Судья Торбик А.В. Дело № 33а-5806/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре Портнове Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 февраля 2017 года апелляционную жалобу Ивлиева С. А. на решение Щелковского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 года по делу по административному иску Ивлиева С. А. к Совету депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области, территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области о признании незаконными решений, возложении обязанности зарегистрировать инициативную группу,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Ивлиева С.А.,
установила:
Ивлиев С.А. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области, территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области о признании незаконными решений, возложении обязанности зарегистрировать инициативную группу.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что 3 июня 2016 года в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьями 6, 7 Закона Московской области от 19 ноября 2003 года № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» была создана инициативная группа участников референдума городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области в составе: Ивлиева С.А., Култаева А.Д., Горячева Р.Г., Кунтыш Г.Б., Сергиенко Е.А., Солдаткиной А.А., Сапожниковой Л.А., Трапезникова В.Е., Власенко Н.В., Ковригиной Е.В., Макеева В.И., Палагина В.С., Шаповаленко В.Е., Московича С.Л., по вопросам: «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» оформления в статусе городского леса территории 767 544 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>?»; «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» проведения лесовосстановления на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>?».
6 июня 2016 года данная инициативная группа в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пунктами 1, 2 статьи 8 Закона Московской области от 19 ноября 2003 года № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» обратилась в территориальную избирательную комиссию Щёлковского района Московской области с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума городского поселения Монино, приложив необходимый комплект документов.
На основании решения территориальной избирательной комиссии Щёлковского района Московской области от 15 июня 2016 года № 7/22 ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы 16 июня 2016 года были направлены в Совет депутатов городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области от 5 июля 2016 года № 48/22-ПА указанные выше вопросы, выносимые на референдум, признаны не соответствующими требованиям статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области», в связи с чем 11 июля 2016 года территориальная избирательная комиссия Щёлковского района приняла решение от 11 июля 2016 года № 11/3 «Об отказе инициативной группе по проведению референдума на территории городского поселения Монино Щёлковского муниципального района в регистрации».
На основании изложенного административный истец просил признать незаконными решение Совета депутатов городского поселения Монино от 5 июля 2016 года № 48/22-ПА «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум городского поселения Монино, требованиям статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области», решение территориальной избирательной комиссии Щёлковского района от 11 июля 2016 года № 11/3 «Об отказе инициативной группе по проведению референдума на территории городского поселения Монино Щёлковского муниципального района в регистрации»; обязать территориальную избирательную комиссию Щёлковского района зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума на территории городского поселения Монино Щёлковского муниципального района в составе: Ивлиева С.А., Култаева А.Д., Горячева Р.Г., Кунтыш Г.Б., Сергиенко Е.А., Солдаткиной А.А., Сапожниковой Л.А., Трапезникова В.Е., Власенко Н.В., Ковригиной Е.В., Макеева В.И., Палагина В.С., Шаповаленко В.Е., Московича С.Л.
В судебном заседании административный истец Ивлиев С.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области - Митина А.В. административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 32-35).
Представитель административного ответчика - территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Ивлиева С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ивлиев С.А. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области, представитель территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Заслушав объяснения Ивлиева С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Московской области от 19 ноября 2003 года № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» местный референдум в Московской области (далее - референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования Московской области (далее - муниципальное образование), по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
Согласно положениям статьи 2 названного Закона на референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (пункт 1).
Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Московской области (пункт 4).
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 5).
Статьей 8 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области» установлен порядок регистрации инициативной группы по проведению референдума, в соответствии с которым инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава Московской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдум. Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум требованиям статьи настоящего Закона в срок не более 20 дней со дня поступления в избирательную комиссию муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов в порядке, установленном настоящим Законом, уставом муниципального образования. Если Совет депутатов муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 2 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение избирательной комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа.
