Дело № 5-302/2020
(УИД 73RS0004-01-2020-001656-45)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 июня 2020 года город Ульяновск
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Климонтова Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сатривановой Е.Н. и секретарем Ворониной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (ИНН 7328058734, дата государственной регистрации 11.03.2010), зарегистрированного по адресу: город Ульяновск, б-р Новосондецкий, д. 12, кв. 49,
УСТАНОВИЛА:
25.03.2020 старшим специалистом 1 разряда Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Фазульяновой Ф.А. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее по тексту – ООО «Альтернатива») составлен протокол № 096 об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному протоколу об административном правонарушении должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в вину ООО «Альтернатива», по месту осуществления деятельности в МБОУ СШ № 41» по ул. Шоферов, д. 16 в городе Ульяновске, вменяется: нарушение пункта 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», выразившееся в установке одной раковины для всех сотрудников пищеблока между горячим и сырым цехами; нарушение пункта 5.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», выразившееся в том, что в складском помещении для хранения продуктов на стенах осыпается покраска; нарушение пункта 13.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», выразившееся в отсутствии гардеробной, для верхней одежды используется шкаф, а спецодежду вешают на вешалке, закрытой занавеской.
Законные представители ООО «Альтернатива» Толмачев А.В. и Савельев А.А. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласились, указывали на то обстоятельство, что здание пищеблока, введенное в эксплуатацию в 1953 году, не предусматривает технической возможности для установки дополнительных умывальников, в связи с тем, что на пищеблоке образовательного учреждения отсутствует цеховая структура и представляет собой единое помещение. Пищеблок данного образовательного учреждения передан ООО «Альтернатива» во временное безвозмездное пользование с целью организации питания обучающихся. При этом, в рамках данного договора пользования нежилыми производственными помещениями № 3 от 15.02.2017 обязанность по его содержанию возложена на само учреждение. Более того, проведение ремонтных работ (косметического ремонта помещений, ремонта санитарно-технического и технологического оборудования) при эксплуатации пищеблока в период обслуживания обучающихся образовательного учреждения не допускается (пункт 5.25 СанПиН 2.4.5.2409-08). С нарушением пункта 13.6 СанПиН 2.4.5.2409-08, в части отсутствия гардеробной для раздельного хранения личных вещей и санитарной одежды сотрудников, также не согласны. Так, площадь производственных помещений пищеблока не предусматривает технической возможности для оборудования отдельной гардеробной для хранения личных вещей и санитарной одежды сотрудников. Вместе с тем, в имеющемся гардеробе на пищеблоке данного образовательного помещения личные вещи сотрудников и их спецодежда хранятся раздельно. Кроме того, полагают, что при проведении проверки должностное лицо вышло за пределы предмета назначенной проверки, поскольку предмет санитарно-эпидемиологического расследования был направлен на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционного заболевания, тогда как большинство вмененных несоответствий не являются нарушениями, которые могли бы повлиять на возникновение и распространение заболевания. Ссылаются на большую финансовую нагрузку организации. Просят прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший специалист 1 разряда Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО в судебном заседании обоснованность составленного протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Альтернатива» поддержала.
Изучив материалы дела, выслушав защитников ООО «Альтернатива» Толмачева А.В. и Савельева А.А., старшего специалиста 1 разряда Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО прихожу к следующему.
Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со статьями 9 и 34 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований Санитарных правил и проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний работающих в производственных помещениях, а также контроль за соблюдением условий труда и отдыха и выполнением мер коллективной и индивидуальной защиты работающих от неблагоприятного воздействия микроклимата.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45 утвержден СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
В соответствии пунктом 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для мытья рук во все производственные цеха должны быть установлены умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителями, оборудованные устройством для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец. Мыть руки в производственных ваннах не допускается.
В вину юридическому лицу вменено то, что в помещении пищеблока установлена только одна раковина для всех сотрудников пищеблока между горячим и сырым цехом.
Вместе с тем, как указано в самом протоколе об административном правонарушении, так и в приложенном к нему акте № 0124 санитарно-эпидемиологического расследования от 25.03.2020, фактически раковина для сотрудников горячего и сырого цехов пищеблока, находящихся в одном помещении установлена. При этом, запрет на размещение различных цехов в одном производственном помещении юридическому лицу не вменен.
В соответствии с пунктом 13.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 в гардеробных личные вещи и обувь персонала должны храниться раздельно от санитарной одежды (в разных шкафах).
Так, в вину юридическому лицу вменено то, что в помещении пищеблока отсутствует гардеробная, для верхней одежды всех сотрудников оборудован один шкаф, спецодежду вешают на вешалке, закрывают занавеской.
Вместе с тем, суд не может согласиться с указанным нарушением, поскольку исходя из буквального толкования пункта 13.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 личные вещи и обувь персонала должны храниться отдельно от санитарной одежды, тогда как объективных доказательств, что на момент проверки верхняя одежда сотрудников пищеблока и их спецодежда хранились вместе, суду административным органом не представлено.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 № 31 утверждены санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01».
В соответствии с пунктом 5.16 СП 2.3.6.1079-01 в организациях общественного питания должен проводиться косметический ремонт (побелка и покраска помещений, профилактический ремонт санитарно-технического и технологического оборудования) по мере необходимости и его покраска.
В вину юридическому лицу вменено то, что в складском помещении для хранения продуктов на стенах осыпается покраска.
Как следует из материалов дела проверка пищеблока, расположенного в МБОУ СШ № 41 по ул. Шоферов, д. 16 в городе Ульяновске, осуществлялась 02.03.2020 в период обслуживания обучающихся.
Вместе с тем, согласно пункту 5.25 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» проведение ремонтных работ (косметического ремонта помещений, ремонта санитарно-технического и технологического оборудования) при эксплуатации пищеблока в период обслуживания обучающихся образовательного учреждения не допускается.
Более того, доказательств тому факту, что незначительное потрескивание краски на стенах складского помещения для хранения продуктов образовалось до начала периода обслуживания обучающихся МБОУ СШ № 41 (01.09.2019) административным органом не представлено.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Альтернатива» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, в соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В случае если у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то такое юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
Вместе с тем, в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая, что вина ООО «Альтернатива» во вменяемом ему административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не доказана, производство по делу подлежит прекращению, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛА:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Климонтова