Дело № 2- 1562/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2016 года | г. Петропавловск-Камчатский |
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре ФИО14,
с участием представителя истца ФИО4,
представителя ответчика – Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения, третьего лица – администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5,
третьего лица ФИО3,
представителейтретьих лиц –
ООО «Петропавловская кадастровая служба» ФИО6,
СУ СК России по Камчатскому краю ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальному учреждению о признании недействительным результата межевания земельного участка (межевого плана),
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Петропавловская кадастровая служба» о признании результатов межевания земельного участка недействительными, возложении обязанности выполнить работы по межеванию с учетом фактически расположенных индивидуальных жилых домов.
В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с земельным законодательством, являясь собственником объекта недвижимости – одноэтажного жилого дома, общей площадью 41 кв. м, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации указанного объекта недвижимости. В рамках муниципального контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ООО «Петропавловская кадастровая служба» (Подрядчик), ответчиком выполнены кадастровые работы для муниципальных нужд в отношении, среди прочих, объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> – <адрес> – <адрес> – площадка для разворота автобусов №, № (конечная остановка «Радиостанция») L=6000 п/м (для эксплуатации автомобильной дороги). Полагал, что в связи с тем, что принадлежащий ему жилой дом полностью расположен в границах земельного участка, в отношении которого проведены кадастровые работы, он лишен предоставленного ему исключительного права на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельного участка. При этом, при проведении Подрядчиком работ по формированию земельного участка, предназначенного для размещения автомобильной дороги, не проводилось согласование границ земельного участка с собственниками индивидуальных жилых домов, расположенных на территории, в отношении которой производились межевые работы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ООО «Петропавловская кадастровая служба» на Управление архитектуры и градостроительства земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (до переименования – Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа), ООО «Петропавловская кадастровая служба» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил признать недействительным результат межевания (межевой план) земельного участка с кадастровым номером №; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ данного земельного участка.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальному учреждению о возложении обязанности выполнить предусмотренные муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № работы по позиции 5 приложения № в отношении объекта, расположенного: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> – <адрес> – <адрес> – площадка для разворота автобусов №, № (конечная остановка «Радиостанция») L = 6000 п/м (для эксплуатации автомобильной дороги) с учетом фактически расположенных в данном районе индивидуальных жилых домов, исключив нарушение интересов и прав ФИО1, а также интересов и прав третьих лиц, прекращено в связи с отказом представителя истца ФИО2 от иска в указанной части.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Петропавловская кадастровая служба» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Следственное управление Следственного комитета РФ по Камчатскому краю.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальному учреждению об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ данного земельного участка с кадастровым номером №; к ФГБУ «ФКП Росреестра», ООО «Петропавловская кадастровая служба» – в полном объеме, прекращено в связи с отказом представителя истца ФИО2 от иска в указанной части; ФГБУ «ФКП Росреестра», ООО «Петропавловская кадастровая служба» привлечены к участию в деле в качестве третьи лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен кадастровый инженер ООО «Петропавловская кадастровая служба» – ФИО3
Истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен, для участия в судебном заседании направил своего представителя.
Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал с учетом уточнения, полагал, что исковые требования являются обоснованными.
В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, считал, что исковые требования ФИО1 являются обоснованными, указал, что являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, истец имеет право на приватизацию земельного участка, на котором располагается указанный жилой дом. Вместе с тем, реализовать свое право он не может в связи с образованным ранее земельным участком с кадастровым номером №.
Ответчик Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение о времени и месте рассмотрения дела извещен, для участия в судебном заседании направил своего представителя.
Представитель ответчика Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения, третьего лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – ФИО5, действующая на основании доверенностей, в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала. В судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, ответчиком предприняты все меры, чтобы устранить допущенные ошибки.
Третье лицо ООО «Петропавловская кадастровая служба» о времени и месте рассмотрения дела извещено, для участия в судебном заседании направило своего представителя. Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву на исковое заявление представитель по доверенности ФИО6 полагала, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. В отзыве указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент) и ООО «Петропавловская кадастровая служба» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № по выполнению кадастровых работ для осуществления постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, фактически занятых автомобильными дорогами. Кадастровые работы выполнялись Подрядчиком на основании Схемы расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденной Департаментом. С момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ выполнены кадастровые работы по подготовке межевого плана с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, занятого автомобильной дорогой, расположенной: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> – <адрес> – <адрес> – площадка для разворота автобусов №, № (конечная остановка «Радиостанция»). Результаты работ согласованы и приняты Заказчиком на основании акта сдачи-приемки выполненных кадастровых работ. Кадастровые работы по спорному объекту выполнены в полном объеме в соответствии со Схемой расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласовывать с ФИО1 границы земельного участка оснований не имелось, поскольку земельный участок, на котором находится принадлежащий ФИО1 на праве собственности жилой дом, не является смежным земельному участку под автомобильную дорогу, так как он не сформирован, не стоит на государственном кадастровом учете, право у истца на него не зарегистрировано. Часть земельного участка необходимая для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, расположена в границах красных линий. Первоначальный вариант Схемы подготовлен в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости и фактического использования гражданами земельных участков вдоль автомобильной дороги; граница автодороги устанавливалась по ограждению, заборам земельных участков граждан. Но, несмотря на доводы и доказательства подрядчика о том, что в границах красных линий автодороги имеются неоформленные земельные участки с построенными на них жилыми домами, пользуясь полномочиями органа местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками в границах населенного пункта, Департамент исправил, согласовал и утвердил Схему расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №. ООО «Петропавловская кадастровая служба», являясь подрядчиком по муниципальному контракту, выполнило кадастровые работы в строгом соответствии со Схемой и требованиями законодательства.
Представитель третьего лица ООО «Петропавловская кадастровая служба» – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что на сегодняшний день исковые требования являются необоснованными, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в планировочную структуру в границах планировочной структуры № 3.2.9 «Жилой район «Авача», также с учетом замечаний кадастровой палаты и обращения ООО «Петропавловская кадастровая служба» вынесено постановление об образовании новых земельных участков, в том числе земельного участка, на котором располагается жилой дом истца, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» о времени и месте рассмотрения дела извещено, для участия в судебное заседание своего представителя не направило. Согласно имеющемуся в материалах дела мнению представителя по доверенности ФИО7, в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимого имущества – жилом доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, с присвоением кадастрового номера №. Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № произведена на основании принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ №, основания для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета данного объекта недвижимости отсутствовали, предоставленный межевой план, являющийся необходимым документом для постановки на учет образованного земельного участка или кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельных участков, содержал все необходимые сведения о земельном участке, в том числе и в части описания местоположения границ объекта недвижимости. Учитывая, что ГКН не располагал сведениями о земельном участке образованном и учтенном (ранее учтенном) в установленном порядке под жилым домом № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, в результате проведения кадастровых работ в отношении образуемого земельного участка с кадастровым номером № местоположение границ такого участка не уточнялось, у кадастрового инженера отсутствовала обязанность по проведению процедуры согласования в порядке ст. 39 Закона о кадастре с собственником (правообладателем) несуществующего (пока не доказано обратное) земельного участка; согласование местоположения границ образуемого земельного участка с собственником (правообладателем) объекта капитального строительства (жилого дома) законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, обратила внимание, что кадастровые работы в рамках муниципального контракта осуществлялись на основании схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления. При установлении факта существования на формируемом земельном участке объектов капитального строительства в виде жилых домов, кадастровый инженер, являясь подрядчиком по муниципальному контракту, должен был действовать в соответствии действующим гражданским законодательством и известить заказчика работ о возникновении возможных неблагоприятных последствий. В связи с чем, полагала, что орган местного самоуправления, в чьих интересах проводились кадастровые работы, должен быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика. Вместе с тем полагала, что исковые требования являются необоснованными и противоречащими требованиям действующего законодательства. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, в соответствии с действующим законодательством, должен иметь государственный учетный номер (кадастровый номер), позволяющий определить объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи и объекта гражданского оборота. В исковом заявлении истец просит признать недействительными результаты межевания некоего земельного участка, который не содержит идентифицирующих характеристик, что может привести к невозможности исполнения решения суда в случае удовлетворения требований. Кроме того, полагала, что требование о признании недействительными результаты межевания является несостоятельным, поскольку результат межевания – это комплекс кадастровых работ, в результате проведения которых обеспечивается подготовка документов, в том числе и межевого плана, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе. Указала, что истцом не представлено доказательств невозможности реализации его права на приватизацию земельного участка, расположенного под принадлежащим истцу на праве собственности жилым домом.
Третье лицо кадастровый инженер ООО «Петропавловская кадастровая служба» – ФИО3 в судебном заседании полагала, что исковые требования являлись обоснованными, но с учетом того, что в ходе судебного разбирательства допущенные нарушения устранены, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица СУ СК России по Камчатскому краю – ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что исковые требования заявлены обоснованно.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив свидетельские показания свидетеля ФИО9, суд приходит к следующему.
Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей в период возникновения спорных правоотношений – 17 июня 2013 года) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Действующим законодательством также предусмотрено, если иное не установлено ст. 39.20 ЗК РФ или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно п. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов (ст. 25).
Нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2009 года № 717, определено, что для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям № 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров (п. 4).
В судебном заседании установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Моховского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1200 кв. м, находящийся в <адрес> под застройкой одноэтажного жилого дома, состоящего из двух комнат и кухни, жилой площадью 30,0 кв. м, общеполезной – 41,0 кв. м, построенного в 1937 году, узаконен на праве бессрочного пользования гражданке ФИО10 (л.д. 40, том 1).
Также на основании указного решения ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 выдано регистрационное удостоверение №, согласно которому за ней на праве личной собственности зарегистрировано домовладение № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, о чем в реестровую книгу № Бюро технической инвентаризации г. Петропавловска-Камчатского внесена запись №, стр. 139 (л.д. 39, том 1).
ДД.ММ.ГГГГ наследникам ФИО11, ФИО12, ФИО13 выдано свидетельство о праве на наследство по закону в равных долях после смерти ФИО10, умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из рубленного жилого дома, полезной площадью 41,0 кв. м, жилой площадью 30,0 кв. м, в том числе погреб, забор, находящегося по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, расположенного на участке земли 1200 кв. м. Свидетельство зарегистрировано в бюро технической инвентаризации г. Петропавловска-Камчатского ДД.ММ.ГГГГ, инвентарное дело № (л.д. 38, том 1).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11, ФИО12, ФИО13 (Дарители) и ФИО1 (Одаряемый) заключен договора дарения, по условиям которого Дарители подарили ФИО1 принадлежащий им на праве собственности жилой дом, расположенный на участке земли площадью 1200 кв. м в <адрес> Камчатской области по <адрес>. Договор также зарегистрирован в бюро технической инвентаризации г. Петропавловска-Камчатского ДД.ММ.ГГГГ, инвентарное дело № (л.д. 37, том 1).
Таким образом, ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, кадастровый №.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, право собственности на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № (л.д. 110, том 1).
Сведений о том, что земельный участок, на котором находится принадлежащий на праве собственности ФИО1 жилой дом, в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет, материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в режиме службы «одного окна» с заявлением о предоставлении информации по вопросу получения земельного участка по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в собственность для эксплуатации жилого дома (л.д. 150, том 1).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил ФИО1, что для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться с заявлением с приложением документов, предусмотренных перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 151, том 1).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв. м для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, (л.д. 152, том 1).
Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку при согласовании схемы земельного участка по <адрес> выяснилось, что границы формируемого участка попадают в границы земельного участка с кадастровым номером № для эксплуатации автодороги <адрес> – <адрес> – <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском (л.д. 153, том 1).
Поскольку сформированный для эксплуатации автомобильной дороги земельный участок с кадастровым номером № препятствует ФИО1 реализовать право на безвозмездное приобретение в собственность земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил ФИО1, что в целях решения вопроса о предоставлении земельного участка для эксплуатации жилого дома по <адрес>, ему необходимо обратиться в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (л.д. 154, том 1).
На основании решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 октября 2015 года № 839-р, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа переименован в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – Управление).
Из письма Управления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о приватизации земельного участка по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, на котором располагается жилой <адрес> (входящий номер Пр-М-167). При рассмотрении данного обращения Управлением признано, что при образовании земельного участка с кадастровым номером № допущена кадастровая ошибка, однако, решение вопроса возможно только в судебном порядке (л.д. 155, том 1).
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (Заказчик) (далее – Департамент) и ООО «Петропавловская кадастровая служба» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт №, предметом которого является выполнение Подрядчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ кадастровых работ по объектам (земельным участкам), указанным в Приложении № к Контракту, и передача результата выполненных работ по каждому объекту (земельному участку) в виде надлежащим образом оформленного межевого плана объекта (земельного участка) в одном экземпляре, и кадастрового паспорта земельного участка (объекта) в двух экземплярах, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить выполненные работы (л.д. 7-12, 14, том 1).
Согласно приложению № к муниципальному контракту в перечень объектов, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы, входит земельный участок, расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> – <адрес> – <адрес> – площадка для разворота автобусов №№ (конечная остановка «Радиостанция») L=6000 п/м, разрешенное использование - для эксплуатации автомобильной дороги (л.д. 11-12, том 1).
В результате проведения кадастровых работ в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ образован земельный участок с кадастровым номером №, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в ГКН, в том числе об установлении сервитута в пользу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю (л.д. 15-17, том 1).
Из акта сдачи-приемки выполненных кадастровых работ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Подрядчиком выполнены кадастровые работы в отношении земельного участка: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> – <адрес> – <адрес> – площадка для разворота автобусов №№ (конечная остановка «Радиостанция») L=6000 п/м (для эксплуатации автомобильной дороги) (л.д. 13, том 1).
Требования к порядку составления и оформления межевого плана установлены статьей 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей в период составления оспариваемого межевого плана).
В силу указанной статьи межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (п.1).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (п. 2).
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (п. 3).
Межевой план состоит из графической и текстовой частей (п. 4).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 7).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9).
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план (п. 11).
Согласно пункту 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 (далее - Требования к подготовке межевого плана), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона № 221-ФЗ.
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштабом 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, сведения о границах земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома по <адрес>, исключительное право на предоставление которого гарантировано собственнику жилого дома законом, на момент проведения кадастровых работ и оформления оспариваемого межевого плана отсутствовали в государственном кадастре недвижимости, наличие документов, подтверждающем право на земельный участок или определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, судом не установлено.
Вместе с тем, при подготовке межевого плана в рамках муниципального контракта в целях уточнения границ земельного участка, поскольку отсутствовали указанные документы, границы земельного участка для эксплуатации автомобильной дороги подлежали определению с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из имеющегося в материалах дела отзыва на иск ООО «Петропавловская кадастровая служба» (л.д. 166-171, т. 1) следует, что в рамках рассматриваемого муниципального контракта исполнителем был подготовлен первоначальный вариант «Схемы расположения земельного участка» в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости и фактическим использованием гражданами земельными участками вдоль автомобильной дороги. Граница земельного участка под эксплуатацию автодороги устанавливалась по ограждениям, заборам земельных участков граждан (л.д. 208, т. 1).
Несмотря на приведенные правовые нормы о необходимости при определении границ земельного участка учитывать границы земельных участков, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, в нарушение права истца на исключительное право предоставления земельного участка, занимаемого принадлежащим ему на праве собственности жилым домом, фактическое расположение которого было отражено на топографическом плане (л.д. 207, 210, т. 1), Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, пользуясь полномочиями органа местного самоуправления по управлению и распоряжению в границах населенного пункта земельными участками, исправил, согласовал и утвердил «Схему расположения земельного участка» № от ДД.ММ.ГГГГ в границах красных линий, согласно которой земельный участок для эксплуатации автомобильной дороги фактически включал в себя территорию, занимаемую жилым домом истца (л.д. 209, т. 1).
Не оспаривая допущенное при утверждении Схемы расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ нарушение прав истца, в ходе рассмотрения дела ответчиком были предприняты попытки добровольного восстановления его прав.
Для разрешения возникшего спора, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление с предложением разбить элемент планировочной структуры № 3.2.9 «Жилой район «Авача» на несколько самостоятельных элементов с целью обеспечения возможности формирования земельного участка на основании схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером № в районе прохождения дороги и стоящих рядом индивидуальных жилых домов (л.д. 147, том 1).
Согласно ответу руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения ФИО1, постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об элементах планировочной структуры в границах отдельных планировочных подрайонов Петропавловск-Камчатского городского округа» утверждены Перечень планировочных подрайонов Петропавловск-Камчатского городского округа, в границах которых элементом планировочной структуры является квартал (приложение №), и Схема деления планировочных подрайонов Петропавловск-Камчатского городского округа на кварталы (приложение №). Согласно утвержденной схеме деления планировочных подрайонов Петропавловск-Камчатского городского округа на кварталы, территория, на которой располагается жилой дом по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, находится в планировочном подрайоне 3.2.9. Жилой район «Авача», в границах квартала 5, являющегося элементом планировочной структуры, не застроенного многоквартирными жилыми домами. Образование земельных участков в квартале 5 планировочного подрайона 3.2.9. Жилой район «Авача» осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 148, том 1).
Вместе с тем, исходный земельный участок с кадастровым номером № остался расположенным в нескольких элементах планировочной структуры, в том числе в застроенных многоквартирными жилыми домами, что являлось препятствием преобразованию исходного земельного участка, о чем указано в обращении ООО «Петропавловская кадастровая служба» от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений АПКГО (л.д. 175, т. 1).
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ № и образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 201-203, т. 1), которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлено во исполнение положений пункта 20 статьи 11.10 ЗК РФ в Управление Росреестра по Камчатскому краю (л.д. 206, т. 1).
В осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании данного постановления и составленного на его основании межевого плана отказано решением филиала ФКБУ «ФКП Росреестра» по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи выявлением несоответствия площади образуемых земельных участков предельному (минимальному) размеру земельного участка, установленному Правилами землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденными Решением Собрания депутатов Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-НД, а также другими недостатками (л.д. 211, т. 1).
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 сентября 2016 года № 1788 внесены изменения в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 6 апреля 2016 года № 452 «Об элементах планировочной структуры в границах отдельных планировочных подрайонов Петропавловск-Камчатского городского округа», приложение № 3 изложено в редакции, согласно приложению. Постановление вступило в силу, опубликовано в газете «Град Петра и Павла» № 41 (556) от 16 сентября 2016 года и на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа pkgo.ru.
Данным постановлением автомобильная дорога исключена из других элементов планировочной структуры.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 19 сентября 2016 года № 1813, вступившим в силу со дня его принятия, постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24 июня 2016 года № 1065 отменено, утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 15 сентября 2016 года № 54 и образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 2.7 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № образован земельный участок с условным номером №, со следующими характеристиками: площадь 116089 кв. м; описание местоположения: край Камчатский, город Петропавловск-Камчатский; вид разрешенного использования: земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки); категория земель: земли населенных пунктов.
На основании пункта 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № образован путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, обозначенным на схеме расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № условным обозначением :Т/п1, и части земельного участка с кадастровым номером №, обозначенной на схеме расположения от ДД.ММ.ГГГГ № условным обозначением №, земельный участок с условным номером №, со следующими характеристиками: площадь 1000 кв. м; описание местоположения: край Камчатский, город Петропавловск-Камчатский; категория земель: земли населенных пунктов. Территориальная зона ж 2. В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле установлено, что данный земельный участок предназначен для эксплуатации индивидуального жилого дома истца по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
Действующим в настоящее время законодательством предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что с учетом уточнения элементов планировочной структуры в границах отдельных планировочных подрайонов Петропавловск-Камчатского городского округа постановлением администрации ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждения Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ № и образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, в том числе участка для эксплуатации жилого дома истца, уполномоченным органом местного самоуправления после предъявления иска в суд предприняты исчерпывающие меры по восстановлению нарушенных прав истца. Ранее принятые уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка по <адрес> истцом не оспаривались, препятствий для предоставления ему испрашиваемого земельного участка в настоящее время не имеется, составителем оспариваемого межевого плана ответчик не является. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с добровольным восстановлением прав истца ответчиком.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ч. 1 ст. 101 ГПК РФ в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2010 года № 88-О-О, в указанном случае решение законодателя возложить на ответчика обязанность по компенсации истцу понесенных им судебных расходов основывается на том, что истец заявлял правомерные требования, которые были фактически признаны ответчиком и добровольно им удовлетворены в ходе процесса.
Принимая во внимание, что нарушения, являющиеся предметом настоящего спора, устранены ответчиком в добровольном порядке после предъявления иска в суд, отказ в удовлетворении исковых требований не свидетельствует о неправомерности заявленных истцом требований, суд приходит к выводу, что судебные расходы на оплату государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 руб. подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальному учреждению о признании недействительным результата межевания (межевого плана) земельного участка с кадастровым номером № отказать.
Взыскать с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения в пользу ФИО1 в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2016 года.
Председательствующий Т.В. Барышева
Оригинал решения находится в материалах дела
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края № 2-1562/2016.