Из материалов дела усматривается, что 6 июня 2016 года инициативная группа по проведению референдума на территории городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области в составе: Ивлиева С.А., Култаева А.Д., Горячева Р.Г., Кунтыш Г.Б., Сергиенко Е.А., Солдаткиной А.А., Сапожниковой Л.А., Трапезникова В.Е., Власенко Н.В., Ковригиной Е.В., Макеева В.И., Палагина В.С., Шаповаленко В.Е., Московича С.Л. на основании пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктов 1, 2 статьи 8 Закона Московской области от 19 ноября 2003 года № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» обратилась в территориальную избирательную комиссию Щёлковского района с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории городского поселения Монино по вопросам: «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» оформления в статусе городского леса территории 767 544 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>?»; «Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» проведения лесовосстановления на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>?», приложив необходимый комплект документов (л.д. 11, 13, 14-19).
На основании решения территориальной избирательной комиссии Щёлковского района Московской области от 15 июня 2016 года № 7/22 ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы 16 июня 2016 года были направлены в Совет депутатов городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области (л.д. 10).
Решением Совета депутатов городского поселения Монино Щёлковского муниципального района Московской области от 5 июля 2016 года № 48/22-ПА указанные выше вопросы, выносимые на референдум, признаны не соответствующими требованиям статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области» (л.д. 8), в связи с чем 11 июля 2016 года территориальной избирательной комиссией Щёлковского района принято решение № 11/3 «Об отказе инициативной группе по проведению референдума на территории городского поселения Монино Щёлковского муниципального района в регистрации» (л.д. 9).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе:
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию городское поселение Монино Щелковского муниципального района Московской области, отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» и имеет вид разрешенного использования «под размещение объектов жилого, общественно-делового, производственного, коммунально-складского, специального и рекреационного назначений» (л.д. 36, 46-48), то есть иной вид разрешенного использования, нежели «городской лес».
Данный участок не является зоной массового отдыха жителей поселения, на его территории отсутствуют водные объекты общего пользования, он не относится к городским лесам, лесам особо охраняемых природных территорий.
Доказательства иного в деле отсутствуют.
Таким образом, предложенный инициативной группой по проведению референдума на территории городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области вопрос № 1 («Вы «ЗА» или «ПРОТИВ» оформления в статусе городского леса территории 767 544 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>?») предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Между тем, полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района.
Вопрос № 2, предложенный инициативной группой по проведению референдума, касается осуществления лесовосстановления на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 3 статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Частью 3 статьи 50.7 ЗК РФ установлено, что охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 32 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
Согласно пункту 1.1 статьи 82 ЛК РФ определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Статья 84 ЛК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
4) разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
6) организацию осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1 статьи 84 ЛК РФ).
В силу статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 183, лесовосстановление обеспечивается:
а) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков;
б) на лесных участках, за исключением указанных в подпункте «а» настоящего пункта:
органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Совета депутатов городского поселения Монино от 5 июля 2016 года № 48/22-ПА «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум городского поселения Монино…» не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку инициативной группой по проведению референдума в нарушение пункта 1 статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области» предложены вопросы, которые не являются вопросами местного значения.
Кроме того, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по результатам аукциона передан в аренду для осуществления комплексного освоения в целях жилищного строительства. Арендатор земельного участка оплатил стоимость права аренды, определенную по результатам аукциона, вносит арендную плату, а также осуществил затраты на разработку проекта планировки и межевания территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, ВВА им. Ю.А. Гагарина, в целях размещения многоквартирного жилищного строительства, который был утвержден Распоряжением министерства строительного комплекса Московской области от 11 апреля 2016 года № П36/678 (л.д. 37-45, 46-48).
Таким образом, определить правовые последствия решения, принятого на референдуме в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, не представляется возможным, что противоречит пункту 5 статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области».
Решение территориальной избирательной комиссии Щелковского района от 11 июля 2016 года № 11/3 «Об отказе инициативной группе по проведению референдума на территории городского поселения Монино Щелковского муниципального района в регистрации» принято в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 8 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области».
Права, свободы и охраняемые законом интересы административного истца административными ответчиками не были нарушены.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Ивлиевым С.А. требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Довод апелляционной жалобы Ивлиева С.А. о том, что суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц - членов инициативной группы по проведению референдума, является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что Ивлиев С.А. уполномочен действовать от имени и в интересах указанной инициативной группы участников референдума (л.д. 14).
Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивлиева С. А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: