Дело № 2-803/2020 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Смирновой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Козловой Елены Михайловны в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к администрации города Лысьвы Пермского края о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае»,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Е.М. в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО12., ФИО13. обратилась с иском к администрации города Лысьвы Пермского края о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от 10.12.2019 № 21 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10% от расчетной стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае».
В иске указала, что ее семья в составе трех человек: Козлова Е.М., и ее несовершеннолетние дочери ФИО14., ФИО15., в 2016 году были признаны нуждающимися в жилом помещении и включены в качестве претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы федеральной целевой программы «Жилище».
08.05.2019 она и ее дети по договору купли-продажи приобрели в долевую собственность жилой дом по адресу <адрес>, с использованием кредитных средств, предоставленных по кредитному договору с ПАО «Сбербанк России» от 08.05.2019.
В декабре 2019 года она обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о получении свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10% стоимости приобретенного жилья в рамках указанной выше программы.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 10.12.2019 в выдаче свидетельства ей было отказано, в связи с тем, что жилой дом, приобретенный за счет кредитных средств, приобретен в долевую собственность с ее бывшим мужем ФИО16., которому принадлежит 2/5 доли.
Считает решение жилищно-бытовой комиссии от 10.12.2019 не соответствующим закону и необоснованным, поскольку на момент заключения кредитного договора ее семья была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список претендентов на получение социальной выплаты, приобретенный жилой дом относиться к жилым помещениям и соответствует требованиям ст. 15,16 ЖК РФ. Статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесены не только дом, но и часть дома. Поскольку она и ее несовершеннолетние дети приобрели доли в жилом доме, отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, то ответчиком необоснованно отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в размере 10% стоимости жилья, для погашения ипотеки. Решение нарушает ее права и права ее несовершеннолетних детей.
В судебном заседании Козлова Е.М. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнила, что в декабре 2019 года ей позвонили из администрации г. Лысьвы, сообщили, что подошла ее очередь на получение социальной выплаты и предложили представить документы для получения свидетельства. Все предусмотренные законодательством документы она предоставила, однако в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты ей было отказано. Считает отказ незаконным по основаниям, указанным в иске. Просила признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации г. Лысьвы от 10.12.2019 № 21 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10% от расчетной стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае».
Представитель администрации г. Лысьвы Русакова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что 23.03.2016 Козлова Е.М. обратилась с заявлением о принятии на учет ее семьи в составе 2-х человек (Козлова Е.М. и несовершеннолетний ребенок ФИО17.) нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Решением жилищно-бытовой комиссии 13.04.2016 семья Козловой Е.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 19.04.2016 Козлова Е.М. обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. 23.05.2016 у Козловой Е.М. родилась вторая дочь ФИО18., которая также была включена в качестве члена семьи Козловой Е.М. в состав участников программы.
Согласно п. 2.1 Порядка реализации мероприятий подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215п государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» утвержденной постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п, реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям, одно из которых – предоставление участникам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках подпрограммы.
На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии администрации г. Лысьвы от 05.05.2016 семя Козловой Е.М. была включена в список участников подпрограммы 1 в том числе для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на территории Лысьвенского городского округа.
Действительно в декабре 2019 года Козловой Е.М. было предложено представить документы для получения свидетельства на право получения социальной выплаты в 2019 году.
Козловой Е.М. представлен договор купли-продажи жилого дома от 08.05.2019, на основании которого Козлова Е.М., ее несовершеннолетние дети ФИО19., ФИО22., а также бывший муж истца ФИО23. приобрели в долевую собственность жилой дом по адресу <адрес>. Кроме того, была предоставлена копия кредитного договора от 08.05.2019, заключенного между ПАО «Сбербанк России» и созаемщиками Козловой Е.М. и ФИО24., в соответствии с п. 11 которого целью использования заемщиками кредита является приобретение жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>.
Жилищно-бытовой комиссией 10.12.2019 Козловой Е.М. было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, поскольку Козловой Е.М. и ее несовершеннолетними детьми приобретены доли в праве собственности на жилое помещение, а не изолированное жилое помещение, что не соответствует требованиям, установленным ст. 15,16 ЖК РФ.
Полагает, что приобретаемое жилое помещение должно быть самостоятельным объектом гражданских прав, быть изолированным. В случае приобретения части жилого дома, указанная часть должна быть изолированной и должна эксплуатироваться от других частей дома как самостоятельное жилое помещение.
Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края Ларюшкина И.В. в судебное заседании не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном отзыве возражала против удовлетворения иска, указала, что основаниями для отказа в выдаче свидетельства в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, помимо прочего является несоответствие жилого помещения, приобретенного с помощью заемных средств, требованиям п. 38 Правил. Поскольку Правилами не предусмотрено приобретение долей в праве собственности на жилой дом, а бывший муж истца ФИО25., не является членом молодой семьи и участником программы, считает оспариваемое решение жилищно-бытовой комиссии законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ТУ Минсоразвития по Пермскому краю в судебное заседание не явился, обратился заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050) предусмотрено, что выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятий ведомственной целевой программы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 4 Правил).
Участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, (п. 6 Правил).
Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы (п. 31 Правил).
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил (п. 33).
