением о передаче квартиры в собственность. В удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на то, что ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» не является собственником данного жилого помещения. Полагая такой отказ необоснованным, поскольку право приватизации не было использовано, истец обратилась в суд.
В судебном заседании представитель истца Волковой Л.П. Спирин Д.А. требования поддержал.
В судебное заседание истец Волкова Л.П., ответчик ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН», межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, представитель третьего лица Министерства науки и высшего образования, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения, не явились.
В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, приватизацией жилых помещений признается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» (наймодатель) и Волковой Л.П. (наниматель), на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор социального найма жилого помещения №н.
В силу пункту 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение федерального жилого фонда, состоящее из одной комнаты, общей площадью 12,5 кв.м., жилой площадью 12,5 кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно справке из паспортного стола ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» от ДД.ММ.ГГГГ, финансовому лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает: Волкова Л.П.(наниматель) с 22.10.1993
Из Выписки из Единого государственного реестра объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение является комнатой, общая площадь которой составляет 13,1 кв.м.
Здание по адресу: <адрес>, в котором истец занимает спорное жилое помещение, представляет собой именно многоквартирный дом, что следует из сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, в связи с чем оснований, препятствующих приватизации занимаемого в данном доме по договору социального найма жилого помещения в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не имеется.
Доказательств обратного суду, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
Ссылка на то, что здание по адресу: <адрес>, является общежитием судом отклоняется.
Из определения Конституционного Суда РФ № 220-О от 02.11.2000 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда г.Краснодара о проверке конституционности статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
Согласно перечню объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являющемуся приложением к Свидетельству о внесении в реестр Федерального имущества ГУП «ЖКХ ТНЦСО РАН», объект по адресу: <адрес> отнесен к общежитию.
Согласно ч.1,3,4 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в том числе на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со п.2 ч.1, ч.2,3 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Статья 94 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что общежития являются частью специализированного жилищного фонда. К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. При этом закон не предусматривает возможности изменения назначения жилого помещения путем прямого перевода из одного вида таких помещений в другой. При изменении целей использования жилое помещение должно быть исключено из одного вида жилищного фонда и включено в другой вид этого фонда. Именно по такому принципу должно производиться включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом
Из доводов, изложенных представителем истца в судебном заседании, не доверять которым у суда нет оснований, следует, что указанный дом общежитием не является, поскольку требованиям, предъявляемым законом к общежитиям, он не отвечает, в доме нет штата сотрудников, предусмотренного для обслуживания общежития, в частности, вахтера, коменданта. Также при вселении истца в указанный дом, ни мебели, ни постельных принадлежностей им не предоставлялось. При вселении срок проживания в квартире им не ограничивался.
Ответчик, будучи надлежащим образом, уведомленным о сути предъявленного к нему иска, а также о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ доказательств того, что указанный дом или его часть в установленном законом порядке включен в специализированный жилищный фонд, не представил.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ одной из обязанностей по договору социального найма жилого помещения является обязанность нанимателя по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Статья 154 ЖК РФ устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст.155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что фактически спорный дом, расположенный по адресу: <адрес>бщежитием не является, между истцом и ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» сложились отношения социального найма, а не отношения, характерные для проживания в общежитии и истец приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, поскольку, как было установлено судом, требованиям, предъявляемым законом к общежитиям, спорный дом не отвечает, необходимых условий для проживания в нем как вобщежитии ответчиком создано не было, истец, несет полное бремя содержания данного жилого помещения и мест общего пользования, характерное именно для отношений социального найма. Ответчиком доказательств обратного не представлено.
Следовательно, к сложившимся между истцом и ответчиком правоотношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства, регулирующие социальный наем жилого помещения.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Полагая, что имеются основания для передачи занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>. 153, в собственность в порядке приватизации, истцу Волковой Л.П.Волкова Л.П.ДД.ММ.ГГГГ обратилась с соответствующим заявлением к ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН»
Ответом ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что собственником жилого здания является Российская Федерация, ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» не наделено полномочиями оперативного управления, хозяйственного ведения на служебные помещения, принадлежащие на праве собственности РФ. Рекомендовано обратиться с исковым заявлением к собственнику помещения.
Между тем, согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества №НО665 от ДД.ММ.ГГГГ за ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» закреплено на праве хозяйственного ведения в том числе <адрес> в <адрес>.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
То обстоятельство, что истец Волкова Л.П. ранее не воспользовалась правом бесплатной приватизации, подтверждается сведениями из Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация».
Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Выписками из ЕГРН подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав собственности Волковой Л.Н. на объекты недвижимого имущества, приобретенные в порядке приватизации.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук, являются некоммерческими организациями, которые созданы в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Учредителем и собственником имущества государственных академий наук является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. «б» ст. 4 Указа Президента РФ от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", упразднено ФАНО, переданы его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом Минобрнауки России.
В силу пункта 4.3.22 Постановления Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями, осуществляет Минобороны науки России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» отнесено к числу организаций, подведомственных Минобрнауки России.
Согласно ч.9 ст.18 Федерального закона № 253-ФЗ от 27.09.2013 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Частью 11 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что до передачи организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества), закрепленных за указанными организациями, в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Собственником спорного помещения по адресу: <адрес>, является Российская Федерация, право хозяйственного ведения зарегистрировано за ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН».
Поскольку ФАНО упразднено и его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Минобрнауки России, следовательно, оно наделено полномочиями собственника в отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН».
В соответствии со статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим кодексом.
Таким образом, ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» в пределах, установленных законодательством РФ, вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, в том числе и жилыми помещениями по адресу: <адрес>.
Ответчиком не опровергнуто, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено за ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» на праве хозяйственного ведения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истец занимает жилое помещение в государственном жилищном фонде на условиях социального найма и ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» вправе распоряжаться имуществом, ему принадлежащим на праве хозяйственного ведения, в том числе, передавать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> собственность истца, от чего ответчик необоснованно уклоняется.
Истец обеспечена жильем по договору социального найма и обращается с настоящим иском с целью признания права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение.
Досудебные обращения Волковой Л.П. оставлены без удовлетворения.
Между тем, поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечивать и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание права.
Учитывая, что истцом по существу ставится вопрос о праве на спорное жилое помещение в порядке приватизации, ранее право на приватизацию ее реализовано не было, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, за Волковой Л.П. следует признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ –░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 01.06.2021
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░