Дело №2-992/2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2013г. г.Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Толмачевой И.И.,
При секретаре Семеновой М.А., с участием истца Масленникова А.П., представителя истца Асташина С.Б., представителя ГУ МВД РФ по Пермскому краю Константиновой С.А., представителя Прокуратуры Пермского края Демидовой Е.С., представителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю Мельниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масленникова А. П. к Главному Управлению Министерства Внутренних дел по Пермскому краю, Прокуратуре Пермского края, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причинённого незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным содержанием под стражей, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Масленников А.П. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Внутренних дел по Пермскому краю, Прокуратуре Пермского края, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причинённого незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным содержанием под стражей, возложении обязанности.
В обоснование требований истец указал, что кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. был отменен приговор Пермского краевого суда, постановленный с участием присяжных заседателей от ДД.ММ.ГГГГ., по которому истец был осужден по ч.5 ст. 33, ч.1 ст.241 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы. Уголовное дело в отношении истца и других лиц Верховным Судом РФ было прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления, признано право на реабилитацию.
Данное уголовное дело было возбуждено СЧ ГСУ при ГУВД Пермского края ДД.ММ.ГГГГ Срок предварительного следствия по делу составил 32 месяца 27 дней.
ДД.ММ.ГГГГ истец был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Перми в отношении истца была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он был помещен в ФБУ ИЗ-№ г.Перми ГУФСИН России по Пермскому краю (далее- СИЗО №г. Перми).
ДД.ММ.ГГГГ в условиях СИЗО № г.Перми истцу было предъявлено обвинение в совершении 12 преступлений, одно из которых, в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений, и 11 относятся к категории тяжких преступлений.
ДД.ММ.ГГГГ Свердловским районным судом г. Перми мера пресечения в отношении истца была изменена на денежный залог.
ДД.ММ.ГГГГ на основании справки № истец был освобожден из СИЗО №г.Перми.
В СИЗО №г. Перми истец содержался с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. всего 344 дня.
Постановления судов об избрании в отношении истца меры пресечения в виде заключения под стражу, продления срока содержания под стражей неоднократно обжаловались истцом и его защитниками. В жалобах истец указывал, <данные изъяты>. В случае ухудшения общего состояния истцу необходимо было проходить лечение <данные изъяты>. Более того, за неделю до помещения в СИЗО № истец <данные изъяты>. Однако под давлением следственных органов лечение было прервано ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день истец был задержан, а впоследствии помещен в следственный изолятор. В период нахождения в местах изоляции какого либо лечения
<данные изъяты> истец не получал. Жалобы истца вышестоящим судом удовлетворены не были.
В результате незаконного привлечения истца к уголовной ответственности, незаконного содержания под стражей истцу причинён моральный вред, он понёс физические и нравственные страдания, которые выразились в том, что он, никогда ранее не судимый, был лишён свободы, находился в СИЗО № в обществе лиц, привлечённых к уголовной ответственности и осуждённых к лишению свободы за совершение преступлений. Среди них были лица, страдающие хроническими заболеваниями, в том числе и туберкулёзом.
Лишив истца свободы, органы предварительного следствия, лишили его возможности работать, учиться, общаться с родными и близкими людьми, жить полноценной жизнью, получать необходимую медицинскую помощь. Истец находился в СИЗО № в условиях, недопустимых для нормальной жизни человека.
Истец испытывал огромный страх за своё здоровье, поскольку прекрасно осознавал, что при его заболевании надлежащая медицинская помощь, которая может быть оказана только в специализированном стационаре, в условиях СИЗО ему оказана быть не может.
Более того, истец испытывал постоянный страх, <данные изъяты>, получить заражение другими тяжелыми заболеваниями, такими как туберкулез. Истец боялся за свою жизнь и свою дальнейшую судьбу, так как органами предварительного следствия, он обвинялся в совершении тяжких и особо тяжкого преступлений, которые он не совершал, и, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 12 до 20 лет.
Судебное следствие по уголовному делу продолжалось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Весь период судебного следствия истец испытывал сильнейший стресс, поскольку обвинялся прокуратурой в том, чего не совершал, опасался за дальнейшую судьбу своих близких родственников вследствие незаконного обвинения и возможного осуждения. Более того, душевное состояние истца значительно ухудшилось в связи с широкой оглаской в средствах массовой информации результатов предварительного следствия и хода судебного следствия.
Истец не мог в период судебного следствия ни нормально жить, так как находился в постоянной стрессовой ситуации, ни заниматься какой либо трудовой деятельностью, поскольку существовала необходимость постоянного присутствия в судебном заседании.
Семья истца в связи с этим испытывала большие материальные затруднения. Истец ни чем не мог помочь своим близким родственникам в связи с чем его переживания и моральные страдания от безысходности ситуации усиливались на протяжении всего судебного следствия.
В итоге, истец был незаконно осужден Пермским краевым судом.
В связи с вынесением обвинительного приговора, истец перенес глубочайшие моральные страдания. Он очень сильно переживал за судьбу своих детей, так как наличие судимости у их отца могло значительно повлиять на их дальнейшую жизнь, начиная с образовательных учреждений и в дальнейшем.
Только лишь решение Верховного Суда РФ расставило все на свои места, и кошмар беззакония в отношении истца прекратился.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеют право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
В соответствии со ст. 133 ч. 1 УПК РФ вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования возмещается государством в полном объеме, независимо от вины органа дознания, следователя, прокурора и суда.
Причинённый истцу моральный вред за период предварительного и судебного следствия он оценивает в -СУММА1-.
|
Истец просил взыскать с Министерства финансов РФза счёт казны Российской Федерации в качестве компенсации морального вреда сумму в размере -СУММА1-, причинённого в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного содержания под стражей, а также возложить на Главное Управление Министерства Внутренних дел по Пермскому краю, Следственное управление Следственного комитета РФ по Пермскому краю, Прокуратуру Пермского края обязанность принести истцу официальные извинения с использованием сети Интернет.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал, пояснил, что, когда содержался под стражей, обращался в медицинский пункт, писал заявления на передачу от родственников лекарств. Лекарства от родственников доходили не все.
Представитель истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Главного Управления Министерства Внутренних дел по Пермскому краю заявленные требования не признал, представил отзыв (л.д. 61-63).
Представитель Прокуратуры Пермского края с заявленными требованиями не согласился, направил возражения (л.д. 46-47).
Представитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю указал, что не оспаривает право истца на реабилитацию, однако, не признает требования о принесении извинений, а также не согласен с размером заявленной истцом компенсации морального вреда, ранее представил в материалы дела отзыв (л.д. 74-83).
Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю извещено, представитель не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, ранее ходатайствовал о приобщении к делу отзыва (л.д. 73).
Определением Свердловского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ производство по иску Масленникова А.П. к Главному Управлению Министерства Внутренних дел по Пермскому краю, Прокуратуре Пермского края, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю в части требования истца о возложении обязанности принести официальное извинение с использованием сети Интернет не может быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства прекращено, поскольку данное требование не может быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ).
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вредпричинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ).
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая).
В судебном заседании установлено, что приговором Пермского краевого суда с участием присяжных заседателей от ДД.ММ.ГГГГ Масленников А.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 33 ч.5 – 241 ч.1 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 месяцев. От назначенного наказания освобожден по фактически отбытому наказанию. Мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена прежней в виде денежного залога.
Кассационным определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ приговор Пермского краевого суда, постановленный с участием присяжных заседателей, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Масленникова А. П. отменен, уголовное дело в части осуждения по ч.5 ст.33, ч.1 ст. 241 УК РФ прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть за отсутствием состава преступления. За Масленниковым А.П. признано право на реабилитацию (л.д. 6-29).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ ИЗ-№ г.Перми следует, что Масленников А.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден по постановлению Свердловского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
В судебном заседании установлено, что истец неоднократно обжаловал постановления судов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей (л.д. 31-35, 138-140, 149-152).
Из выписки из истории болезни Масленникова А.П. следует, <данные изъяты> (л.д. 36-37, 144).
Масленников А.П. является <данные изъяты> (л.д. 59, 60).
ФКУСИЗО-№ ГУФСИН России по Пермскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № сообщило, что Масленников А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался в камене №, общая площадь которой 42,8 м2, количество индивидуальных спальных мест 20, количество лиц, содержавшихся в камере № человек. Масленников А.И. в период содержания в камере был обеспечен индивидуальным спальным местом.
Также в письме ФКУСИЗО-№ ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сообщается об оборудовании в камере № предметами первой необходимости и пребывания (л.д. 67).
Из письма ФКУСИЗО-№ ГУФСИН России по Пермскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что Масленников в период содержания с жалобами и заявлениями на условия содержания к администрации учреждения не обращался (л.д.69).
В письме № ФКУСИЗО-№ ГУФСИН России по Пермскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ. указывает на то, что при поступлении в учреждение Масленников А.П. был осмотрен врачом ДД.ММ.ГГГГ, жалоб на здоровье не высказывал, диагноз: практически здоров. В дальнейшем в период содержания в учреждении за медицинской помощью не обращался (л.д. 70).
Следственный изолятор № также в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что обязательное проведение лабораторных исследований для выявления у всех лиц, поступивших в следственный изолятор, вирусного гепатита «В» нормативными документами, регламентирующими деятельность следственных изоляторов, не предусмотрено (л.д. 158).
-ОРГАНИЗАЦИЯ- на запрос суда сообщает, что Масленников А.П. <данные изъяты> (л.д. 125).
Из протокола задержания подозреваемого от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Масленников А.П. был задержан, поскольку потерпевшие указывали на Масленникова А.П. как на лицо, совершившее преступление (л.д. 128).
Истцом представлены документы, подтверждающие высшее образование истца, а также его профессиональную переподготовку (л.д. 142-143).
По сведениям из трудовой книжки истца судом установлено, что на момент задержания истца он записей в трудовой книжке, подтверждающих трудовые отношения, не имел (л.д. 145-147).
В судебном заседании была допрошена свидетель ФИО, которая показала, что приходится женой истцу, пояснила, что когда мужа задержали, то он переживал <данные изъяты>.
Также свидетель показала, <данные изъяты>.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)).
Таким образом, судом установлено, что истец в связи с незаконным уголовным преследованием, незаконным применением в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, постановке обвинительного приговора с назначением уголовного наказания, впоследствии отмененного, вправе требовать возмещения морального вреда.
Истцу причинены нравственные страдания, поэтому с учетом принципа разумности и справедливости, принимая во внимание указанное хроническое заболевание истца и необходимость прохождения ежегодного обследования истцом, однако, отсутствие в период уголовного преследования, в том числе содержания под стражей, фазы обострения заболевания истца, отсутствие доказательств содержания истца под стражей вместе с другими лицами, имеющими инфекционные заболевания, суд полагает, заявленный истцом размер компенсации морального вреда подлежит уменьшению.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о возможности взыскания с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца -СУММА2- в качестве компенсации морального вреда, причиненного ему в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного содержания под стражей.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных исковых требований.
Суд, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
1. Исковые требования Масленникова А. П. удовлетворить частично.
2. Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Масленникова А. П. компенсацию морального вреда в порядке реабилитации за незаконное привлечение к уголовной ответственности и незаконное содержание под стражей в размере -СУММА2-.
3. В остальной части исковых требований Масленникову А. П. отказать.
4. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.И.Толмачева