Согласно п. 38 Правил распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, уплаты цены договора участия в долевом строительстве, предусматривающего в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1321-п утверждена государственная программа "Социальная поддержка жителей Пермского края", в рамках которой реализуется помимо иных подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот".
Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п" утвержден постановление Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (далее Порядок).
В соответствии с п. 2.1. Порядка реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям:
предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;
предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Участие молодых семьей в реализации мероприятий Подпрограммы является добровольным (п. 4.1).
Молодая семья для постановки на учет для участия в Подпрограмме подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства обоих супругов (п. 4.2).
Орган местного самоуправления устанавливает личность заявителя, принимает и заверяет представленные копии документов и организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в постановке на учет для участия в Подпрограмме и включении в списки молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения (п. 4.5).
В рамках реализации Подпрограммы органы местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формируют и представляют в Министерство списки молодых семей на получение социальной выплаты в планируемом году (п. 4.8).
Участницам Подпрограммы выдаются свидетельства по формам согласно приложениям 6 и 7 к настоящему Порядку (п. 5.1).
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета Пермского края, предназначенных для предоставления социальных выплат способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи, претендующие на получение социальных выплат, о необходимости представления документов для получения свидетельства (п.5.3).
Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в пунктах 4.2.2-4.2.7 настоящего Порядка (п. 5.5.).
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 настоящего Порядка, для получения свидетельства в срок, установленный пунктом 5.5 настоящего Порядка;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
несоответствие приобретенного (построенного) с помощью заемных средств жилого помещения требованиям пункта 2.8 настоящего Порядка (п. 5.7).
В соответствии с п. 2.8. Порядка социальные выплаты, предоставляемые в соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.2 настоящего Порядка, предоставляются на приобретение у физических и (или) юридических лиц жилья как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1.3.6 настоящего Порядка.
Согласно п. 1.3.6. Порядка жилье определено как жилое помещение (квартира, жилой дом), отвечающее требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Как установлено в судебном заседании 23.03.2016 Козлова Е.М. обратилась с заявлением о принятии на учет ее семьи в составе 2-х человек (Козлова Е.М. и несовершеннолетний ребенок ФИО26.) нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Решением жилищно-бытовой комиссии 13.04.2016 семья Козловой Е.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 19.04.2016 Козлова Е.М. обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. 23.05.2016 у Козловой Е.М. родилась вторая дочь ФИО27., которая также была включена в качестве члена семьи Козловой Е.М. в состав участников программы.
08.05.2019 Козловой Е.М., ее несовершеннолетними детьми ФИО28., ФИО29., а также ФИО30. по договору купли продажи в долевую собственность приобретен жилой дом, площадью 122 кв.м., и земельный участок по адресу <адрес>.
Согласно п. 2.2.1 договора купли-продажи денежные средства в счет оплаты стоимости дома и земельного участка в размере 2 350 000 руб. оплачиваются за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных Козловой Е.М. в соответствии с кредитным договором от 08.05.2019 заключенным ПАО «Сбербанк России».
Право долевой собственности на жилой дом и земельный участок по адресу <адрес> зарегистрировано в ЕГРН за Козловой Е.М. (2/5 доли в праве собственности), ФИО31. (2/5 доли в праве), ФИО32. и ФИО35. (по 1/10 доли в праве за каждой).
Козлова Е.М. обратилась с заявлением о получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в рамках подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей, представив указанные документы о приобретении жилого дома по <адрес>.
Решением жилищно-бытовой комиссии администрации г. Лысьвы от 10.12.2019 Козловой Е.М. отказано в выдаче свидетельства, в связи с несоответствием приобретенного жилого дома требованиям ст. 15, 16 ЖК РФ.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.
В соответствии с ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
На основании ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, исходя смысла приведенных норм права, с учетом законодательства, регулирующего порядок предоставления социальных выплат молодым семьям, жилое помещение, приобретаемое молодой семьей должно быть изолированным, быть самостоятельным объектом права.
Приобретение семьей Козловой Е.М. долей в праве собственности на жилой дом, не отвечает положениям ст. 15,16 ЖК РФ, поскольку 3/5 доли в праве долевой собственности (2/5 доли Козловой Е.М. и по 1/10 доле ФИО36., ФИО37.) самостоятельным жилым помещением не являются, в натуре не выделены, не могут эксплуатироваться самостоятельно.
Кроме того, как видно из кредитного договора от 08.05.2019 № 265131 на приобретение объекта недвижимости по адресу <адрес>, в качестве созаемщиков по договору выступают Козлова Е.М. и ФИО38., которые несут солидарную ответственность по возврату кредита.
Как видно из представленных истцом документов брак между Козловой Е.М. и ФИО39 расторгнут 05.07.2011, ФИО40 членом семьи Козловой Е.М. в силу закона не является, кроме того, ФИО42. не является участником программы Обеспечение жильем молодых семей.
Предоставление социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, за счет которого приобретен жилой дом, в данном случае, будет погашать не только обязательства молодой семьи Козловой Е.М., но также и солидарные обязательства ФИО43., который нуждающимся в жилье не признавался, участником программы Обеспечение жильем молодых семей не является.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Козловой Елене Михайловне к администрации города Лысьвы Пермского края о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от 10.12.2019 от отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 10% от расчетной стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко