Судья Ноздрина О.О. УИД 57RS0014-01-2020-000548-38
Дело № 33-667/2021, № 2-1-521/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Хомяковой М.Е., Чуряева А.В.,
при секретаре Щекотихиной М.М.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело
по иску Заверюха Натальи Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе Заверюха Натальи Сергеевны на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заверюха Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному) (далее – ГУ УПФР в <адрес> (межрайонное), пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что в период с 10 января 1993 г. по настоящее время она постоянно проживает в д. <адрес>, территория которой отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом в период с 01 июля 2002 г. по 28 октября 2009 г. она работала в Сельскохозяйственном производственном кооперативе (далее СПК) «Фатневский», который располагался в <адрес>, относившемся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В назначении ей пенсии по старости досрочно, несмотря на указанные выше обстоятельства, пенсионным органом было отказано.
Не соглашаясь с отказом ответчика и полагая, что в связи с проживанием и работой на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению, она имеет право на предоставление льготы по снижению пенсионного возраста на 5 лет с учетом суммирования величин снижения пенсионного возраста, предусмотренных статьями 33 и 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Заверюха Н.С. просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, а также право на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий, с 01 марта 2020 г.; возложить на ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) обязанность назначить и производить выплату ей пенсии с даты возникновения права на нее; взыскать с ГУ УПФР в <адрес> (межрайонного) в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решением Мценского районного суда <адрес> от 3 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 16 сентября 2020 г., исковые требования Заверюха Н.С. оставлены без удовлетворения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 г. апелляционное определение Орловского областного суда от 16 сентября 2020 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе Заверюха Н.С. просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы приводит довод о предусмотренной законом возможности учета, как периода ее проживания, так и периода работы на загрязненной территории и, как следствие, суммирования льгот, предоставляемых за каждое из оснований досрочного назначения пенсии.
Считает, что имеются основания для снижения ей пенсионного возраста на 5 лет и назначения пенсии досрочно.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 часть 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильное применение норм материального права было допущено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Как установлено судом, Заверюха Н.С. с 10 января 1993 года по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в д. <адрес>, территория которого отнесена Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом в период с 1 июля 2002 г. по 28 октября 2009 г. Заверюха Н.С. работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>, которое Перечнями, утвержденными Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582, до 8 октября 2015 г. относилось к зоне проживания с правом на отселение, а с 8 октября 2015 г. по настоящее время отнесено Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074 к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из материалов дела, 10 февраля 2020 г. Заверюха Н.С., <дата> года рождения, обратилась в ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии досрочно с уменьшением пенсионного возраста, в связи с проживанием и работой в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с письмом от 20 февраля 2020 г. № ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) Заверюха Н.С. отказано в назначении пенсии, поскольку на момент обращения, право на досрочное пенсионное обеспечение у истца не возникло. При этом пенсионным органом отмечено, что право на снижение пенсионного возраста по своему выбору либо на три года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 5 мая 1991 г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо на два года в соответствии со статьей 33 данного Закона истец имеет по достижении возраста 52 лет или 53 лет соответственно. Кроме того, пенсионным органом обращено внимание на невозможность суммирования льгот в рассматриваемом случае.
Из материалов дела следует, что Заверюха Н.С. проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 27 лет, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, и работала в зоне проживания с правом на отселение 7 лет 8 месяцев 24 дня, что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заверюха Н.С., поскольку на момент обращения за назначением пенсии право на досрочное пенсионное обеспечение, с учетом наиболее выгодной из указанных величин снижения возраста (на три года), у истца не возникло. Истец имеет право на меры социальной поддержки только по одному из оснований по ее выбору.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, как основанном на неправильном применении норм материального права.
Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктами 7, 10 пункта 1, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3,
5-10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации
№ 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г. Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, которым территория с. Фатнево Болховского района Орловской области отнесена к зоне с правом на отселение.
С 1 февраля 1998 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации № 1582 от 18 декабря 1997 г., а затем и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1074 от 8 октября 2015 г. «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория <адрес> отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно материалам дела, факт проживания (работы) Заверюха Н.С. в зонах радиоактивного загрязнения в периоды, приведенные в решении пенсионного органа, подтвержден и не оспаривается ответчиком.
Приведенные судом первой инстанций ссылки на положения части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, согласно которым при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям; при этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору, судебная коллегия полагает ошибочно расценены судом, как содержащие запрет на суммирование льгот при определении пенсионных прав лиц, проживающих в разные периоды времени на разных территориях зон радиоактивного загрязнения.
Указанной нормой предусмотрен запрет на возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки в случае наличия у гражданина права на их получение по разным основаниям.
Проживание в разные периоды время в разных зонах радиоактивного загрязнения к таким условиям не относится.
Напротив, право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. При этом полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с чем, выводы суда первой инстанции об отсутствии права истца Заверюха Н.С. на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста на 5 лет не основаны на приведенных выше нормах права, поскольку ни Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ни Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не установлен запрет на суммирование дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, так как вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения должен возмещаться в адекватном размере.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции, выводы которого основаны на неправильном применении норм материального права, в данном случае не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о признании за Заверюха Н.С. права на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 (пять) лет.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Право Заверюха Н.С., <дата> года рождения, на досрочную пенсию по старости, с учетом установленного судом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, возникло по достижении возраста 50 лет, то есть с 28 февраля 2020 г.
Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости 10 февраля 2020 г., то есть до возникновения права на указанную пенсию (л.д. 37-41).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с 28 февраля 2020 г., то есть с момента наступления права.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется, в частности, ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года.
В пункте 8 части 1 статье 13 указано, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно пункту 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации», ежемесячная денежная выплата гражданам из числа ветеранов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Таким образом, назначение ежемесячной денежной выплаты обусловлено наличием права на указанную выплату, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
При определении даты назначения Заверюха Н.С. ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере, судебная коллегия принимает во внимание заявленные истцом требования о назначении ей данной денежной выплаты (с 1 марта 2020 г.) и дату назначения досрочной пенсии по старости
(с 28 февраля 2020 г.).
Установив, что Заверюха Н.С. более четырех лет постоянно проживает (работает) в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и в зоне отселения, судебная коллегия приходит к выводу о признании за Заверюха Н.С. права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий в связи с постоянным проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Законом Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и назначении ей указанной выплаты с 1 марта 2020 г.
Поскольку решение районного суда отменено в полном объеме, то судебной коллегией подлежат распределению судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса РФ (часть 1).
Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (часть 2 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов (часть 3 статьи 98 ГПК РФ).
На основании ч. 4 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», резолютивная часть апелляционного определения в соответствии с частями 2 и 4 статьи 329 ГПК РФ должна содержать выводы суда апелляционной инстанции о результатах рассмотрения апелляционных жалобы, представления в пределах полномочий, определенных в статье 328 ГПК РФ, а при необходимости указание на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления.
Исходя из того, что истцом Заверюха Н.С. была уплачена государственная пошлина при подаче искового заявления в размере 300 руб., (л.д. 26) и при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб. (л.д. 67), учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ во <адрес> (межрайонное) в пользу Заверюха Н.С. расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 450 руб.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Заверюха Натальи Сергеевны удовлетворить.
Решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за Заверюха Натальей Сергеевной право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 (пять) лет.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Заверюха Наталье Сергеевне с 28 февраля 2020 г.
Признать за Заверюха Натальей Сергеевной право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в повышенном размере и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить данную ежемесячную денежную выплату Заверюха Наталье Сергеевне с 1 марта 2020 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Заверюха Натальи Сергеевны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 450 рублей.
Председательствующий
Судьи
Судья Ноздрина О.О. УИД 57RS0014-01-2020-000548-38
Дело № 33-667/2021, № 2-1-521/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Хомяковой М.Е., Чуряева А.В.,
при секретаре Щекотихиной М.М.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело
по иску Заверюха Натальи Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе Заверюха Натальи Сергеевны на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заверюха Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному) (далее – ГУ УПФР в <адрес> (межрайонное), пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что в период с 10 января 1993 г. по настоящее время она постоянно проживает в д. <адрес>, территория которой отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом в период с 01 июля 2002 г. по 28 октября 2009 г. она работала в Сельскохозяйственном производственном кооперативе (далее СПК) «Фатневский», который располагался в <адрес>, относившемся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В назначении ей пенсии по старости досрочно, несмотря на указанные выше обстоятельства, пенсионным органом было отказано.
Не соглашаясь с отказом ответчика и полагая, что в связи с проживанием и работой на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению, она имеет право на предоставление льготы по снижению пенсионного возраста на 5 лет с учетом суммирования величин снижения пенсионного возраста, предусмотренных статьями 33 и 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Заверюха Н.С. просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, а также право на назначение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий, с 01 марта 2020 г.; возложить на ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) обязанность назначить и производить выплату ей пенсии с даты возникновения права на нее; взыскать с ГУ УПФР в <адрес> (межрайонного) в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решением Мценского районного суда <адрес> от 3 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 16 сентября 2020 г., исковые требования Заверюха Н.С. оставлены без удовлетворения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 г. апелляционное определение Орловского областного суда от 16 сентября 2020 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе Заверюха Н.С. просит решение суда отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы приводит довод о предусмотренной законом возможности учета, как периода ее проживания, так и периода работы на загрязненной территории и, как следствие, суммирования льгот, предоставляемых за каждое из оснований досрочного назначения пенсии.
Считает, что имеются основания для снижения ей пенсионного возраста на 5 лет и назначения пенсии досрочно.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 часть 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильное применение норм материального права было допущено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Как установлено судом, Заверюха Н.С. с 10 января 1993 года по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в д. <адрес>, территория которого отнесена Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом в период с 1 июля 2002 г. по 28 октября 2009 г. Заверюха Н.С. работала в СПК «Фатневский», который располагался в <адрес>, которое Перечнями, утвержденными Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582, до 8 октября 2015 г. относилось к зоне проживания с правом на отселение, а с 8 октября 2015 г. по настоящее время отнесено Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074 к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из материалов дела, 10 февраля 2020 г. Заверюха Н.С., <дата> года рождения, обратилась в ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии досрочно с уменьшением пенсионного возраста, в связи с проживанием и работой в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с письмом от 20 февраля 2020 г. № ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) Заверюха Н.С. отказано в назначении пенсии, поскольку на момент обращения, право на досрочное пенсионное обеспечение у истца не возникло. При этом пенсионным органом отмечено, что право на снижение пенсионного возраста по своему выбору либо на три года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 5 мая 1991 г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо на два года в соответствии со статьей 33 данного Закона истец имеет по достижении возраста 52 лет или 53 лет соответственно. Кроме того, пенсионным органом обращено внимание на невозможность суммирования льгот в рассматриваемом случае.
Из материалов дела следует, что Заверюха Н.С. проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 27 лет, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, и работала в зоне проживания с правом на отселение 7 лет 8 месяцев 24 дня, что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 2 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заверюха Н.С., поскольку на момент обращения за назначением пенсии право на досрочное пенсионное обеспечение, с учетом наиболее выгодной из указанных величин снижения возраста (на три года), у истца не возникло. Истец имеет право на меры социальной поддержки только по одному из оснований по ее выбору.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, как основанном на неправильном применении норм материального права.
Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктами 7, 10 пункта 1, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3,
5-10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации
№ 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г. Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, которым территория с. Фатнево Болховского района Орловской области отнесена к зоне с правом на отселение.
С 1 февраля 1998 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации № 1582 от 18 декабря 1997 г., а затем и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1074 от 8 октября 2015 г. «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория <адрес> отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно материалам дела, факт проживания (работы) Заверюха Н.С. в зонах радиоактивного загрязнения в периоды, приведенные в решении пенсионного органа, подтвержден и не оспаривается ответчиком.
Приведенные судом первой инстанций ссылки на положения части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, согласно которым при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям; при этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору, судебная коллегия полагает ошибочно расценены судом, как содержащие запрет на суммирование льгот при определении пенсионных прав лиц, проживающих в разные периоды времени на разных территориях зон радиоактивного загрязнения.
Указанной нормой предусмотрен запрет на возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки в случае наличия у гражданина права на их получение по разным основаниям.
Проживание в разные периоды время в разных зонах радиоактивного загрязнения к таким условиям не относится.
Напротив, право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. При этом полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с чем, выводы суда первой инстанции об отсутствии права истца Заверюха Н.С. на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста на 5 лет не основаны на приведенных выше нормах права, поскольку ни Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ни Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не установлен запрет на суммирование дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, так как вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения должен возмещаться в адекватном размере.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции, выводы которого основаны на неправильном применении норм материального права, в данном случае не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о признании за Заверюха Н.С. права на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 (пять) лет.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Право Заверюха Н.С., <дата> года рождения, на досрочную пенсию по старости, с учетом установленного судом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, возникло по достижении возраста 50 лет, то есть с 28 февраля 2020 г.
Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости 10 февраля 2020 г., то есть до возникновения права на указанную пенсию (л.д. 37-41).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с 28 февраля 2020 г., то есть с момента наступления права.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется, в частности, ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года.
В пункте 8 части 1 статье 13 указано, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно пункту 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации», ежемесячная денежная выплата гражданам из числа ветеранов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Таким образом, назначение ежемесячной денежной выплаты обусловлено наличием права на указанную выплату, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
При определении даты назначения Заверюха Н.С. ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере, судебная коллегия принимает во внимание заявленные истцом требования о назначении ей данной денежной выплаты (с 1 марта 2020 г.) и дату назначения досрочной пенсии по старости
(с 28 февраля 2020 г.).
Установив, что Заверюха Н.С. более четырех лет постоянно проживает (работает) в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и в зоне отселения, судебная коллегия приходит к выводу о признании за Заверюха Н.С. права на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсий и пособий в связи с постоянным проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Законом Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и назначении ей указанной выплаты с 1 марта 2020 г.
Поскольку решение районного суда отменено в полном объеме, то судебной коллегией подлежат распределению судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса РФ (часть 1).
Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (часть 2 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов (часть 3 статьи 98 ГПК РФ).
На основании ч. 4 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», резолютивная часть апелляционного определения в соответствии с частями 2 и 4 статьи 329 ГПК РФ должна содержать выводы суда апелляционной инстанции о результатах рассмотрения апелляционных жалобы, представления в пределах полномочий, определенных в статье 328 ГПК РФ, а при необходимости указание на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления.
Исходя из того, что истцом Заверюха Н.С. была уплачена государственная пошлина при подаче искового заявления в размере 300 руб., (л.д. 26) и при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб. (л.д. 67), учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ во <адрес> (межрайонное) в пользу Заверюха Н.С. расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 450 руб.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Заверюха Натальи Сергеевны удовлетворить.
Решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июля 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за Заверюха Натальей Сергеевной право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 (пять) лет.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Заверюха Наталье Сергеевне с 28 февраля 2020 г.
Признать за Заверюха Натальей Сергеевной право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в повышенном размере и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить данную ежемесячную денежную выплату Заверюха Наталье Сергеевне с 1 марта 2020 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Мценском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Заверюха Натальи Сергеевны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 450 рублей.
Председательствующий
Судьи