УИД № 57RS0027-01-2019-001389-11
Производство № 2-46/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2020 г. г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.,
при секретаре Прониной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г.Орла гражданское дело по исковому заявлению Маранджян Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на денежный вклад в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Маранджян И.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на денежный вклад в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указала, что она является дочерью ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ При жизни ФИО3 был открыт банковский счет по вкладу в ПАО «Сбербанк России» №, сумма вклада по состоянию на 25.11.1993 года составляла 227 рублей 47 копеек, до настоящего времени счет открыт на имя матери. В установленный законом срок она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако совершила фактические действия по принятию наследства, организовывала и оплачивала похороны матери, ухаживает за местом захоронения, пользуется предметами быта, принадлежащими матери. Иных наследников имущества ФИО3 не имеется. По изложенным основаниям истица просит суд установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ее матери ФИО3, и признать за ней в порядке наследования право собственности на денежные средства, хранящиеся на банковском счете в ПАО «Сбербанк России» №.
В судебное заседание 09.01.2020 г. истица Маранджян И.В., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, суду представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании 27.11.2019 года истица пояснила, что она является единственной наследницей имущества ее матери. К нотариусу с заявлением о принятии наследства она своевременно не обратилась в связи с тем, что о наличии счета в банке, открытого ее матерью, ей было не известно. Данное обстоятельство ей стало известно лишь после того, как она, разбирая вещи матери, увидела среди вещей сберегательную книжку. Сразу после смерти мамы она начала пользоваться ее имуществом, в настоящее время она проживает в доме, в котором ранее жила мать.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области и представитель третьего лица ПАО «Сбербанк России», надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд так же не явились, о причинах неявки не сообщили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принятия наследства и места открытия наследства.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из ч. 1 ст. 1154 ГК РФ следует, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследователя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч. 4 ст.1152 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о смерти № от 03.07.2018 года.
Истица Маранджян И.В. является дочерью ФИО3, что подтверждается копией свидетельства о рождении № от 10.11.1966 года и копией свидетельства о заключении брака между Ефимовой И.В. и ФИО6 № от 30.04.1988 года.
Таким образом, истица Маранджян И.В. является наследницей имущества ФИО7 первой очереди.
Между тем, в установленный законом шестимесячный срок со дня смерти наследодателя истица к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратилась.
Согласно информации, опубликованной на основании официальных данных Единой информационной системы нотариата Российской Федерации на сайте Федеральной нотариальной палаты, в Реестре наследственных дел не имеется сведений об открытии наследственного дела к имуществу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Судом так же установлено, что в отделении № 8595 ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, открыт компенсационный счет №, дата открытия 10.12.1984 г., остаток вклада на 20.06.1991 г. составил 882,54 рубля.
Указанное обстоятельство подтверждается ответом на запрос суда, предоставленным Региональным центром сопровождения операций розничного бизнеса г.Самара ПАО «Сбербанк».
Из указанного ответа на запрос также следует, что компенсация выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 г. № 1092. В случае смерти в 2001-2018 годах владельца вкладов, являвшегося на день смерти гражданином РФ, наследникам также осуществляется выплата компенсации на оплату ритуальных услуг: в размере 6 000 рублей, если сумма вкладов умершего вкладчика по состоянию на 20.06.1991 г. равна или превышает 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году); в размере, равном сумме вкладов умершего вкладчика, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов меньше 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
Таким образом, судом установлено, что на момент смерти ФИО3 у нее имелось имущество, состоящее из вышеперечисленных вкладов, которое, с учетом положений 1112 ГК РФ, являются наследственным имуществом.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истица указывает, что она в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако совершила действия, являющиеся фактическим принятием наследства.
В целях проверки доводов истца, по ее ходатайству в судебном заседании были допрошены свидетели ФИО8 и ФИО9
Так, свидетель ФИО8 суду пояснила, что ей известно о том, что при жизни ФИО3 принадлежал дом, который она подарила своей единственной дочери Мараджян И. В., но продолжала проживать в этом доме. Истица после смерти матери сразу переехала жить в этот дом, пользуется всем имуществом матери, находящимся в этом доме.
Свидетель ФИО9 дала суду аналогичные показания, в дополнение пояснив, что супруг ФИО11 умер раньше нее. На момент смерти ФИО3 проживала в д.<адрес>, к тому времени дом уже принадлежал истице, движимым имуществом ФИО3 после смерти в течение шести месяцев распорядилась истица, как единственный наследник первой очереди по закону.
В соответствии с ч.1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание показания вышеуказанных свидетелей, суд находит доказанным тот факт, что Маранджян И.В. фактически приняла наследство после смерти матери ФИО3 в установленный законом срок для его принятия.
С учетом изложенного, исходя из того, что истица является наследником имущества ФИО3 по закону первой очереди, иных наследников в ходе рассмотрения дела установлено не было, спора по наследственному имуществу нет, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Маранджян Ирины Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на денежный вклад в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт принятия Маранджян Ириной Владимировной наследства, открывшегося после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Маранджян Ириной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования право собственности на денежный вклад, открытый на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсационный счет №, открытый 10.12.1984 г., хранящийся в отделении № 8595 ПАО «Сбербанк России».
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 января 2020 года.
Судья Ю.В. Тишаева