Дело № 12-20/2016
Р Е Ш Е Н И Е
город Елизово Камчатского края 29 января 2016 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Пискун ФИО6
при секретаре Кухарчук С.Г.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Кужим А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Лихтина К.И., на постановление мирового судьи судебного участка № 19 Камчатского края от 7 декабря 2015 года, которым постановлено:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Гордеева ФИО7 - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Гордеева К.Н., на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
В поданной через мирового судью, жалобе должностное лицо - государственный участковый инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Лихтин К.И., не соглашается с постановлением мирового судьи, считает его подлежащим отмене и указывает на то, что мировым судьёй не исследованы нормативные правовые акты в сфере рыболовства, имеющие принципиальное значение для разрешения данного дела. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О рыболовстве» использование земельных участков для целей рыболовства может осуществляться в соответствии с земельным законодательством. При этом данный случай использования определён ст. 23 ЗК РФ. Из смысла ч. 1 ст. 67 Конституции РФ следует, что территориальное море РФ (в пределах которого Гордеев К.Н. осуществлял рыболовство в части добычи (вылова) тихоокеанских лососей), не входит в состав территорий какого-либо субъекта РФ, а значит, не может являться частью арендованного Гордеевым К.Н. участка. Следовательно, вопреки выводам, указанным мировым судьёй в постановлении, Гордеев К.Н. осуществлял рыболовство вне пространственных пределов земельного участка, арендатором которого он является, и данная деятельность не имеет отношения к осуществлению Гордеевым К.Н. своих прав, вытекающих из договора аренды земельного участка от 22.07.2015 № 15. Примененная мировым судьёй территориальная привязка участков местности, согласно которой место, где Гордеев К.Н. осуществлял фактическую добычу (вылов) тихоокеанских лососей, находится «напротив» арендованного им земельного участка, имеет не чёткий характер и нормативно не закреплена.
Указывает на то, что не согласен с выводом мирового судьи о том, что Гордеев К.Н. вправе был осуществлять традиционное рыболовство КМНС в Охотском море «напротив» своего земельного участка на основании лишь договора самого земельного участка, без соблюдения установленных компетентными органами и уполномоченными органами правил и ограничений. Также считает, что доказательства полученные судом в результате применения для оценки фактических обстоятельств дела правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с арендой Гордеевым К.Н. земельного участка, не являются относимыми и не имеют значения для правильного разрешения данного дела об административном правонарушении. Судом не были учтены при вынесении обжалуемого постановления, доводы должностного лица о нарушении Гордеевым К.Н. пункта 90 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, за которое и предусмотрено КоАП РФ соответствующее административное наказание. В соответствии со ст. 43.1 ФЗ «О рыболовстве» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Пункт 90, вышеуказанных правил является обязательным для исполнения, в том числе и для физических лиц из числа КМНС, и регламентирует порядок ведения традиционного рыболовства КМНС в условиях отсутствия рыбопромыслового участка и разрешения на добычу водных биоресурсов. Исходя из изложенного, должностное лицо просит отменить данное постановление мирового судьи, как незаконное, а дело направить на новое рассмотрение.
В судебное заседание должностное лицо – Лихтин К.И., не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в представленном в суд письменном заявлении просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – Гордеев К.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Защитник Кужим А.Б., полагал, что жалоба должностного лица удовлетворению не подлежит, так как считает постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Как следует из материалов дела, Гордеев К.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находясь более 80 километров на север от разрешенного места постановки орудий лова для добычи (вылова) тихоокеанских лососей и гольцов, установленного Приложением № к протоколу № заседания Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял вылов тихоокеанского лосося в целях обеспечения традиционного образа жизни в акватории Охотского моря (территориальное море РФ, Камчатско-Курильская промысловая подзона, район 6105.4,) в средних географических координатах 52гр. 31 мин. СШ и 156 гр. 18 мин. ВД в запретные для добычи районы и сроки, выловив (добыв) используя ставную жилковую сеть кустарного производства 5 экземпляров лососевых пород рыб, чем нарушил требования п. 1 ст. 20 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море, и прилежащей зоне РФ», ч. 1, ч. 4 ст. 43.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пп. «г» п. 90 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утверждены Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Прекращая производство по делу, в связи с отсутствием в действиях Гордеева К.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что Гордеев К.Н. являясь гражданином РФ, имея статус КМНС, являясь также физическим лицом, вправе осуществлять рыболовство без получения разрешения и предоставления ему рыбопромыслового участка, и он не обязан исполнять решение комиссии, утверждённое приказом Министерства сельского хозяйства от 8.04.2013 № 170, а арендуя земельный участок, находящийся рядом с Охотским морем, он осуществлял там рыболовство, что не влечёт административной ответственности данного лица. Мировой судья пришёл к выводу о том, что Гордеев К.Н. вправе осуществлять рыболовство как представитель КМНС в месте его традиционного проживания на косе в Усть-Большерецком районе на арендованном земельном участке, без предоставления ему рыбопромыслового участка и без разрешения с учётом ограничений, предусмотренных действующим законодательством, в том числе в пределах выделенных квот.
Вместе с тем с такими выводами не могу согласиться, поскольку они сделаны при неправильном примени норм материального права и ненадлежащей оценки доказательств по делу.
В силу пункта 4 Приказа Госкомрыболовства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севере, Сибири и Дальнего Востока РФ», традиционное рыболовство осуществляется в соответствии с правилами рыболовства отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения традиционного рыболовства малочисленных народов и распределяются между пользователями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», порядок и способы использования природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря устанавливаются законодательством Российской Федерации с учетом интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утверждены Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №), Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пп. «г» п. 90 вышеуказанных правил (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
В случае осуществления добычи (вылова) без применения судов рыбопромыслового флота пользователи обеспечивают соблюдение установленных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в соответствующем субъекте Российской Федерации условий добычи (вылова) анадромных видов рыб в соответствии с Порядком деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 43.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В соответствии с п. 1, 5, 5.1, 5.2 Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных рыб», данный Порядок устанавливает процедуру деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (далее - Комиссия).
В целях реализации полномочий, указанных в пункте 2 указанного Порядка, Комиссия: устанавливает: объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб по конкретным водным объектам и их частям для осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, а также рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на основании материалов научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, и бассейновых управлений, обосновывающих прогнозируемые объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб. Определяет: места добычи (вылова) анадромных видов рыб (использование конкретного количества рыбопромысловых участков) и места постановки орудий добычи (вылова) анадромных видов рыб для осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также организации любительского и спортивного рыболовства с учетом правил рыболовства и рекомендаций научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, и бассейновых управлений; сроки начала и запрета осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также организации любительского и спортивного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, периодов пропуска производителей анадромных видов рыб на водных объектах или их частях, предназначенных для осуществления указанных видов рыболовства в отношении анадромных видов рыб, рассчитанных в сутках или часах ("проходные периоды"), на основании рекомендаций научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, бассейновых управлений и территориальных органов Росрыболовства, подготовленных с учетом данных о подходах анадромных видов рыб.
Как следует из Приложения № к протоколу № заседания Комиссии по регулированию добычи (вылов) анадромных видов рыб в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссией определены места постановки орудий лова для добычи (вылова) тихоокеанских лососей и гольцов (места лова тихоокеанских лососей и гольцов) при осуществлении рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ без предоставления рыбопромыслового участка и без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в 2015 году. Так, Комиссией определено данное место в Камчатско-Курильской подзоне (п. 24) – Охотское море – 300-400 м на север от устья р.Озерная, 100 м от береговой линии. Указанное решение доведено до сведения КМНС, в том числе и до Гордеева К.Н. (л.д. 27-39)
Из материалов дела следует, что Гордеев К.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находясь более 80 километров на север от разрешенного вышеуказанного места постановки орудий лова для добычи вылова, тихоокеанских лососей и гольцов, осуществлял вылов тихоокеанского лосося в целях обеспечения традиционного образа жизни в акватории Охотского моря - территориальное море РФ, Камчатско-Курильская промысловая подзона, район 6105.4, в средних географических координатах 52гр. 31 мин. СШ и 156 гр. 18 мин. ВД в запретные для добычи районы и сроки, выловив (добыв) используя ставную жилковую сеть кустарного производства 5 экземпляров лососевых пород рыб. (л.д.54-61)
Эти обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, составленном уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Факт нахождения в указанное в протоколе об административном правонарушении время и месте, Гордеевым К.Н. и его защитником не оспаривается.
Выводы мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку Гордеев вправе осуществлять рыболовство без получения разрешения и предоставления ему рыбопромыслового участка, и он не обязан исполнять решение комиссии, утверждённое приказом Министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №, основан на неправильном применении норм материального права.
По смыслу приведённых выше нормативных актов и законоположений, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, обязаны при осуществлении традиционного рыболовства соблюдать правила рыболовства отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения традиционного рыболовства малочисленных народов.
Исходя из изложенного, и с учётом того, что Протокол № заседания Комиссии по регулированию добычи (вылов) анадромных видов рыб в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обжалован не был, установленные данным Протоколом и Приложением № к нему требования подлежат неукоснительному соблюдению, в том числе и физическими лицами, из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Не установив все обстоятельства дела с учётом имеющихся доказательств, мировой судья не дал надлежащей правовой оценки обстоятельству, указанному в протоколе об административном правонарушении и должностным лицом в судебном заседании, в части нарушения Гордеевым К.Н. требований пп. «г» п. 90 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утверждены Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №), действовавшего на момент совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным, поскольку в нём, в нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ не дана надлежащая оценка всем имеющимся по делу доказательствам, что не позволило мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований, и в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для возвращения дела на новое рассмотрение.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ не может быть вынесено по истечение года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку, установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности не истёк, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
жалобу государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Лихтина К.И., - удовлетворить.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, - отменить, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении Гордеева ФИО8, направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № <адрес>.
Судья Ю.П. Пискун