(2-1349/10)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 января 2020 года г. Краснодар
судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Блинникова Л.А.,
судей Мантул Н.М., Рудь М.Ю.,
по докладу судьи Блинникова Л.А.,
при секретаре – помощнике судьи Кононковой А.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крутько В.Е. и Молчановой О.В. об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего с апелляционной жалобой администрации г. Сочи на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 апреля 2010 года.
Заслушав доклад, судебная коллегияУСТАНОВИЛА:
Крутько В.Е. и Молчанова О.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В обоснование заявления указали, что они являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи от 03.07.2000 года. Право собственности зарегистрировано в учреждении юстиции, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от 14 июля 2000 года. При покупке земельного участка они не установили на местности точные границы земельного участка. Лицензированной организацией был подготовлен межевой план и установлены на местности точные границы земельного участка. При проведении полевых работ было установлено, что площадь земельного участка фактически больше площади, указанной в договоре купли-продажи и в свидетельствах о государственной регистрации права. После проведения работ по межеванию границ земельного участка земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер <...>. Кроме того, изменился адрес земельного участка на основании справки о присвоении почтового адреса от 10.02.2010 года per. № <...>, выданной Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, и земельному участку присвоен новый адрес: <...>. Для регистрации вышеперечисленных изменений, заявители обратились в Управление ФРС по Краснодарскому краю Адлерский отдел по г. Сочи с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП. Однако им было отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП.
Основанием для отказа в государственной регистрации указано, что в материалы дела не предоставлен правоустанавливающий документ, подтверждающий основания увеличения площади земельного участка. Считая, что действия Управления ФРС по Краснодарскому краю Адлерский отдел в г. Сочи, являются необоснованными, заявители просили суд обязать Управление ФРС по Краснодарскому краю Адлерский отдел по городу Сочи произвести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП в связи с изменением технических характеристик объекта и зарегистрировать за Крутько <В.Е. > и Молчановой <О.В. > в равных долях по 1/2 доле право собственности на земельный участок площадью 1199 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>; погасить регистрационную запись № <...> и № <...> от 12.07.2000 года на земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель заявителей Крутько В.Е. и Молчановой О.В. по доверенности Скосарева О.А. поддержала заявленные требования.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Адлерский отдел г. Сочи в судебное заседание не явился.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 апреля 2010 года заявление удовлетворено. Суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Адлерский отдел по г. Сочи произвести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП в связи с изменением технических характеристик объекта, зарегистрировав за Крутько В.Е. и Молчановой О.В. в равных долях по 1/2 доле право собственности на земельный участок площадью 1199 кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...> Также суд погасил регистрационные записи №<...> и №<...> от 12.07.2000 года на земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный о адресу: <...>.
14 октября 2019 года администрация города Сочи как лицо, не привлеченное судом к участию в деле, обратилась с апелляционной жалобой на данное решение, а также с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.
Определением Адлерского районного суда города Сочи от 01 ноября 2019 года администрации города Сочи восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения заявления Крутько В.Е. и Молчановой О.В., поскольку суду не было представлено правовых оснований для увеличения площади земельного участка с кадастровым номером <...> с 500 кв.м до 1199 кв.м. Судом без наличия правовых оснований за заявителями было фактически признано право на часть земельного участка площадью 699 кв.м, имеется спор о праве, однако администрация г. Сочи не была привлечена судом к участию в деле.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах указанных доводов, выслушав Крутько В.Е., просившего оставить решение в силе, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Частью 3 статьи 330 ГПК РФ установлено, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Частью 4 статьи 330 ГПК РФ предусмотрено, что принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при принятии решения.
Как следует из материалов дела, Крутько В.Е. и Молчановой О.В. на праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи принадлежал земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <...>
При обращении в Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Адлерский отдел г. Сочи по поводу регистрации права собственности на указанный земельный участок заявителям было отказано, со ссылкой на то, что не представлены документы, обосновывающие основания для увеличения площади с 500 кв.м до 1199 кв.м.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением об оспаривании отказа в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП заявители Крутько В.Е. и Молчанова О.В. указали, что на момент приобретения ими вышеуказанного земельного участка границы и площадь его не были установлены в соответствии с требованиями законодательства, а при подготовке межевого плана им стало известно, что фактическая площадь земельного участка превышает площадь, указанную в правоудостоверяющих документах, и составляет 1199 кв.м.
В соответствии с положениями Федерального закона от 03 декабря 2008 года №244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» земли муниципального образования город-курорт Сочи находятся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации именно к органам местного самоуправления относится право в пределах своей компетенции распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При этом суд первой инстанции орган муниципальной власти в лице администрации города Сочи к участию в деле не привлек.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В материалах дела отсутствует документ, подтверждающий, что орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, принимал решение об увеличении площади земельного участка с кадастровым номером <...> с 500 кв.м до 1199 кв.м.
Поскольку площадь испрашиваемого заявителями земельного участка превышает площадь находящегося в их собственности земельного участка на 699 кв.м, то в настоящем случае усматривается спор о праве на земельный участок, и заявление не могло быть рассмотрено в порядке главы 25 ГПК РФ.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что уточнение границ земельного участка, а также изготовление межевого плана на него является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции от 07.04.2010, действовавшей на момент вынесения решения, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости являются земельный участок, здание или помещение.
При изложенных обстоятельствах, вынесенное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления Крутько В.Е. и Молчановой О.В.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации города Сочи удовлетворить.
Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 апреля 2010 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Крутько <В.Е. > и Молчановой <О.В. > об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи