Решение по делу № 2-339/2017 (2-4466/2016;) от 13.12.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2017 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Курносовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-339/2017 по исковому заявлению Саляховой Ю.А. к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 о восстановлении права на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список,

УСТАНОВИЛ:

Саляхова Ю.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с иском к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1, требуя восстановить ее право на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; обязать ответчика включить ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области.

В обоснование иска указано, что истица является лицом, относящимся к категории детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2005 г. истица проживала вместе со своим попечителем ФИО7 в <адрес>. В 2008 г. истица поступила в Торгово – экономический колледж в г. Иркутске, который окончила в 2011 г. В 2012 г. начала работать в детском саду «<данные изъяты>» в г. Иркутске. В 2014 г. перешла на другую работу (детский сад «<данные изъяты>» в г. Иркутске), где узнала о возможности встать на очередь на получение жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В органах опеки и попечительства ей объяснили, что в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, она не состоит. В настоящее время истица проживает вместе со своим супругом по адресу: <адрес>. При обращении в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 с вопросом о включении в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений по Иркутскому районному муниципальному образованию, истице было отказано во включении в список, в связи с достижением возраста 23 лет. Вместе с тем, истица не была своевременно включена в данный список по объективным обстоятельствам, поскольку ей не было известно о такой возможности. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, в суд за защитой своих прав, свобод, и законных интересов.

Определением Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 ноября 2016 г. гражданское дело по исковому заявлению Саляховой Ю.А. к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 о восстановлении права на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список, передано в Кировский районный суд г. Иркутска для рассмотрения по подсудности

Определением суда от 15 декабря 2016 г. в качестве третьего лица на стороне ответчика к участию в деле было привлечено Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области.

В судебное заседание истица Саляхова Ю.А., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие, реализовала свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по доверенности Бурловой М.М.

Представитель истицы Саляховой Ю.А. – Бурлова М.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержа в полном объеме, проси удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 Завозина Л.В., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела без ее участия.

Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в суд свои представителей не направили, просили рассмотреть дело без их участия. При этом представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Коробейник И.Ю. представила отзыв на исковое заявление, согласно которому просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.

Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в ранее действовавшей редакции, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Также в новой редакции была изложена статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 4 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот.

Для включения в список указанные лица или их представители обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства лица с заявлением о включении в список.

Таким образом, как при ранее действовавшем законодательстве на момент возникновения спорных правоотношений, так и при действующем законодательстве на момент рассмотрения дела, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит заявительный характер, то есть для этого требуется волеизъявление гражданина и обращение с соответствующим заявлением в государственный орган.

При этом, Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены ограничения распространения действия закона на круг лиц с 14 до 23 лет, которые могут быть поставлены на учет в качестве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Судом установлено, что решением Зиминского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску Комитета по образованию администрации Зиминского района, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Ласточкиной Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>.

Решением Зиминского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иск у Зиминской городской администрации, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Ласточкиной Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ истица Саляхова (Ласточкина) Ю.А. относилась к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствует представленная в материалы дела справка Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ее родители были лишены родительских прав.

Постановлением главы Администрации Зиминского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ , над несовершеннолетней Ласточкиной Ю.А. было установлено попечительство. Попечителем несовершеннолетней была назначена ФИО12

Из материалов личного дела Ласточкиной Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставленного Межрайонным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5, по запросу суда, следует, что в период нахождения под попечительством ФИО12, и с момента окончания попечительства до достижения 23 лет, Ласточкина Ю.А. на учет, в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, не была поставлена.

Из материалов дела следует, что после вступления в брак с ФИО13 фамилия истицы была изменена на Саляхову.

Судом установлено, что в дальнейшем Саляхова Ю.А. обращалась ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 с заявлением о включении в список детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области. В обоснование заявления было указано, что Саляхова Ю.А. не имеет жилого помещения в собственности, о чем свидетельствуют справка Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ , уведомление филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно нуждается в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда Иркутской области.

Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 от ДД.ММ.ГГГГ мр-ир, на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 6 ст. 4 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», Положения о Межрайонном управлении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденного приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17 августа 2015 г. № 118-мр, Саляховой Ю.А. было отказано во включении в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г. Иркутску, о чем в адрес истца было направлено соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе судебного разбирательства, возражая против удовлетворения требований Саляховой Ю.А., ответчик указывал, что действующим законодательством установлен пятилетний срок – с 18 до 23 лет, когда лица из числа детей – сирот вправе самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для решения вопроса о признании их нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями. В настоящее время Саляхова Ю.А. достигла возраста более 23 лет и оснований для признания права на обеспечение жилым помещением и включения в список детей-сирот в рамках Закона № 164-ОЗ не имеется.

Суд соглашается с данными доводами об отсутствии правовых оснований для признания за Саляховой Ю.А. права на обеспечение жилым помещением в рамках Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, исходя из следующих обстоятельств.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 24.01.2013 № 120-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав абзацем вторым п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

В силу ст. 3 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного либо оспариваемого права.

Вместе с тем, истица до достижения возраста 23 лет, ни в орган местного самоуправления, ни в органы опеки и попечительства Иркутской области по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обратилась.

На момент обращения в суд с настоящим иском Саляховой Ю.А. исполнилось 26 полных лет, в связи с чем, она уже утратила статус лица, на которое распространяются социальные гарантии в соответствии с Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».

В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, указано, что согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, в указанном обзоре разъяснено, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Однако, при рассмотрении настоящего гражданского дела, судом не установлено причин, которые можно принять в качестве уважительных, однозначно свидетельствующих о том, что Саляхова Ю.А. была безусловно лишена возможности до 23 лет реализовать свои жилищные права.

Доводы истицы о том, что органы опеки, законные представители своевременно не содействовали защите ее жилищных прав, не обратились с заявлением о постановке ее на учет, не могут быть приняты во внимание, поскольку истица не была лишена возможности самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением.

Опека над ней прекратилась по достижении истцом 18 лет и с этого времени истица была вправе самостоятельно защищать свои права, в том числе право на постановку на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, однако таким правом истица, как установлено в судебном заседании, не воспользовалась.

В соответствии со ст.21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом (ст.22 ГК РФ).

В соответствии со ст.29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

Каких-либо объективных препятствий после достижения ею 18 лет со стороны государственных органов, либо препятствий, связанных с личностью истца не установлено, истцом о них не заявлено.

Доводы о том, что истицы о том, что она не знала о наличии возможности обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о включении в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, суд не может принять в качестве уважительной причины, препятствующей ей реализовать свои жилищные права.

Таким образом, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, судом не установлено, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.

Принимая во внимание отсутствие у истца права на момент рассмотрения дела на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности включить Саляхову Ю.А. в указанный список.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саляховой Ю.А. к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 о восстановлении права на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; обязании Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 включить Саляхову Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                      М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен 27 февраля 2017 г.

2-339/2017 (2-4466/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Саляхова Юлия Андреевна
Ответчики
Межрайонное Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1
Другие
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Безъязыкова Марина Львовна
Дело на странице суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
13.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.12.2016Передача материалов судье
15.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017Судебное заседание
15.02.2017Судебное заседание
27.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее