2-635/2012 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Грибановский 13 ноября 2012 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,
с участием зам. прокурора Грибановского района Воронежской области Гиренко В.Л.,
заявителя Горлова В.М.,
представителя заинтересованного лица, Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотовой О.В. по доверенности,
при секретаре Ениной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Горлова Валентина Михайловича о признании не действующим п. 1.2 Постановления районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подключения к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан»,
УСТАНОВИЛ:
Горлов Валентин Михайлович в порядке главы 24 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, указывая, что Постановлением районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок подключения потребителей к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан. Пункт 1.2 Постановления предусматривает, что с владельцев домов, изъявивших желание подключиться к газопроводам, построенным за счет личных средств граждан и переданных на баланс управления «Борисоглебскмежрайгаз» ОАО «Воронежоблгаз», в течение 10 лет со дня приема газопровода в эксплуатацию, взыскивается с учетом индексации в пользу этих граждан пропорциональная часть затрат, произведенных ими на строительство газопроводов.
Просит признать недействующим п. 1.2 Постановления, так как указанный пункт противоречит действующему законодательству, в частности, статье 539 ГК РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», а также изданному ДД.ММ.ГГГГ Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данный пункт нарушает не только его права, но и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Грибановского района Воронежской области и желающих подключиться к газораспределительным сетям.
В судебном заседании заявитель Горлов В.М. заявление поддержал, просит его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица, Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотова О.В., выступающая по доверенности, считает, что заявление Горлова В.М. удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 13 ГК РФ нормативный правовой акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и охраняемые интересы граждан или юридических лиц. Постановление районного Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области от 27.06.2003 года №153 «О порядке подключения потребителей к уличным газопроводам, построенным за счет граждан» вынесено в установленном законом порядке на сессии районного Совета народных депутатов, в пределах его компетенции, было опубликовано в районной газете «Знамя труда», не противоречит действующему законодательству, не нарушает права граждан, и отмене не подлежит.
Исходя из норм морали, справедливым будет оставить действующим оспариваемый пункт. В противном случае будут нарушены права и интересы тех граждан, которые за свой счет построили газопровод. Для лиц, желающих бесплатно подключиться к уличному газопроводу, построенному за счет личных средств граждан, такое подключение будет являться неосновательным обогащением в силу ст. 1102 ГК РФ.
Выслушав заявителя Горлова В.М., представителя Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотову О.В., заключение заместителя прокурора Грибановского района Гиренко В.Л., полагавшего заявление удовлетворить, исследовав представленные доказательства, суд полагает, заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Как установлено материалами дела, 27 июня 2003 года на сессии районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области было принято Постановление № 153 «О порядке подключения потребителей к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан», пунктом 1.2 которого предусмотрено требование о взыскании с владельцев домов, изъявивших желание подключиться к газопроводам, построенным за счет личных средств граждан и переданных на баланс управления «Борисоглебскмежрайгаз» ОАО «Воронежоблгаз», в течение 10 лет со дня приема газопровода в эксплуатацию, с учетом индексации в пользу этих граждан пропорциональной части затрат, произведенных ими на строительство газопроводов.
Данное требование нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает права неопределенного круга лиц, жителей Грибановского района Воронежской области на подключение к газопроводу по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ч. 2 ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» деятельность по транспортировке газа относится к регулируемому государством виду деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
Правоотношения, возникающие между поставщиком газа и гражданами, при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан регламентируют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
Пункт 9 правил содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены для заключения договора поставки газа. К таким документам для заявителя-гражданина относятся: копия основного документа, удостоверяющего личность, документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями; документы, подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для индивидуальных домовладений; документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов; документы, подтверждающие вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве, или их отсутствие, - для индивидуального домовладения; документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям; документы, подтверждающие тип установленного прибора (узла) учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора); копия договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении; документы, подтверждающие предоставление гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить, мер социальной поддержки по оплате газа (в случае предоставления таких мер); копия акта об определении границы раздела собственности.
Иных требований, необходимых для заключения договора газоснабжения, а также для подключения к газораспределительным сетям, действующее законодательство не предусматривает. Неуплата заявителем - гражданином, желающим подключиться к газопроводу, построенному за счет личных средств граждан, пропорциональной части затрат, произведенных на строительство газопровода, не может послужить основанием для не заключения с таким гражданином договора и не подключения к газопроводу.
Таким образом, обжалуемый п. 1.2 Постановления Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от 27 июня 2003 года № 153 «О порядке подключения к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан», противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения, и имеющим большую юридическую силу.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что признание оспариваемого пункта Постановления не действующим нарушит права и интересы тех граждан, которые за свой счет построили газопровод, не обоснованы. В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Каждый гражданин в силу ст. 3 ГПК РФ вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч.2 ст. 153 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку обжалуемый нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления до рассмотрения дела судом применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает признать п. 1.2 Постановления недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Горлова Валентина Михайловича удовлетворить.
Признать п. 1.2 Постановления районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от 27 июня 2003 года № 153 «О порядке подключения к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан» не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п Дорофеева Э.В.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2012 года.
Копия верна: Судья:
Секретарь:
2-635/2012 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Грибановский 13 ноября 2012 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,
с участием зам. прокурора Грибановского района Воронежской области Гиренко В.Л.,
заявителя Горлова В.М.,
представителя заинтересованного лица, Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотовой О.В. по доверенности,
при секретаре Ениной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Горлова Валентина Михайловича о признании не действующим п. 1.2 Постановления районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подключения к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан»,
УСТАНОВИЛ:
Горлов Валентин Михайлович в порядке главы 24 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, указывая, что Постановлением районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок подключения потребителей к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан. Пункт 1.2 Постановления предусматривает, что с владельцев домов, изъявивших желание подключиться к газопроводам, построенным за счет личных средств граждан и переданных на баланс управления «Борисоглебскмежрайгаз» ОАО «Воронежоблгаз», в течение 10 лет со дня приема газопровода в эксплуатацию, взыскивается с учетом индексации в пользу этих граждан пропорциональная часть затрат, произведенных ими на строительство газопроводов.
Просит признать недействующим п. 1.2 Постановления, так как указанный пункт противоречит действующему законодательству, в частности, статье 539 ГК РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», а также изданному ДД.ММ.ГГГГ Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данный пункт нарушает не только его права, но и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Грибановского района Воронежской области и желающих подключиться к газораспределительным сетям.
В судебном заседании заявитель Горлов В.М. заявление поддержал, просит его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица, Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотова О.В., выступающая по доверенности, считает, что заявление Горлова В.М. удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 13 ГК РФ нормативный правовой акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и охраняемые интересы граждан или юридических лиц. Постановление районного Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области от 27.06.2003 года №153 «О порядке подключения потребителей к уличным газопроводам, построенным за счет граждан» вынесено в установленном законом порядке на сессии районного Совета народных депутатов, в пределах его компетенции, было опубликовано в районной газете «Знамя труда», не противоречит действующему законодательству, не нарушает права граждан, и отмене не подлежит.
Исходя из норм морали, справедливым будет оставить действующим оспариваемый пункт. В противном случае будут нарушены права и интересы тех граждан, которые за свой счет построили газопровод. Для лиц, желающих бесплатно подключиться к уличному газопроводу, построенному за счет личных средств граждан, такое подключение будет являться неосновательным обогащением в силу ст. 1102 ГК РФ.
Выслушав заявителя Горлова В.М., представителя Совета народных депутатов Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотову О.В., заключение заместителя прокурора Грибановского района Гиренко В.Л., полагавшего заявление удовлетворить, исследовав представленные доказательства, суд полагает, заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Как установлено материалами дела, 27 июня 2003 года на сессии районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области было принято Постановление № 153 «О порядке подключения потребителей к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан», пунктом 1.2 которого предусмотрено требование о взыскании с владельцев домов, изъявивших желание подключиться к газопроводам, построенным за счет личных средств граждан и переданных на баланс управления «Борисоглебскмежрайгаз» ОАО «Воронежоблгаз», в течение 10 лет со дня приема газопровода в эксплуатацию, с учетом индексации в пользу этих граждан пропорциональной части затрат, произведенных ими на строительство газопроводов.
Данное требование нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает права неопределенного круга лиц, жителей Грибановского района Воронежской области на подключение к газопроводу по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ч. 2 ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» деятельность по транспортировке газа относится к регулируемому государством виду деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
Правоотношения, возникающие между поставщиком газа и гражданами, при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан регламентируют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
Пункт 9 правил содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены для заключения договора поставки газа. К таким документам для заявителя-гражданина относятся: копия основного документа, удостоверяющего личность, документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями; документы, подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для индивидуальных домовладений; документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов; документы, подтверждающие вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве, или их отсутствие, - для индивидуального домовладения; документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям; документы, подтверждающие тип установленного прибора (узла) учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора); копия договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении; документы, подтверждающие предоставление гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить, мер социальной поддержки по оплате газа (в случае предоставления таких мер); копия акта об определении границы раздела собственности.
Иных требований, необходимых для заключения договора газоснабжения, а также для подключения к газораспределительным сетям, действующее законодательство не предусматривает. Неуплата заявителем - гражданином, желающим подключиться к газопроводу, построенному за счет личных средств граждан, пропорциональной части затрат, произведенных на строительство газопровода, не может послужить основанием для не заключения с таким гражданином договора и не подключения к газопроводу.
Таким образом, обжалуемый п. 1.2 Постановления Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от 27 июня 2003 года № 153 «О порядке подключения к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан», противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения, и имеющим большую юридическую силу.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что признание оспариваемого пункта Постановления не действующим нарушит права и интересы тех граждан, которые за свой счет построили газопровод, не обоснованы. В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Каждый гражданин в силу ст. 3 ГПК РФ вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч.2 ст. 153 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку обжалуемый нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления до рассмотрения дела судом применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает признать п. 1.2 Постановления недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Горлова Валентина Михайловича удовлетворить.
Признать п. 1.2 Постановления районного Совета народных депутатов Грибановского района Воронежской области от 27 июня 2003 года № 153 «О порядке подключения к уличным газопроводам, построенным за счет средств граждан» не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п Дорофеева Э.В.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2012 года.
Копия верна: Судья:
Секретарь: