Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7/2013 ~ М-23/2013 от 28.01.2013

Дело (2013 год)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ромненский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего: судьи Ходкевич А.Б.,

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора – помощника прокурора <адрес> ФИО3,

представителя ответчика главы Калиновского сельсовета ФИО4,

представителя третьего лица по доверенности ФИО5, заместителя генерального директора ОАО «Ромненское дорожное управление»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора <адрес>, в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации Калиновского сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации Калиновского сельсовета по не регистрации прав собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета, незаконным, и о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Ромненский районный суд с данным иском, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в ходе которой выявлены нарушения.

В обоснование заявления указано, что постановлением главы Калиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети Калиновского сельсовета на 2013-2017 годы». Данной программой предусмотрены основные мероприятия: ремонт улично-дорожной сети общего пользования местного значения и инженерных сооружений на них в границах сельсовета; ремонт элементов обустройства доро<адрес> потребность финансового обеспечения данной программы составляет 900,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета в сумме 810 тыс.руб., средства местного бюджета 90 тыс.руб.

Далее указывает, что постановлением главы Калиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и осуществлении дорожной деятельности на территории Калиновского сельсовета, данным постановлением утвержден перечень автомобильных дорог, расположенных на территории поселения. Общая протяженность улично-дорожной сети на территории Калиновского сельсовета составляет – 4,3 км.

Ссылается, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии и развитии автомобильных дорог <адрес>» органам местного самоуправления указывалось на необходимость оформления права собственности на автомобильные дороги муниципального значения.

Прокурор полагает, что в нарушение указанных норм закона администрацией Калиновского сельсовета не зарегистрировано право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные на территории <адрес>, в том числе по <адрес> протяженностью 1,3 км., <адрес>ёная – 0,6 км., <адрес> – 0,7 км.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>» указанные автомобильные дороги не входят в перечень федеральных дорог и собственностью <адрес> не являются.

Прокурор указывает, что, не приняв меры по оформлению права собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории поселения, у администрации Калиновского сельсовета отсутствует возможность получения денежных средств из федерального и областного бюджетов на строительство, реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети на территории поселения, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Просит суд удовлетворить иск.

Определением судьи Ромненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО «Ромненское дорожное управление».

На заявленные исковые требования в суд ДД.ММ.ГГГГ поступили возражения главы Калиновского сельсовета, где указано, что администрацией не оформлены в собственность дороги местного значения <адрес>, так как в бюджете нет свободных собственных средств. На 2013 год собственных средств запланировано получить 98,0 тыс,руб. Эти средства распланированы на ремонт административных зданий, ГСМ, на коммунальные платежи, хозяйственные расходы, на обеспечение мер пожарной безопасности населенного пункта. Для оформления одного километра дорог в собственность в среднем обходится 20,0 тыс.руб. Дорога по <адрес> является собственностью области, её обслуживает ОАО «Ромненское ДУ».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал заявленные требования, уточнив, что, так как дорога по <адрес>, то просит исключить её из перечня дорог, которые необходимо зарегистрировать как собственность поселения. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика - глава администрации Калиновского сельсовета ФИО4, действующая на основании прав по должности, с заявленными уточненными требованиями согласна, суду дополнительно к возражениям пояснила, что планируют начать оформление дорог в собственность. Кроме того указывает, что сельсовет осуществляет все возложенные на них функции по управлению, содержанию и обслуживанию автодорог на территории поселения.

Представитель третьего лица ФИО5 суду пояснил, что действительно дорога по <адрес> в <адрес> обслуживается в соответствии с контрактом их организацией, так как является областной собственностью.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные уточненные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Настоящее заявление прокурора направлено на защиту интересов граждан, так как ненадлежащее техническое состояние дорог нарушает права граждан на безопасность дорожного движения в границах муниципального образования.

Как следует из ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежит в том числе право собственности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №1222-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст.4 указанного ФЗ, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего федерального закона.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортным средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

На территории Российской Федерации автомобильные дороги создаются и используются на основе единства экономического пространства, поэтому автомобильные дороги, согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

На основании п.9 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных доро<адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В судебном заседании установлено, что общая протяженность улично-дорожной сети на территории Калиновского сельсовета составляет –1,3км., в том числе автомобильные дороги местного значения, расположенные на территории <адрес>: <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> – 0,7 км.

Как следует из выписки из реестра собственности <адрес> вышеуказанные дороги не входят в данный перечень и собственностью <адрес> не являются, за исключением <адрес> в <адрес>.

Постановлением главы Калиносвкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети Калиновского сельсовета на 2013-2017 годы». Данной программой предусмотрены основные мероприятия: ремонт улично-дорожной сети общего пользования местного значения и инженерных сооружений на них в границах сельсовета; ремонт элементов обустройства доро<адрес> потребность финансового обеспечения данной программы составляет 900,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета в сумме 810,0 тыс.руб., средства местного бюджета 90,0 тыс.руб.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7)определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно п.5 данной статьи органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

Предписание по оформлению права собственности на дороги муниципального значения главам муниципальных образований <адрес> следовало из Постановления губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии и развитии автомобильных дорог <адрес>».

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, объект недвижимости – автомобильные дороги на территории Калиновского сельсовета протяженностью 1,3 км, расположенные по вышеуказанным адресам, не имеет регистрацию права собственности в установленном законом порядке и соответственно не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч. 4 ст. 6 вышеназванного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о систематическом бездействии администрации Калиновского сельсовета по непринятию мер к регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействием администрации Калиновского сельсовета нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку непринятие мер к государственной регистрации права собственности на дорогу ведет к ухудшению технического состояния данного объекта, а ненадлежащее техническое состояние в свою очередь нарушает права граждан на безопасное дорожное движение в границах муниципального образования, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Калиновского сельсовета <адрес>.

Признать незаконным бездействие администрации Калиновского сельсовета по нерегистрации прав собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета.

Обязать администрацию Калиновского сельсовета <адрес> зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета: <адрес> протяженностью 0,6 км., <адрес> – 0,7 км.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.Б. Ходкевич

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-7/2013 ~ М-23/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределенный круг лиц
Ответчики
администрация Калиновского секльсовета
Суд
Ромненский районный суд Амурской области
Судья
Ходкевич А.Б.
Дело на странице суда
romnenskiy--amr.sudrf.ru
28.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2013Передача материалов судье
01.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2013Судебное заседание
03.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее