Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3109/2021 ~ М-2088/2021 от 12.05.2021

Дело № 2-3109/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 17 ноября 2021 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.

при секретаре Аксенцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алякринской Елены Владимировны к АО «Спецавтохозяйство» о понуждении к заключению договора, перерасчету платежей,

установил:

Собственник жилого <адрес> в <адрес> Алякринская Е.В. обратилась в суд с иском к АО «Спецавтохозяйство» о понуждении к заключению договора на вывоз ТКО по названному адресу с указанием как, когда, откуда и с какой периодичностью будет осуществляться вывоз; объем потребления из расчета на 1 человека; снятии суммы платежей, начисленных по типовому договору от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что данной услугой она не пользовалась, т.к. проживала и несла расходы по названной услуге по месту регистрации по месту жительства (л.д. 32-34).

Истица Алякринская Е.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представители АО «Спецавтохозяйство» Молчанов П.Ю., Абрамова И.Л. в судебном заседании по заявленным требованиям возражали по основаниям, приведенным в представленных письменных возражениях (л.д. 47-50). Указали, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу произведен перерасчет платы, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из количества собственников жилого дома, с ДД.ММ.ГГГГ – исходя из количества временно проживающих. Оснований для снятия платежей за заявленный истцом период не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, п.3 ст. 30, п.2, 4 ст. 154 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; производят оплату за коммунальные услуги, к числу которых относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Алякринской Е.В. на праве собственности принадлежит жилой <адрес> (л.д. 5). В указанном доме истица зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, регистрацию по месту жительства имеет в ином жилом помещении на территории г. Смоленска (л.д. 6, 7). С ДД.ММ.ГГГГ ей начисляется плата по обращению с ТКО по лицевому счету

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно ч. 1,2 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (часть 4).

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. (далее Правила № 354).

Согласно Правилам № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (абз. 2 п.6); договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абз. 1 п. 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые определяют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и типовая форма данного договора (далее Правила № 1156).

В соответствии с названными Правилами… основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4)).

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 8(17)).

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18)).

Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(19)).

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, включая уборку мест погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненных при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (п.2, 13).

АО «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ, оказывает услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, для потребителей - физических лиц.

АО «Спецавтохозяйство» анонсировало публичную оферту (предложение заключить договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: ДД.ММ.ГГГГ на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.sah67.ru разместило типовую форму договора, информацию о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов. Одновременно с этим вся необходимая информация размещена в газетах «Смоленские новости» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Рабочий путь» № от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ установлен норматив накопления ТКО для жителей Смоленской области на 1 расчетную единицу в год в размере 1,82 куб. м.

Предельный тариф установлен постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энсргоэффективности, тарифной политике от ДД.ММ.ГГГГ в размере 608 руб. 30 коп. (с НДС) за период с ДД.ММ.ГГГГ; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в размере 589 руб. 89 коп. (НДС не облагается) за период с ДД.ММ.ГГГГ; постановление от ДД.ММ.ГГГГ в размере 594 руб. 85 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ и в размере 617 руб. 38 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, региональный оператор в полном объеме исполнил возложенные на него законодательством обязанности. Последним направлялись истице соответствующие платежные документы для внесения ею платы за предоставленные коммунальные услуги по обращению с ТКО (л.д. 24).

Со стороны собственника жилого <адрес> Алякринской Е.В. в ДД.ММ.ГГГГ каких-либо действий, отражающих позицию относительно оформления соответствующего договора, не производилось. Вследствие чего договор на оказание услуги по обращению с ТКО между Алякринской Е.В. и АО «Спецавтохозяйство» был заключен на условиях типового договора. Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.5 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Пунктом 8 (11) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.

На основании п. 8 (15) Правил № 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих правил.

Таким образом, в силу действующего законодательства договор может быть дополнен и данные дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон.

В соответствии с п. 8 (11) Правил 1156 потребителям следовало либо подписать договор на условиях регионального оператора, либо направить мотивированный отказ от его подписания с приложением предложений о внесении изменений.

Согласно п. 1 ст. 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

При этом отклонение условий проекта договора от типовой формы само по себе не свидетельствует о недействительности либо незаключенности договора в редакции, приведенной региональным оператором.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась к ответчику с заявлением о направлении ей договора по обращению с ТКО с указанием где, когда и как будет производиться вывоз ввиду того, что контейнеры для мусора отсутствуют (л.д. 11-12, 15-17).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ей был разъяснен порядок подачи заявки на заключение договора, а ДД.ММ.ГГГГ направлено для подписания 2 экземпляра договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10, 13-14,18-20).

ДД.ММ.ГГГГ Алякринской Е.В. в адрес АО «Спецавтохозяйство» направлены замечания к договору:

- в п. 9.1, согласно которой договор считается заключенным с даты его подписания, указанной региональным оператором в правом верхнем углу на первой странице договора, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ, - с указанием реальной даты заключения договора;

- в п. 10.6 (Приложение к договору), содержащей объем потребления – 9,1 куб.м. в год – с указанием объема ТКО в расчете на 1 человека с учетом ее временной регистрации по данному адресу;

- указании в договоре конкретно порядка и сроков вывоза мусора (л.д. 21).

Данные замечания ответчиком удовлетворены не были (л.д. 22-23).

В заявленном иске Алякринская Е.В. просит обязать ответчика заключить с ней договор, содержащий указание в нем на: способ, время, место, периодичность вывоза ТКО; объема потребления, исходя из расчета на 1 человека в связи с ее регистрацией по месту пребывания в указанном жилом доме; в качестве комментариев указывает, что не возражает по заключению договора с момента ее регистрации по месту пребывания в названном жилом доме.

Как следует из материалов дела, в приложении к представленному для подписания истице договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями в жилом помещении, являющегося типовой формой, в отношении жилого <адрес> объем принимаемых твердых коммунальных отходов указан 9,1 куб.м. в год, исходя из представленных региональному оператору органами местного самоуправления сведений о количестве зарегистрированных в жилом помещении 5-ти человек (без указания их поименно).

Согласно п.2.2 договора оплата услуг осуществляется по единому тарифу на услугу, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении на основании нормативов накопления. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников.

Приведенные положения соответствуют положениям п. 148 (34), 148 (36) Правил № 354, права истца не нарушают, правовой неопределенности не имеют. На момент направления разногласий по предложенному истице договору ответчику последней сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении, как предписано подп. «г» п. 8 (7) Правил № 1156, представлено не было, в связи с чем оснований для признания отказа в принятии замечаний Алякринской Е.В. об указании объема потребления исходя из одного временно проживающего в жилом помещении не имеется.

По условиям договора (подп. «а,г» п.4.3) потребитель обязан обеспечить складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору; осуществить складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов определенных договором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

В Приложении к договору место накопления твердых коммунальных отходов определено «в соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами на территории Смоленской области».

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным местом накопления твердых коммунальных отходов, сведения о котором содержатся в территориальной схеме.

По смыслу положений Правил при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области, утв. приказом Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; ближайшие к <адрес> контейнерные площадки расположены по адресам: <адрес> рядом с домом <адрес> (л.д. 86-88).

Транспортирование твердых коммунальных отходов от данных контейнерных площадок, как и от остальных площадок, осуществляется региональным оператором в полном объеме. Следовательно, у истца имеется возможность пользоваться коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, используя оборудованные контейнерные площадки, при этом удаленность расположения не влияет на качество оказываемой непосредственно региональным оператором коммунальной услуги.

Обязанность собственников твердых коммунальных отходов осуществлять складирование таких отходов в местах накопления не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки от конкретного индивидуального жилого дома. Неиспользование потребителями таких мест (площадок) не указывает на неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039, ответственность за создание и содержание общих контейнерных площадок на территориях муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест

(площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.

    Таким образом, региональный оператор не может нести ответственность за решение органа местного самоуправления в отношении установленных им мест размещения соответствующих площадок накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких мест.

    Указание в договоре с истицей, как потребителя услуг по жилому дому <адрес> конкретного места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерной площадки), подлежащего использованию по обращению с ТКО существенно ограничивает права потребителя на выбор таковых при пользовании данной услугой. Соответственно, внесение такой информации является необоснованной.

Сроки временного накопления и вывоза ТКО определены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года.

Периодичность вывоза ТКО согласно СанПиН зависят от температуры наружного воздуха и количества контейнеров на площадке, соответственно, их в регламентация в договоре не требуется.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, а также СанПиН 2.1.3684-21, как правовые акты, находятся в общем доступе.

Кроме того, на официальном сайте АО «Спецавтохозяйство» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.sah67.ru также размещен график транспортировки ТКО бестарным способом (мешками) на территории <адрес> путем загрузки отходов непосредственно в мусоровоз (провозной сбор), в т.ч. по <адрес>.

Содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, предусмотренные ст. 432 ГК РФ, п. 25 Постановления Правительства РФ от 12.11 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641».

Таким образом, при рассмотрении и разрешении требований об урегулировании разногласий по спорным условиям договоров предложенных к заключению во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами", не содержится условий, не соответствующих требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ и являющихся судщественными условиями договора.

В силу вышеприведенного оснований для удовлетворения требований истца и возложении обязанности на АО «Спецавтохозяйство» по заключению договора с указанием предложенной ею информации.

Алякринской Е.В. заявлены требования о снятии суммы платежей по обращению с ТКО, начисленных в качестве коммунальной услуги в отношении жилой <адрес> в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период она данной услугой не пользовалась и таковая ей не оказывалась, оплата ею производилась по месту ее регистрации по месту жительства.

Как установлено по делу в указанный период истица в спорный период была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> регистрации по месту пребывания по адресу нахождения принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не имела.

Начисления платы по обращению с ТКО в указанный период региональным оператором в указанный период произведено на 1 человека – собственника жилого помещения.

В силу положений ч.5 ст. 30, 11 ст. 155 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; при этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий (в т.ч. путем подачи заявки потребителем региональному оператору по истечении 15 дней со дня размещения предложения о заключении договора на оказание услуг).

Пунктами 56 (2) и 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Следовательно, отсутствие постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан не может повлечь невнесение платы за указанную коммунальную услугу, рассчитанную из количества собственников жилого помещения.

Отсутствие заключенного в письменной форме договора с Алякринской Е.В. ее освобождение от внесения платы по обращению с ТКО не влечет, доказательств заключения ею иных договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами не представлено, как не представлено доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов.

Неиспользование истцом жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное, отсутствие потребителя", применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения его, как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 148 (45) Правил № 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном раздело Х указанных Правил, согласно которому при обнаружения факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (письменно или устно) об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение потребителя подлежит обязательной регистрации. В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки (п. 104.105,106,108,109 Правил № 354).

В адрес регионального оператора сообщения о некачественном оказании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от Алякринской Е.В. не поступало, проверки факта нарушения качества коммунальной услуги не проводились и акты не составлялись.

Объективных данных того, что Алякринская Е.В. не пользовалась данной услугой по адресу принадлежащего ей жилого дома суду не предоставлено. Несение расходов по оплате предоставленной ей услуги по вывозу ТКО по месту ее регистрации правового значения не имеет.

Неиспользование истцом жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное, отсутствие потребителя", применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения его, как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В этой связи исковые требования истца о снятии начислений за услугу по вывозу ТКО за период, когда она являлась собственником жилого дома, однако регистрацию по указанному адресу не имела, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:    

исковые требования Алякринской Елены Владимировны к АО «Спецавтохозяйство» о понуждении к заключению договора, перерасчету платежей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2021.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи Космачева О.В.

секретарь судебного заседания________________

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

Аксенцова А..А.

(Фамилия, инициалы)

«__06__»___12_____2021 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД 67RS0002-01-2021-003074-40    

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-3109/2021

    

2-3109/2021 ~ М-2088/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алякринская Елена Владимировна
Ответчики
АО "СпецАТХ" г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Космачева О.В.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2021Передача материалов судье
18.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.09.2021Предварительное судебное заседание
17.09.2021Предварительное судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2021Дело оформлено
25.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее