Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-21/2017 (2-964/2016;) ~ М-985/2016 от 17.11.2016

                                                                                                                                Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Ивановский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи                                                                 ФИО20

при секретаре                                                                                           ФИО8

с участием: истца ФИО1,

    представителя ответчика – администрации ФИО5 <адрес> ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

    представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика - администрации Константиноградовского сельсовета ФИО5 <адрес>, главы администрации ФИО3, действующего на основании Устава и прав по должности,

рассмотрел в открытом судебном заседании вс. Ивановка гражданское дело г. по иску ФИО1 к администрации ФИО5 <адрес> о предоставлении жилого помещения и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Ивановский районный суд <адрес> сисковым заявлением к администрации ФИО5 <адрес> в котором просила обязать администрацию ФИО5 <адрес> предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления на территории ФИО5 <адрес>, не менее 33 кв.м., и в соответствии с пригодностью жилого помещения, и взыскать с администрации ФИО5 <адрес> понесенные ею судебные расходы.

Исковые требования были обоснованы тем, что ее родители: ФИО4 и ФИО17 ФИО5 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав (впоследствии родители умерли: отец в 2009г., а мать в 2013г.). На основании постановления главы администрации ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ её определили в детский дом, закрепив за ней жилье по адресу: <адрес>.

В 2009 году она непродолжительное время проживала у своих родственников в <адрес>, где хранила свои личные документы, в том числе об образовании, которые родственниками были утрачены.

С марта 2015 года она стала ходить в органы опеки и попечительства к ФИО10 для решения вопроса о включенииеё в список на получение жилья. Ходила многократно. Однако, не принимая документы, ее отправляли собирать что-то новое. Сама восстановить все документы сразу она не смогла, поэтому вынуждена была обратиться за помощью и встать на сопровождение в ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения», где ей стали помогать восстанавливать утраченные документы.

ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась в органы опеки и попечительства ФИО5 <адрес>, где подала заявление о включении её в список на получение жилого помещения. Заявление с имеющимися документами у неё приняли однако ответа о принятом решении не дали в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с жалобой на органы опеки и попечительства в прокуратуру ФИО5 <адрес>.ДД.ММ.ГГГГ органами опеки и попечительства ей был дан ответ о невозможности включения её в список на получение жилья ввиду превышения возраста 23 лет, хотя она обращаласьв опеку додостижения 23 лет, но в связи с тем, что восстанавливала документы, органы опеки и попечительства не учли затраченное на это время.ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение из прокуратуры ФИО5 <адрес> м-16 о неправомерном отказе в предоставлении социального жилого помещения и нарушении её прав как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По результатам проверки прокуратуры ФИО5 <адрес>, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в отдел образования ФИО5 <адрес> в котором просила сообщить включена ли она в списки на получение социального жилья. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ, в котором было указанно, что согласно выписки из похозяйственной книги ФИО17 проживали и были зарегистрированы в <адрес> ФИО5 <адрес> с 1997 года и по настоящее время. Что на момент закрепления жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлось собственностью СПК «Восход» документально не подтверждается, следовательно, данное жилое помещение закреплено законно и она вправе вселится в него.

ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в прокуратуру ФИО5 <адрес> так как ее не включили в списки лиц подлежащих обеспечению жилым помещением, чем опять же нарушили её жилищные права.ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ФИО5 <адрес> был дан ответ о том, что если она считает, что закрепленное за ней жилое помещение является либо не пригодным для проживания, либо площадь закрепленного жилья не соответствует учетной норме, ей необходимо обратиться в администрацию ФИО5 <адрес> с заявлением о признании факта невозможности проживания в закрепленном за ней жилье, и в случае признания такого факта, она может быть включена в списки лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Вместе со специалистами ГАУАО «Ивановский комплексный центр социальногообслуживания населения» она выехала в <адрес>, где была создана межведомственная комиссия, которая произвела обследование жилого помещения по адресу: <адрес>.Комиссией ДД.ММ.ГГГГ было дано заключение согласно которомукапитальный ремонт нецелесообразен, в связи с тем, что затраты на капитальный ремонт превысят остаточную стоимость. Жилое помещение было признано не пригодным для проживания с указанием на необходимость переселения граждан в другое помещение.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указных лиц.

Считает, что её жилищные права, как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нарушены, что недопустимо.

Просит включить её в список на получение жилья ( в связи с достижением 23 лет) и предоставить ей по договору специализированного найма жилое помещение, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В возражениях на иск (вход. от ДД.ММ.ГГГГ)ответчик - администрация ФИО5 <адрес> указал, что считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Истец осталась без попечения родителей в 2004 году, так как её родители ФИО4 и ФИО6 решением ФИО5 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Постановлением администрации ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетней ФИО1 в детский дом» за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где она была зарегистрирована вместе с матерью, которое 22.08.2016г. межведомственной комиссией признано не пригодным для проживания.

Из искового заявления следует, что истец с целью постановки на учет как лицо из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ФИО5 <адрес> впервые обратилась только в марте 2015 года. В приеме документов ей было отказано в связи с тем, что были представлены не все документы, перечисленные в п. 5 статьи 4.1. Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Постановлением администрации Константиноградовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Константиноградовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет на внеочередное получение жилья ФИО21 Документов подтверждающих невозможность вселения в ранее закрепленное жилье не представлено.

Также в материалах дела отсутствуют какие- либо доказательства, подтверждающие тот факт, что истица обращалась в компетентный орган с заявлением о включении её в соответствующий список до достижения ею возраста 23 лет. Вопреки требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки её на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела также не содержат.

Заявление истца о том, что препятствием к обеспечению жильем указанной категории граждан не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до 01.01.2013г. в силу Федерального закона на учете как нуждающиеся в жилье считают не состоятельным и основанным на неверном толковании норм права.

Из анализа абз. 4 ст. 1, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положений ст. 8 в редакцииФедерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ,следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23- летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., носит заявительный характер, и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Истцом не были представлены доказательства невозможности вселения в закрепленное жилье, а также факт обращения по жилищному вопросу в компетентный орган.

На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Определением ФИО5 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг.к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, привлечена администрация Константиноградовскогосельсовета ФИО5 <адрес>.

В ходе судебных заседаний ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Поясняла, что до 2004 года она с родителями и младшим братом проживала по адресу: <адрес>. Кому принадлежало жилое помещение ей не известно. В 2004 году, ещё до лишения родителей родительских прав, их изъяли из семьи и её направили в приют «Вера» <адрес>, где она прожила 2 года до 2006 г., оттудаеё направили в школу – интернат <адрес>, где она жила и обучалась 3 года до 2009 г., после чего она была переведена в школу – интернат <адрес>, гдепробылагод, и окончив 8 классов, в 2010 году поступила учиться в училище <адрес>. Месяц проучилась, затемеё от учебы отстранили, так как она забеременела. Вернулась в <адрес>, где стала жить у старшего брата, по <адрес>. Она знала, что по <адрес>, живёт её мать,она иногда её навещала, но жить вместе с ней не хотела, так как мать злоупотребляла спиртными напитками. Кроме того условий для проживания в доме не было, так как он был очень старый, разрушенный. О том, что данное жилье закреплено за ней, она не знала. Ни педагоги в школе – интернате, ни преподаватели в училище ей не сказали, что у неё есть жилье, и что мать в нем жить не должна. Когда она, в 2010 г. забирала документы из училища, ей отдали синюю папку, какие в ней были документы она не смотрела, сказали чтобы эти документы она предоставила главе администрации, но она этого не сделала, так как боялась, что документы потеряют. Папку с документами оставила у брата, откуда она в 2010-2011 г. пропала. В 2010 г. она родила двойню. В 2012 г. её лишили родительских прав в отношении её двоих детей. В это время она уже у брата постоянно не жила, приезжала в гости, а жила у подружки в <адрес> ФИО5 <адрес>. Брат с женой оформили опекунство на детей, а в 2013 г. детей у них забрали. Где сейчас находятся дети ей не известно. В 2013 г. умерла мать, она хотела заселиться в дом, на <адрес>, но условий для проживания в нем не было, тем более с маленьким ребенком, которого она родила в 2013 г. В доме обваливался потолок, были щели в окнах, печка была разрушена. Денег на ремонт у неё не было. В администрацию села по вопросу оказания помощи она не обращалась, так как никто ей не подсказал.В этом же 2013г. она поехала с ребенком в Ивановку, хотела встать на учет в Центр занятости населения, вечером собиралась уехать к брату в <адрес>, но опоздала на автобус. На автовокзале её увидела ФИО9, которая раньше проживала в <адрес> и хорошо знала её родителей. Узнав, что ей с ребенком негде ночевать, она их пожалела и привела к себе в дом, по адресу:<адрес>, пер. Короткий, 2. Когда она рассказала ФИО9, что у неё нет жилья и ей некуда возвращаться, последняя оставила их с ребенком проживать у неё, пока она не решит вопрос с жильем, посоветовав обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, так как ей, как сироте положено жилье. По совету ФИО9, в 2013 г. первый раз она обратилась в орган опеки и попечительства по вопросу обеспечения жильем, где ФИО10 узнав, что у неё документы утрачены, сказала «собирай документы и приходи». Она самостоятельно попыталась восстановить необходимые документы, ездила в архив, но безрезультатно. Ещё раза три, в устной форме она обращалась в орган опеки и попечительства, где ей говорили «ищи документы, нужен аттестат, без него ничего делать не будем».Затем, в 2015 г. ФИО9 подсказала ей обратиться в ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения», в котором ей стали помогать восстанавливать и собирать все необходимые документы, делать запросы. Про наличие закрепленного жилья ей никто не говорил, пока она в 2016 г. не обратилась с жалобой на орган опеки и попечительства в прокуратуру ФИО5 <адрес>. После чего, отдел образования направил в её адрес сообщение, из которого ей стало известно, что за ней закреплено жилье в <адрес>, которое еще в 2013 г. было не пригодно для проживания. При участии данного центра, дом в <адрес>, официально был признан не пригодным для проживания.

Она обращалась к главе администрации Константиноградовского сельсовета ФИО3 по жилищному вопросу, в каком именно году не помнит, он издал постановление о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, и в сельсовете ей сказали, что она имеет право на жилье. Данное постановление она получила на руки, когда собирала пакет документов для опеки.

До 2013 г. она в компетентные органы с заявлением о постановке на учет для получения жилья не обращалась, так как ей не было известно о том, что ей как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положено жилое помещение, она одна, помочь, рассказать ей было некому. Когда в 2013 году стала обращаться в органы опеки и попечительства по вопросу обеспечения её жильем, ей ещё не было 23 лет, но у неё отсутствовали необходимые документы, помощь в восстановлении которых указанные органы ей не оказали. После того как с помощью ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения», были восстановлены все документы, в 2016 г. она обратилась с заявлением о предоставлении жилья, но ей было отказано по причине достижения 23 лет.

На сегодняшний день, имея двоих малолетних детей (ещё одного ребенка она родила в 2014 г.), жильем она не обеспечена, в список лиц, подлежащих обеспечению жильем не включена, четвертый год вместе с детьми живет у ФИО9 в <адрес>, хотя зарегистрирована по адресу: <адрес>, в доме, который признан непригодным для проживания.

В судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика – администрации ФИО5 <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,с иском была не согласна,просила в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Дополнила, что в 2010 г. имея все документы на руках, ФИО1 ни в администрацию Константиноградовского сельсовета, ни в орган опеки и попечительства не обращалась, доказательств невозможности вселения в закрепленное жилье, и его не пригодности для проживания на 2013 г. истцом представлено не было. Также не было представлено доказательств того, что зная с 2013 г. о своем праве на обеспечение жилым помещением, ФИО1 до 2015 г. предпринимала какие-либо действия. В отдел образования истец обратилась уже в 2015 г., после достижения 23 лет, когда уже не относилась к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ.представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика – глава администрации Константиноградовскогосельсовета ФИО5 <адрес> ФИО3, действующий на основании Устава и прав по должности, с иском был согласен.

Пояснил, что в 2004 году родители ФИО1 злоупотребляли спиртными напитками, были «в запое», за детьми не смотрели, дети были голодные. Он на правах главы администрации изъял их из семьи и отвез в приют «Вера», затем собрал документы на лишение родительских прав. После лишения родителей ФИО1 родительских прав, ФИО7 из приюта «Вера» отправили в интернат <адрес>, а её брата в <адрес>. В 2009-2010 г.г. ФИО1 появлялась в <адрес>. В 2010 году родила двоих детей. За детьми присмотра не было, их у ФИО1 забрали и поместили в детское отделение ФИО5 больницы, затем ФИО1 лишили родительских прав в отношении двоих детей, которых отдали под опеку её старшему брату и его сожительнице. В 2013 году опеку отменили, детей отправили в детский дом. ФИО1 в селе Константиноградовка появлялась «наездами», приезжала в администрацию за справками, сказала, что живет в <адрес>. В 2016г. к нему обратились работники ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения», совместно с которыми было проведено обследование <адрес>. Комиссия признала дом не пригодным для проживания. Месяца два назад старший брат ФИО1 разобрал дом. В настоящее время данного дома нет.

На момент закрепления за ФИО1 <адрес> требовал капитального ремонта, так как был очень старый, и со стороны родителей ФИО1 никакого ухода за домом не было.Жилье за ФИО1 было закреплено формально, так как по законодательству, действовавшему на тот момент, прежде чем сдать детей в государственное учреждение для сирот, необходимо было закрепить за ними жилье. Поскольку дом был ветхий своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он поставил несовершеннолетнюю ФИО1 на учёт для предоставления внеочередного жилья. Соответственно, по истечении времени и в виду отсутствия ухода, в 2013 году, когда умерла мать ФИО1, дом был еще в более ветхом состоянии. Указанный <адрес> принадлежал СХПК «Восход», после ликвидации которого, в 2015 г., на баланс администрации Константиноградовского сельсовета они дом не принимали, так как он был «разваленный». Муниципального жилья у них в селе вообще нет.Постановление о закреплении жилья за ФИО1 было отменено в 2015 <адрес>-то в 2010-2011 г.г. он говорил ФИО1, что ей нужно собрать документы, и она сможет получить жилье, так как на тот момент у неё даже не было паспорта, он выдавал ей справку, чтобы она смогла его получить.

В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о дате, времени и местеего проведения представители третьих лиц:Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерства финансов <адрес>, Финансового управления администрации ФИО5 <адрес>, Отдела образования администрации ФИО5 <адрес>,сведений о причинах не явки суду не предоставили как и мнения относительно заявленных исковых требований, об отложении рассмотрения дела не просили.

Суд,с учетом мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, руководствуясь ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив доводы искового заявления, возражения ответчика на иск, заслушав истца, представителя ответчика – администрации ФИО5 <адрес> ФИО2,представителя третьего лица – главу администрации Константиноградовскогосельсовета ФИО3, допросив свидетелей ФИО9 и ФИО11, исследовав личное дело ФИО1 , иматериалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

    Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

     Статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

     Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

    Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст. 40 Конституции РФ).

    Статьей 2 ЖК РФ установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

    В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

    Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, Жилищный кодекс Российской Федерации,а на уровне Амурской области, как субъекта Российской Федерации, – Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" даны понятия: «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей» и «лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав…; лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из копии повторного свидетельства о рождении <данные изъяты> , выданного ДД.ММ.ГГГГ годамуниципальным образованием Константиноградовский сельсовет ФИО5 <адрес>, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в графе отец указан ФИО6, в графе мать ФИО4.

На основании решения ФИО5 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 и ФИО6 были лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении дочери ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети были переданы на воспитание органу опеки и попечительства.

            Доказательств того, что родители ФИО1 были восстановлены в родительских правах, материалы дела не содержат.

Имеется выписка записи акта о смерти Одела ЗАГС по ФИО5 и <адрес>м Управления ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ФИО5 <адрес>, выдано свидетельство серии I-ОТ . Последнее место жительства: <адрес>.

Из копии записи акта о смерти Отдела ЗАГС по ФИО5 <адрес> управления ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., следует, что ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка поселка Прудянка,<адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО5 <адрес>,выдано свидетельство серии I-ОТ . Последнее место жительства: <адрес>.

            Постановлением главы Константиноградовского сельсовета ФИО5 <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении вне очереди жилья несовершеннолетней ФИО1», в связи с тем, что несовершеннолетняя ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей, она была поставлена на учёт для предоставления жилья вне очереди.

            Постановлением главы администрации ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетней ФИО1 в детский дом», ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения была определена в детский дом, и за ней закрепили жилье по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована вместе с матерью. Ответственность за сохранность жилья возложили на главу Константиноградовского муниципального образования ФИО3

Согласно пояснений истца ФИО1, данных ею в ходе судебного разбирательства, она утратила все документы, в том числе и об образовании. Вместе с тем, как следует из архивной справки /Р- от ДД.ММ.ГГГГ. «Об обучении», предоставленной по запросу ГАУАО «Ивановский центр социальной помощи семье и детям», в алфавитной книге записи учащихся Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы – интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дислокация <адрес>) за 2000-2014 г.г. имеются следующие сведения об обучении ФИО1 за 2008-2009 г.г.:

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата поступления в школу – ДД.ММ.ГГГГ, класс 8 «а», переведена из школы-интерната <адрес>, дата выбытия – ДД.ММ.ГГГГ, выбыла из 8 класса на основании приказа -в от ДД.ММ.ГГГГ, выбыла на учебу в ПУ <адрес>. Согласно примечания приказы (протоколы) о поступлении (выбытии), личные дела воспитанников, документы (дипломы, аттестаты) об окончании обучения на хранение в ГБУ «Государственный архив <адрес>» не поступали.

Из вышеприведенных документов следует, что ФИО1 до достижения возраста 18 лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а с 18 до 23 лет к лицам из их числа, поэтому она имела право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантий, кчислу которых относится обеспечение жилым помещением, предусмотренное статьей 8 данного закона.

     Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, с момента принятия закона, до времени, когда ФИО1 исполнилось 23 года (ДД.ММ.ГГГГ), претерпела ряд изменений.

Так, в силу указанной нормы (в редакции, действующей до 31.12.2012 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

     Действующимправовым регулированием определено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Таким образом,Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения.

     Как было указановыше, за несовершеннолетней ФИО1 было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ФИО5 <адрес>.

     Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ г.р. (в возрасте 23 лет) обратилась на имя и.о. главы<адрес> ФИО12 заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

На данное заявление за от ДД.ММ.ГГГГ МУ отделом образования администрации ФИО5 <адрес>, ФИО1 был дан ответ, в котором указано на отказ в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку за ней закреплено жильё в <адрес>, площадью 34 кв.м., в котором требуется ремонт, а также в виду того, что к моменту обращения она достигла возраста 23 лет, в связи с чем утратила статус лица из числа детей – сирот и потеряла право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указано, что ей в судебном порядке необходимо доказать уважительную причину пропуска срока подачи соответствующего заявления.

    Суд считает отказ в предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – незаконным.

Как следует из сообщения МУ отдела образования администрации ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, одним из оснований отказа в предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения является наличие закрепленного за ней жилого помещения.

Согласно пояснений ФИО1, когда в 2010 г. она, будучи отчисленной из ПУ <адрес>, вернулась в <адрес>, в доме по <адрес>, проживала её мать, лишенная родительских прав. Поскольку мать злоупотребляла спиртными напитками, а также ввиду того, что дом был не пригоден для проживания, она не стала проживать в указанном доме, а ушла жить к старшему брату.О том, что жилое помещение по <адрес> за ней, и что мать не имеет право там проживать, она не знала, её об этом в известность никто не поставил. Орган опеки и попечительства, куда она в 2013 г.впервыеобратилась по вопросу обеспечения её жильем, также ничего не сообщил ей относительно наличия закрепленного за ней жилого помещения, о котором ей стало известно лишь в 2016 г. из ответа отдела образования на её жалобу, поданную в прокуратуру ФИО5 <адрес>.

Глава администрации Константиноградовского сельсовета ФИО5 <адрес> ФИО3, в ходе судебного разбирательства пояснил, что на момент закрепления за ФИО1<адрес>, он требовал капитального ремонта, так как был очень старый, жилье за ФИО1 было закреплено формально. Поскольку дом был ветхий своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он поставил несовершеннолетнюю ФИО1 на учёт для предоставления внеочередного жилья.

Указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении вне очереди жилья несовершеннолетней ФИО1», было признано утратившим силу, и ФИО1 была снята с учета в качестве нуждающейся в получении жилья на основании постановления главы администрации Константиноградовского сельсовета ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.(т.е. после того, как ФИО1 достигла 23 лет).

Более того, постановлением главы Константиноградовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. «Об улучшении жилищных условий семьи ФИО1», ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данные об отмене указанного постановления отсутствуют.

    Таким образом, ещё до вынесения главой администрации ФИО5 <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетней ФИО1 в детский дом», которым за ней было закреплено жилье по адресу: <адрес>, в виду ветхости данного жилого помещения, постановлением главы администрации Константиноградовского сельсовета ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была поставленана учёт для предоставления жилья вне очереди, а в 2013 г. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которое действует и внастоящеевремя), что свидетельствует о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было не пригодным для проживания ещё в момент его закрепления, и как следствие о незаконности его закрепления за ФИО1

Несмотря на это, по возвращении ФИО1в 2010 г. в <адрес>-за отстранения от учебы(ПУ <адрес>) по причине беременности,отдел образования администрации ФИО5 <адрес> (органа опеки и попечительства), в полномочиях которого сосредоточены функции по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; защите их прав и интересов; устройству детей-сирот на воспитание; осуществление контроля за сохранностью имущества несовершеннолетних (ст. ст. 121, 123 Семейного кодекса, ст. 37 Гражданского кодекса,ст. 19 Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ), каких-либо мер для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления за ФИО1 жилого помещения, не пригодного для проживания, расположенного по адресу:<адрес>, и постановки её на учёт нуждающихся в получении жилья в целях реализации права на обеспечение жилым помещением не предприняли.

     Как было установлено судом, до 2013 г. ФИО1 в органы опеки и попечительства по вопросу обеспечения её жилым помещением не обращалась.

К моменту обращения истца в компетентные органы, в соответствии с принятием Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 01.01.2013 г., ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», была изложена в новой редакции.

Так, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений подоговорамсоциального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, вслучае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, с 01.01.2013 г. условием возникновения права на обеспечение жильём детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, стало являться не отсутствие закрепленного за ними жилого помещения, а то обстоятельство, что они не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма либо собственниками жилых помещений, либо в случае невозможности проживания в жилом помещении, занимаемом ими ранее как нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В силу положений ст. 5 Закона Амурской области № 472 – ОЗ органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке в виде осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также по осуществлению мероприятий по подготовке жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признания невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам указанной категории содействия в преодолении трудной жизненной ситуации для заключения договора найма специализированного жилого помещения...

Отдел образования администрации ФИО5 <адрес>, являющийся органом исполнительной власти ФИО5 <адрес>, реализующим государственную политику и осуществляющим управление в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержки и социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных организаций по вопросам, отнесенным к его полномочиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, <адрес>, Уставом ФИО5 <адрес>, районными нормативными правовыми актами, каких – либо мер, пооказанию содействия по установлению факта невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении, а также направленных на включение истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, в связи с изменениями в действующем законодательствес ДД.ММ.ГГГГ (по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа), в отношении ФИО1, которой соответственно на ДД.ММ.ГГГГ было только 20 лет, не принял.

     Обследование помещения, по адресу: <адрес>, было произведено лишь ДД.ММ.ГГГГ.(по достижении истцом 24 лет), при оказании ФИО1 содействия со стороны ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения», куда ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении ей социальных услуг.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что межведомственная комиссия произвела обследование помещения по заявлению ФИО1, по адресу: <адрес>. Обследованием установлено, что <адрес> года постройки, при визуальном осмотре наблюдается разрушение ленточного фундамента. В наружных стенах наблюдаются деформации (горизонтальные и вертикальные искривления). При неравномерной осадке фундамента печи привели к трещенообразованию и разрушению кирпичной кладки. Нижние венцы наружных стен, половые балки и деревянные конструкции пола подвержены гниению и разрушению. Кровля имеет значительные сколы и трещины, деревянные конструкции крыши повреждены гнилью. Потолок имеет провис и разрушение в местах сопряжения с наружными стенами. Электропроводка находится в ветхом состоянии и требуется ее замена. Рекомендовано переселение граждан из данного жилого помещения в пригодное для постоянного проживания помещение. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования: так как капитальный ремонт нецелесообразен, в связи с тем, что затраты на капитальный ремонт превысят остаточную стоимость, жилое помещение признать непригодным для проживания. Необходимо переселение граждан в другое помещение. Акт обследования помещения подписан членами комиссии.

Согласно заключениямежведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствует предъявляемым требованиям норм проживания в жилых помещениях.

    Как следует из пояснений главы администрации Константиноградовского сельсовета ФИО3, данных им в ходе судебного разбирательства, на сегодняшний день дом по адресу: <адрес>, не существует, так как он разобран.

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 4.1 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472 - ОЗ от 17.03.2005 г., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями включаются лица, указанные в ч.1 ст. 4настоящего Закона (которая аналогична по содержанию ч.1 ст. 8 ФЗ № 159 – ФЗ).

    При этом, в данный Список, согласно Приложению № 3 к Закону Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 17.03.2005 г. указываются сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года, так и сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших (поставленных) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года.

Как следует из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предоставление жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст. 8 данного закона, должно происходить незамедлительно при наступлении обстоятельств, указанных в абзаце третьем части первой данной статьи.

При этом указанные лица к данному времени должны быть включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого в соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Порядок формирования списка устанавливается законом субъекта Российской Федерации (п.3 ст. 8 Федерального закона № 159 – ФЗ).

Согласно ч.3 ст. 4.1 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 472-ОЗ от 17.03.2005 г. список формируется на бумажном и электронном носителях на основании информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представляемой органами местного самоуправления в уполномоченный орган.

    ФИО1 в указанный список не включена.

    Вместе с тем, отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении её требования о предоставлении ей жилого помещения.

    На данное обстоятельство указано в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 г.

При этом в данном Обзоре говорится о том, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись в том числе: установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

    Кроме того, в данном Обзоре Верховный Суд Российской Федерации указал также на то обстоятельство, что при решении вопроса о возможности возвращения таких лиц в ранее занимаемое ими жилое помещение, которое было за ними закреплено, следует проверять, не противоречит ли такое возвращение их интересам. Одним из обстоятельств, противоречащим возвращению указанных лиц в ранее занимаемое ими жилое помещение, которое было за ними закреплено, указано – проживание в этом помещении лиц, лишенных в отношении этих детей родительских прав, а также лиц страдающих алкоголизмом.

    Судом установлено и никем не оспаривалось, что в закрепленном за истцом жилом помещении, когда она возвратилась из ПУ <адрес>, проживала её мать, злоупотребляющая спиртными напитками, которая была лишена родительских прав в отношении истца, что вопреки доводов ответчика свидетельствует о невозможности вселения ФИО1 в закрепленное жилье.

Также в данном Обзоре Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что при решении вопроса о возможности возвращения таких лиц в ранее занимаемое ими жилое помещение, которое было за ними закреплено, следует проверять также площадь жилого помещения, приходящегося на его долю, и если она менее учетной нормы, то такие лица имеют право на обеспечение жилой площадью во внеочередном порядке.

Правильность такого подхода при решении вопроса о возможности возвращения таких лиц в ранее занимаемое ими жилое помещение, была закреплена законодательно при внесении изменений в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступивших в действие с 1 января 2013 г.

При таких обстоятельствах само по себе наличие закрепленного за ФИО1 жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, закрепленного за ФИО1 незаконно, в виду не пригодности для проживания на момент его закрепления, в котором проживала её мать, лишенная родительских прав, злоупотребляющая спиртными напитками, не может нарушить её право на обеспечение благоустроенным жилым помещением гарантированное действующим законодательством как лицу, относящемуся к льготной категории граждан, посколькупроживание истца в указанном жилом помещении являлось невозможным, противоречило её интересам и нарушало её право на проживание в нормальных условиях.

    Кроме того, суд приходит к выводу, что срок постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, а также включение ФИО1 в сводный список, пропущен ею по уважительной причине.

    Как было установлено судом, и не опровергнуто ответчиком, ФИО1 в 2010 г. были утрачены все документы.При этом, вопреки утверждениям ответчика, истец в 2013 г. (в возрасте 21 года) предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обращаясь в орган опеки и попечительства Отдела образования администрации ФИО5 <адрес>, но не была поставлена на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, помощь в сборе которых указанный орган ей не оказал.

    Данное обстоятельство помимо пояснений самой ФИО1 подтверждается показаниями свидетелей.

     Так, свидетель ФИО9 показала, что знала родителей ФИО1 и её саму, так как ранее проживала вс. <адрес>. Где-то в марте – апреле 2013 года она встретила ФИО1 на автовокзале в <адрес> с девятимесячным ребенком на руках, которой некуда было идти.Она её пожалела и приютила у себя вместе с ребенком. После чего отправила ФИО1 в орган опеки и попечительства для решения жилищного вопроса, поскольку знала, что ей как сироте положено жилье.Кроме паспорта других документов у ФИО1 она не видела. Последняяходила в орган опеки ни один раз, но её каждый раз заставляли собирать какие-то документы. По мере возможности ФИО1 пыталась собрать все необходимые документы, ездила в <адрес>, в архив, при этом орган опеки и попечительства помощи в сборе документов ей не оказывал. После того, как ФИО1 обратилась в орган опеки, и они узнали, что она живет вс. Ивановка с маленьким ребенком, они стали ходить и проверять, надлежащим ли образом она выполняет родительские обязанности, при этом не интересовались самой ФИО1 как сиротой, не разъясняли ей её права. Когда они сами затронули тему жилья, представители органа опеки и попечительства обещали помочь, но помощи они так и не дождались. После чего от своей знакомой ФИО14 она узнала, что та работает в ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения», который предоставляет социальные услуги по постинтернатному сопровождению детей-сирот и лиц из их числа. Она отправила ФИО1 в данный Центр, где последняя еще до достижения 23 лет, в марте 2015 г. встала на учет. В Центре ей помогли восстановить все утраченные документы, сами делали запросы во все инстанции, кроме того оказали помощь детям ФИО1, которая, проживая у неё родила ещё одного ребенка. Начиная с марта-апреля 2013 г. и по настоящее время ФИО1 проживает у неё в доме вместе с двумя детьми и они все находятся на её обеспечении. ФИО13 проживает у неё без регистрации, так как вместе с детьми она зарегистрирована в <адрес>, несмотря на то, что в данное время этого дома уже нет. ФИО1 она может охарактеризовать только с положительной стороны, она не пьет, не курит, помогает ей похозяйству. Кроме того она очень хорошая мать, дети у неё всегда накормлены, тянутся к ней. Полагает, что ФИО1 лишили родительских прав в отношении двух первых детей, в том числе и из-за отсутствия у неё жилья. Помочь ей было некому, нужно было работать, чтобы содержать детей, работы в селе не было, она была вынуждена ездить на работу в другие населенные пункты, а детей оставляла с родственниками, которые пили, за детьми не смотрели. Они пытались найти детей ФИО1, но им сказали, что их усыновили.

    Свидетель ФИО14 показала,что их Центр занимается сопровождением детей, которые вышли из сиротских учреждений. Они помогают им в оформлении всех документов. Если у них есть дети, то проводят профилактику вторичного сиротства, чтобы дети не оказались на месте своих родителей. Так же проводят работу по профилактике вредных привычек, по трудоустройству, и т.д. ФИО1 была поставлена на учет в их Центре ДД.ММ.ГГГГ Они помогали ей собирать документы, которые требовал орган опеки и попечительства для того, чтобы решить вопрос по обеспечению её жильем. Делали запросы, им присылали ответы, что сведениями не располагают, истица сама ездила, искала документы, они обращались в архив, в другие организации, где-то им отказывали, где-то нет. Очень много времени они потеряли на восстановлении документов. Она сама лично ходила к специалистам органа опеки и попечительства ФИО10 и ФИО15, просила их оказать помощь ФИО1 в сборе документов, они не отказывали, но и ничего не делали. До достижения ФИО1 23 лет они успели восстановить и собрать почти все документы, не хватало только документов об образовании, которые они так и не восстановили, а получили лишь архивную справку. Получив последний документ, в ноябре 2015 г., когда ФИО1 только-только исполнилось 23 г. она обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства, но ей было отказано в предоставлении жилого помещения, в том числе по основанию наличия закрепленного жилого помещения о котором им известно не было. Узнав о закрепленном жилье,расположенном по адресу: <адрес>, они поехали его посмотреть. Дом был в аварийном состоянии, там все рушилось. Они пригласили главу администрации, он собрал комиссию и при содействии их Центра межведомственной комиссией, в установленном порядке данное жилое помещение было официально признано непригодным для проживания. Постановление о закреплении жилого помещения за ФИО1 было отменено. Повторно обратились в орган опеки и попечительства с заявлением, но ФИО1 вновь было отказано в постановке на учет по основанию достижения 23 лет. На сегодняшний день ФИО1 на учете нуждающихся в получении жилья не состоит, жильем не обеспечена, в связи с чем, они помогли ей оформить данное исковое заявление в суд, для защиты её нарушенных прав. Полагает, что вины истца в том, что она вовремя не обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства и не встала на учет нуждающихся в жилом помещении - нет, так как с неё требовали документы, а документы были утрачены, самостоятельно она их восстановить не могла, несмотря на то, что прилагала усилия, а орган опеки содействия и помощи ей в этом не оказал. Их Центр оказал ей помощь, документы были восстановлены, но на это потребовалось много времени.

         Из личного дела клиента ФИО1 оформленного ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения», видно, что дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

    Материалы личного дела, как и материалы данного гражданского дела содержат многочисленные запросы о предоставлении документов в отношении ФИО1, сделанные Центром. При этом, архивная справка об обучении ФИО1 была направлена в ГАУАО «Ивановский центр социальной помощи семье и детям» заместителем директора ГБУ АО «Государственный архив <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ за /Р-

    Таким образом, исходя из показаний свидетелей, не доверять которым у суда нет оснований, так как они не заинтересованы в исходе дела, согласуются между собой и с материалами дела, давая в совокупности оценку всем представленным сторонами и исследованными судом доказательствам, суд приходит к выводу, что ФИО1, впервые в 2013 г., в возрасте 21 г. обращалась в орган опеки и попечительства по вопросу обеспечения её жилым помещением,однакоорганы власти, опеки и попечительства обязанности по защите прав граждан, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к котором относится и ФИО1, исполняли ненадлежащим образом, что привело к тому, что до настоящего времени жилищные права истца остаются нарушенными.

Суду не представлено, и материалы дела не содержат доказательств того, что до достижения ФИО1 23 лет, органами, которые наделены соответствующими полномочиями проводилась работа по обеспечению реализации предусмотренного законодательством права на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде обеспечения её жильем.

    В силу ч.9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

    Несмотря на то, что на момент обращения в суд с данным иском истцу уже исполнилось 24 года, судом установлено, что органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства отнеслись к судьбе ФИО1 безразлично, несмотря на наличие обращений до достижения ею возраста 23 лет, как самой истицы, так и работника ГАУАО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» ФИО14, данные органы не решили вопрос о постановке ФИО1 на учет детей и детей-сирот, лиц из их числа, нуждающихся в жилье, не оказали помощь в сборе необходимых для этого документов, в связи с чем, не обеспечили её благоустроенным жилым помещением.

Согласноуведомлению от ДД.ММ.ГГГГ , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, отсутствует.

Из ксерокопии паспорта , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по <адрес> в ФИО5 <адрес>, видно, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (в доме, который в настоящее время разобран).

Из материалов дела следует, что до настоящего времени ФИО1 жильем не обеспечена, нанимателем либо собственником жилого помещения не является.

Таким образом, учитывая, что причины пропуска срока обращения истца с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями судом признаны уважительными, ФИО1 на дату вынесения решения объективно нуждается в жилом помещении, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле, суд в целях соблюдения гарантированного и нереализованного ею права на предоставление жилья, находит её исковые требования о предоставлении жилого помещения подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории <адрес> урегулированы Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472 – ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по восстановлению нарушенных прав ФИО1 подлежит возложению на администрацию ФИО5 <адрес>.

Принимая во внимание, что обстоятельства, в соответствии с которыми законодатель связывает незамедлительное предоставление жилого помещения (перечислены в абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159 – ФЗ) наступили, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию ФИО5 <адрес> обязанности по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м. общей площади, на территории <адрес> ФИО5 <адрес>.

    Вывод суда о предоставлении жилого помещения именно на территории <адрес> ФИО5 <адрес> основан на том, что в настоящее время, начиная с 2013 г., истец проживает в <адрес>, <адрес>

     На основании выше указанных обстоятельств, доводы представителя ответчика, указанные в отзыве, суд полагает несостоятельными.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно исковому заявлению, ФИО1 просит суд взыскать с ответчика судебные расходы.

Факт несения ФИО1 судебных расходов подтверждается чеком-ордером Доп. офиса Амурского РФ АО «Россельхозбанк» 3349/23/04 от 2ДД.ММ.ГГГГ на оплату государственной пошлины на сумму 300 рублей.

В силу ст.98 ГПК РФ, суд находит подлежащим удовлетворению требование ФИО1 о возврате ей уплаченной при подаче иска государственной пошлины в полном объеме, то есть в размере 300 рублей.

При таких обстоятельствах, с администрации ФИО5 <адрес>, как надлежащего ответчика по делу, подлежат взысканию в пользу истицы ФИО1 понесенные ею судебные расходы в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации ФИО5 <адрес> о предоставлении жилого помещения и взыскании судебных расходов, - удовлетворить.

    Обязать администрацию ФИО5 <адрес> предоставить ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> ФИО5 <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м.

    Взыскать с администрации ФИО5 <адрес> в пользу ФИО1 понесенные ею судебные расходы в размере 300 (Триста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Судья:                                                                                                                              ФИО22

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГг.

2-21/2017 (2-964/2016;) ~ М-985/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ревенко Екатерина Анатольевна
Ответчики
Администрация Ивановского района
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Орган опеки и попечительства при администрации Ивановского района
Администрация Константиноградовского сельсовета
Министерство финансов Амурской области
Финансовое управление администрации Ивановского района
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Баженова Евгения Владимировна
Дело на сайте суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
17.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2016Передача материалов судье
18.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2016Судебное заседание
12.01.2017Судебное заседание
16.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее