Дело № 2-436/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2014 года п. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Суминой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации пгт. <адрес> ФИО4 <адрес>, администрации <адрес> ФИО4 <адрес> о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, признании права на получение жилищного сертификата, включении в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась с данным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение от 04 марта 2009 года является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ФИО4 <адрес> «А» <адрес>. В вышеуказанном жилом помещении, она проживает, вместе со своим несовершеннолетним сыном - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с ЧС произошедшей в результате с прошедшими проливными дождями в период с 09-ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное жилое помещение и земельный участок, оказались полностью затопленными и утраченными. В целях обеспечения жильем пострадавших от паводка граждан (подпункт «д» пункта 2 Указа) от ДД.ММ.ГГГГ подписано постановление <адрес> № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванном крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории ФИО4 <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья». В соответствии с Правилами право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных, в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являвшиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания. В связи с чем, она обратилась в местную администрацию <адрес> с заявлением о проведении обследования принадлежащего ей жилого помещения, на предмет выявления степени его повреждения, а также пригодности либо непригодности для дальнейшего проживания в нем. В сентябре 2013 года, межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с ФИО3 главы администрации пгт. Серышево от ДД.ММ.ГГГГ № 52р, было произведено обследование принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> «А» <адрес>. По результатам проведенного обследования принадлежащего ей жилья межведомственной комиссий было дано заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, а также о необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. Вышеуказанное заключение межведомственной комиссии считает незаконным принятым с грубым нарушением норм действующего законодательства, выводы, указанные в заключении комиссии о необходимости проведения капитального ремонта не соответствуют фактическому состоянию и полученным повреждениям в результате ЧС жилого помещения. Её обращение в суд с данным исковым заявлением сводится к признанию незаконными действий администрации пгт Серышево в ходе проведения межведомственной комиссией обследования, принадлежащего ей жилого помещения, в связи с допущенными нарушениями требований действующего законодательства, регулирующего вопросы признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В связи с чем, нельзя признать обоснованным выводы данной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предусмотренным вышеуказанным Положением. Кроме того, анализ акта обследования помещения проведенного в сентябре 2013 года показал, что в ходе данного обследования не была дана надлежащая оценка соответствия принадлежащего ей жилого помещения, всем требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение, в том числе и состоянию всех несущих и ограждающих конструкций жилого помещения. Федеральным законодательством установлена лишь одна причина отказа в выдаче сертификата, а именно - Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов определено, что лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются. Она какую-либо компенсацию в связи с утратой своего жилья не получала. Таким образом, до настоящего времени не получив жилищный сертификат, утрата ее имущества никак не восполнена. Не смотря на неоднократные обращения в администрацию <адрес>, а также в администрацию <адрес>, с заявлением о проведении повторного обследования жилья, ей лишь была дана рекомендация обратиться в суд за защитой нарушенных прав. На основании вышеизложенного, просит признать заключение межведомственной комиссии №178-179 от ДД.ММ.ГГГГ года, назначенной на основании ФИО3 главы администрации пгт Серышево от ДД.ММ.ГГГГ №52р о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> «А» <адрес>., пригодным для постоянного проживания - незаконным. Признать за ней- ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженкой <адрес>, право на получение государственного жилищного сертификата, как за гражданином Российской Федерации, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории поселка <адрес> ФИО4 <адрес> в августе 2013 года, из расчета не менее 42 кв. метров на человека. Обязать ответчиков, включить ее - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженку <адрес> в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории поселка <адрес> ФИО4 <адрес> в августе 2013 года.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 настаивала на заявленных требований, так как считает, что её жилое помещение отремонтировать невозможно, поскольку дом состоит из трёх квартир, и собственник квартиры, которая находится по средине фактически не проживает, не следит за ней и вся сырость грибок и плесень опять будут у неё в квартире. Считает, что при таких обстоятельствах её семью необходимо отселить.
Представитель ответчика – администрации пгт. <адрес> ФИО4 <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, при этом суду показала, что заключение межведомственной комиссии №178-179 от ДД.ММ.ГГГГ года, назначенной на основании ФИО3 главы администрации пгт Серышево от ДД.ММ.ГГГГ №52р о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> «А» <адрес>., пригодным для постоянного проживания и о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, считает законным. Данный факт подтверждается заключением экспертов ООО «Промстройпроект». Просила отказать в иске в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО4 <адрес>, ФИО8, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо - Министерство социальной защиты населения ФИО4 <адрес>, будучи уведомлены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступило.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжения главы администрации Серышевского района от 04.08.2013 № 406 на территории района введен режим ЧС.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 7 названного Положения решение указанных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции соответствующей межведомственной комиссии.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях, квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина ( нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 43 вышеназванного Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В пункте 46 Положения указано, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение ( в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает, в том числе, решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания ( п. 47 Положения).
В соответствии пунктом 33 Положения N 47 предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Понятие непригодности для проживания предполагает невозможность ремонта и реконструкции жилого помещения, которые позволят привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями.
В судебном заседании установлено, что в результате чрезвычайной ситуации (паводка) произошедшей в августе 2013 года, принадлежащее ФИО1 на праве собственности, жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Серышево, <адрес> было подтоплено.
Распоряжением главы администрации пгт. Серышево от 06.09.2013 года № 52р создана межведомственная комиссия по вопросам признания жилых помещений на предмет пригодности. В состав данной комиссии вошли: председатель комиссии –
глава администрации пгт. Серышево ФИО9; заместитель председателя комиссии – заместитель главы администрации пгт. Серышево ФИО10; секретарь комиссии – главный специалист администрации пгт. Серышево ФИО11, члены комиссии: ведущий специалист администрации пгт. Серышево ФИО12, заместитель начальника ОМВД России по <адрес> ФИО13, начальник Серышевского отделения ФИО4 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» ФИО14, начальник территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, Белогорскому, Октябрьскому, Ромненскому и <адрес>м ФИО15, начальник отделения ГПН <адрес> ФИО16, депутат поселкового Совета народных депутатов пгт. Серышево ФИО17, депутат поселкового Совета народных депутатов пгт. Серышево ФИО18
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанной комиссией проведено визуальное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Серышево, <адрес>, принадлежащего ФИО1, по результатам которого выдано заключение, согласно которому комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Не согласившись с вышеуказанным заключением ФИО1 обратилась в суд с требованиями признать недействительным акт обследования жилого помещения и заключение от ДД.ММ.ГГГГ за № 178-179 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Серышево, <адрес> пригодным для постоянного проживания.
Определением Серышевского районного суда от 21 апреля 2014 года, в связи с оспариванием стороной истца заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания, по настоящему гражданскому делу была назначена и проведена строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Промстройпроект».
Из заключения ООО «Промстройпроект» следует, что при осмотре стен и перегородок жилого помещения выявлены такие повреждения как: следы увлажнения и гнили на уровне нижнего окладного венца; нарушение внутренней обшивки; пятна сырости на оконных откосах; отклонение перегородок от вертикали; продуваемость и глубокие трещины в венцах; промерзание цокольной части наружных стен; проседание дверных коробок; переувлажнение засыпки (опилок) завалинки. При визуальном осмотре перекрытия наблюдаются: заметны прогиб; следы протечек на потолке; отклонение потолка от горизонтальной поверхности. При осмотре деревянного перекрытия над подпольем зафиксированы такие повреждения как: переувлажнение, поражение гнилью, расслоение древесины; отклонение поверхности пола от горизонтали; проседание кирпичных столбиков под лагами. Также зафиксированы повреждения отопительной печи такие как: трещины в штукатурном слое; переувлажнение и выпучивание верхней части кладки; повреждение кирпича нижней части кладки. Выявленные, при обследовании, повреждения конструкций жилого помещения, вызваны просадкой грунта, а с наступлением зимнего периода, и промораживанием грунта, что вызвало образование сил морозного пучения. Причиной проседания грунта является переувлажнение почвы, связанное с чрезвычайной ситуацией (наводнением) в августе 2013 года. Проседание грунта, повлекло за собой неравномерную осадку дома, что стало причиной образования деформаций в стенах, перекрытии. Параметры микроклимата жилого помещения не соответствуют нормативным показателям по относительной влажности воздуха. Элементы дома из-за нахождения в воде впитали большое количество влаги, что стало главной причиной разрушения деревянного пола, нижних венцов стен. Наступление теплого времени года, повлечет за собой оттаивание грунта, а так же оттаивание промерзших конструкций, что повлечет за собой увеличение деформаций в конструкциях дома. Техническое состояние обследуемого жилого помещения, на момент обследования, в целом и отдельных основных несущих ограждающих конструкций - недопустимое. При обследовании обнаружены повреждения, свидетельствующие о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Для дальнейшей эксплуатации жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>, п.г.т. Серышево, <адрес> «А», <адрес> необходимо выполнить капитальный ремонт.
В силу норм закона собственник несет бремя содержания своего имущества, вследствие чего именно от него зависит обеспечение жилого дома инженерным оборудованием, в соответствии с требованиями законодательства, позволяющим собственнику и членам его семьи проживать в жилом доме постоянно.
Так как, оснований, предусмотренных п. 33 Положения для признания жилого помещения непригодным для проживания, не установлено, соответственно, содержание заключения о пригодности жилого дома по спорному адресу, для проживания, соответствует действительности.
Нарушения процедуры проведения оценки соответствия помещения, установленным в Положении требованиям, предусмотренным п.44 Положения, отсутствуют.
Суд считает, что отсутствуют основания для признания заключения межведомственной комиссии незаконным, поскольку данное заключение составлено компетентным органом в порядке, предусмотренном законодательством, выводы, изложенные в заключении, соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Доказательств, опровергающих либо ставящих под сомнение выводы, изложенные заключении межведомственной комиссии, не представлено.
Ссылки истца о том, что в ходе проведения межведомственной комиссией обследования, принадлежащего ей жилого помещения, были допущены нарушения требований действующего законодательства, регулирующего вопросы признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания суд находит несостоятельными, так как каких –либо нарушений в данном факте не имеется.
Оценив все представленные доказательства, суд не находит оснований для признания заключения межведомственной комиссии №178-179 от 04.03.2014 года, назначенной на основании распоряжения главы администрации пгт. Серышево от 06.09.2013 года №52р о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, Серышевский район, п. Серышево, ул. Пушкина, д.46 «А» кв.1., незаконными, вследствие чего данные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Требования истца о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата, как за гражданином Российской Федерации, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории поселка <адрес> ФИО4 <адрес> в августе 2013 года, из расчета не менее 42 кв. метров на человека и обязании ответчиков, включить ее в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории поселка <адрес> ФИО4 <адрес> в августе 2013 года являются производными от вышеуказанных требований, поэтому также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации пгт. <адрес> ФИО4 <адрес>, администрации <адрес> ФИО4 <адрес> о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, признании права на получение жилищного сертификата, включении в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения, с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий ___________________________ Н.А. Демяненко