Дело № 3-27/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2012 года г. Ижевск
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Константиновой М.Р., единолично;
с участием прокурора Демидова Д.С.,
при секретаре судебного заседания Любезновой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным пункта 2 Положения «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года №238,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики о признании незаконным пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366.
Исковое заявление мотивировано следующими обстоятельствами.
Истец работает инструктором по физической культуре в МБОУ «<данные изъяты>» поселка <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики действует Постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики». Текст постановления опубликован в газете "Удмуртская правда" от 29 декабря 2009 года N 150, в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 09 марта 2010 года N 28 (II).
Истец считает, что данный нормативный акт принят с нарушением действующего законодательства – пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 32-66-1. В частности, пункт 2 Положения, являющегося приложением к названному Постановлению, гласит, что в соответствии с настоящим Положением предоставление мер социальной поддержки осуществляется педагогическим работникам, занимающим должности, указанные в разделе 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Учитывая, что должность истца «инструктор по физической культуре» не включена в раздел 1 Списка вышеназванного документа, она не пользуется правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как все остальные педагогические работники, наименование должностей которых включено в Список.
Считает, что Правительство Удмуртской Республики, принимая Постановление № 366, грубо нарушило ее права как педагогического работника, т.к. согласно действующему Закону РФ «Об образовании» все педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом не делается ссылка на какой-либо нормативный акт, которым предусматривается перечень должностей педагогических работников. Ссылка в Постановлении Правительства Удмуртской Республики № 366 на раздел 1 Списка необоснованна, т.к. льготный порядок назначения пенсии не имеет никакого отношения к выплате компенсации расходов на оплату жилья.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н, «инструктор по физической культуре» относится к категории педагогических работников. Следовательно, работник МДОУ, проживающий и работающий в сельской местности, занимающий должность «инструктора по физической культуре», имеет право на получение компенсации на оплату жилья.
Такое же мнение выражено в письменном ответе Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 13 апреля 2012 года № ОЗ-ПГ-МОН-6260, направленном в адрес ФИО2
Из должностных обязанностей и содержания трудового договора следует, что истец в течение всего времени работала с детьми, выполняла педагогическую работу, занималась обучением и воспитанием детей, отвечала за их жизнь и здоровье, так же как все остальные педагоги, с которыми она работала и работает в настоящее время.
На основании вышеизложенного, полагает, что указанным Постановлением нарушаются ее права как педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, которые предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
Просит суд:
1. Признать незаконным пункт 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366.
2. Обязать ответчика внести соответствующие изменения в пункт 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, распространить его действие на всех педагогических работников.
3. Обязать ответчика возместить расходы по оплате госпошлины.
В ходе судебного разбирательства ФИО2 изменила требования, представила заявление, в котором просила суд признать незаконным пункт 2 Положения «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года №238, с момента принятия нормативного акта, а также возместить судебные расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании заявитель ФИО2 и ее ФИО3 ФИО9, действующая на основании устного ходатайства, на требованиях с учетом изменения предмета заявленных требований настаивают, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Представители Правительства Удмуртской Республики ФИО10 и ФИО11, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления. ФИО10 дала пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что правовым основанием для принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 366 являются пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») и пункт 1.1 статьи 16 Закона Удмуртской Республики от 29 декабря 2004 года № 92-РЗ «Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников государственных учреждений Удмуртской Республики» (далее - Закон Удмуртской Республики № 92-РЗ).
Правительство Удмуртской Республики считает, что оспариваемый пункт 2 Положения, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики № 366, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Удмуртской Республики № 366, порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Удмуртской Республики, регулируется в соответствии с Положением.
В пункте 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ссылка в пункте 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики № 366, на раздел 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Список, постановление Правительства РФ № 781), сделана для удобства применения.
Список, содержащийся в постановлении Правительства РФ № 781, включает в себя все должности педагогических работников, которые в соответствии с ранее принятыми нормативными правовыми актами СССР и РФ устанавливают должности педагогических работников, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Сославшись на Список, установленный постановлением Правительства РФ № 781, Правительство Удмуртской Республики не изменяло установленный федеральным законодательством объем мер социальных гарантий педагогических работников. Правительством Удмуртской Республики сохранены меры социальной поддержки для педагогических работников, которым ранее устанавливались меры социальной поддержки.
Правительство Удмуртской Республики считает, что права заявителя оспариваемым пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 366, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года №238, не затрагиваются.
Положение, утвержденное постановлением Правительства Удмуртской Республики № 366, принято по вопросу, финансируемому из бюджетных средств субъекта Российской Федерации, имеет целевую направленность, определяет расчетные величины для формирования соответствующих бюджетов и межбюджетных отношений, не устанавливает каких-либо ограничений по предоставлению оплаты жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, а определяет расчетные величины для формирования соответствующих бюджетов и межбюджетных отношений, поэтому данным нормативным правовым актом права заявителя не затрагиваются.
Материалы дела не содержат подтверждающих документов того, что заявитель изъявила желание воспользоваться своим правом на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и обратилась в компетентный орган. Также не предоставлено доказательств того, что компетентный орган отказал заявителю в предоставлении мер социальной поддержки.
Получение мер социальной поддержки носит заявительный характер (пункт 10 Положения, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики № 366), заявителю необходимо воспользоваться своим правом на получение мер социальной поддержки и обратиться в образовательное учреждение с заявлением по установленной форме с приложением копий необходимых документов.
Ответы, приложенные к заявлению ФИО2, даны органами, которые не принимают решения о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому не доказывают факт нарушения права заявителя на получение льготы оспариваемым Положением.
Более того, Правительство Удмуртской Республики считает, что из представленных заявителем документов (копий трудовой книжки, должностной инструкции, трудового договора, аттестационного листа) следует, что должность заявителя «<данные изъяты>» в <данные изъяты> отнесена к категории педагогических работников, включенных в раздел 1 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781, а именно «педагог дошкольного образовательного учреждения».
Следовательно, заявитель обладает правом на получение меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
На основании изложенного, Правительство Удмуртской Республики считает, что пункт 2 Положения, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года №238, не противоречит законодательству Российской Федерации, не нарушает права и интересы заявителя и не лишает ее права использовать льготы, предусмотренные законодательством, в том числе право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
ФИО11 в судебном заседании дополнительно пояснила, что данные льготы начали предоставляться педагогическим работникам субъектом РФ – Удмуртской Республикой с 2005 года, когда были приняты изменения в Федеральный закон №122, ранее эти льготы предоставлялись Российской Федерацией в целом. Льготы педагогам на оплату расходов, связанных с проживанием, отоплением и освещением, гарантированы государством с момента принятия закона РФ «Об образовании» с учетом внесенных в него изменений. В 2010 года внесены изменения в Закон РФ «Об образовании» в части того, что теперь эти меры называются денежной компенсацией и предусматривают заявительный порядок. Поэтому в свете этих изменений Правительством Удмуртской Республики принято решение о внесении соответствующих изменений, и появляется Постановление Правительства от 21 декабря 2009 года №366. В соответствии с действующими на сегодняшний день актами Советского Союза от 1948, 1949, 1971 и 1985 годов предусмотрено, что не все педагогические работники пользуются льготами по оплате коммунальных услуг. Не пользуются такими льготами педагоги дополнительного образования детей. Таким образом, если из Положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики №366, убрать ссылку на раздел №1 Списка, оставить просто педагогических работников, то получится, что на сегодняшний день федеральное законодательство обязывает субъектов РФ увеличить количество предоставляемых мер социальной поддержки, и количество педагогических работников всецело возрастет, потому что не все педагоги на сегодняшний день получают соответствующую льготу. Действительно в Списке должности «<данные изъяты>» нет, но там есть такая должность как «педагог» и категория «образовательное учреждение», как дошкольное образовательное учреждение. Исходя из представленных документов, никто не оспаривает право заявителя на получение данной льготы. Квалификационный справочник должностей – это усовершенствованный перечень и предусматривает подробные должности, которые есть в образовательных учреждениях. К сожалению, законодатель не внес соответствующие изменения в постановление №781. Поэтому заинтересованное лицо считает, что «<данные изъяты>» относится к данному Списку и указан в нем как «педагог дошкольного образовательного учреждения». В данном случае Список применен по аналогии нормы, так как в самом пункте 5 статьи 55 Закона «Об образовании» меры социальной поддержки: коммунальные льготы и пенсия указаны через запятую. Ссылка на Список в Положении обоснована, так как этот перечень установил федеральный законодатель. Перечень должностей Правительством Удмуртской Республики не устанавливался».
Прокурор ФИО12, участвующий в деле, дал заключение о необоснованности заявленных требований в связи с тем, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым нормативным правовым актом ее прав и законных интересов.
Первоначально ФИО2 обратилась в суд в порядке искового производства с исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики о признании нормативного правового акта незаконным в части; в ходе судебного разбирательства заявленные требования изменены.
Поскольку ФИО2 обратилась в суд с требованиями об оспаривании нормативного правового акта, которым, по ее мнению, нарушаются ее права, то суд рассматривает настоящее дело в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений Гражданского процессуального кодекса РФ, а именно главы 24 (производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части).
Правильное определение судом вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В силу статьи 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 – 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено следующее.
Согласно статье 13 Закона Удмуртской Республики от 02 марта 2001 года № 6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях реализации пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» принят Закон Удмуртской Республики от 29 декабря 2004 года № 92-РЗ «Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников государственных учреждений Удмуртской Республики».
Пунктом 1.1 статьи 16 Закона Удмуртской Республики (введенном Законом Удмуртской Республики от 27 февраля 2010 года N 3-РЗ) предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Таким образом, в целях реализации пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 366 от 21 декабря 2009 года, утверждающее Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики.
Проект Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных образовательных учреждений внесен на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики Министерством образования и науки Удмуртской Республики 16 декабря 2009 года, рассмотрен и принят на заседании Президиума Правительства Удмуртской Республики 21 декабря 2009 года, подписан Председателем Правительства Удмуртской Республики Питкевичем Ю.С.
Постановление Правительства Удмуртской Республики № 366 размещено в официальном печатном издании журнале «Собрание законодательства Удмуртской Республики», 09 марта 2010 года, N28 (часть II), периодическом печатном издании газета «Удмуртская правда», № 150, 29 декабря 2009 года.
Постановление Правительства Удмуртской Республики №366 зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Удмуртской Республики № RU18000200900508 от 31 декабря 2009 года (информация содержится на официальном сайте МЮ РФ).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года №238 в оспариваемое положение внесены изменения, в частности, наименование положения изложено в следующей редакции: «Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Вышеназванные обстоятельства следуют из объяснений представителей Правительства Удмуртской Республики и подтверждаются вышеназванными письменными доказательствами.
Сопоставляя данные обстоятельства с положениями Конституции Удмуртской Республики (главы 5,6,7), Закона Удмуртской Республики от 02 марта 2001 года № 6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Регламента Правительства Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмурткой Республики от 24 января 2003 года № 100, суд приходит к выводу, что указанный нормативный правовой акт, оспариваемый в части, принят Правительством Удмуртской Республики в форме, в которой исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики вправе принимать нормативные правовые акты; с соблюдением процедуры принятия; акт введен в действие и опубликован в соответствие с предусмотренными правилами.
Согласно Положению о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее в тексте – Положение) настоящее Положение устанавливает порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики и муниципальных образовательных учреждений, имеющим право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Пункт 2 указанного Положения предусматривает, что предоставление мер социальной поддержки осуществляется педагогическим работникам, занимающим должности, указанные в разделе 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Указанный пункт Положения оспаривается заявителем ФИО2
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО2 работает в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «<данные изъяты>» <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается копиями ее трудовой книжки, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, а также копией штатного расписания МБДОУ «<данные изъяты>» на период с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствие с Уставом, утвержденным Постановлением Главы Администрации муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты> <адрес> создано на основании Постановление Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании бюджетных образовательных учреждений муниципального образования «<адрес>». Юридический и фактический адрес: <адрес>
Заявитель ФИО2 зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно пункту 1 части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Гражданка ФИО2 является педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, проживающим и работающим в сельском населенном пункте, обратилась в суд с заявлением от своего имени, считает, что пункт 2 принятого и опубликованного Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, с изменениями от 11 июля 2011 года, нарушаются ее права и свободы, гарантированные федеральным законодательством.
В силу пункта 1 части 1 статьи 251 ГПК РФ заявитель относится к субъектам, имеющим право обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Судом отклоняются возражения представителей Правительства Удмуртской Республики о том, что права заявителя не нарушаются оспариваемой нормой, поскольку порядок предоставления льготы, на которую она претендует, носит заявительный характер, доказательств того, что ФИО2 обращалась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ей соответствующей льготы суду не представлено, по следующим основаниям.
Приведенный выше пункт 1 части 1 статьи 251 ГПК РФ не ставит в зависимость право заявителя на обращение в суд в порядке главы 24 ГПК РФ от фактического нарушения права.
Сущность судебного нормоконтроля состоит в осуществлении проверки соответствия положений оспоренного нормативного правового акта положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
При этом цель производства дела о признании недействующими нормативных правовых актов не только защитить частный интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но также защитить публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Заявитель, полагающий свои права и законные интересы нарушенными положениями того или иного нормативного правового акта, не лишен права обратиться в суд с заявлением о его проверке на соответствие федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и о признании его недействующим полностью или в части в случае выявления такого несоответствия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года №996-О-О).
К такому же выводу приводит анализ положений части 3 статьи 252 ГПК РФ, которая предусматривает, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу, а признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Таким образом, настоящее заявление об оспаривании положений Постановления Правительства Удмуртской Республики подсудно Верховному Суду Удмуртской Республики и может быть рассмотрено им по существу.
Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, в связи с чем суд рассматривает заявление о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону в части, не ограничиваясь доводами, указанными в заявлении.
Оспариваемая часть нормативного правового акта подлежит проверке не только исходя из доводов, изложенных в заявлении, а в целом, в том числе на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Суд, проанализировав доводы сторон, представленные доказательства, действующее законодательство, законодательство, действовавшее на момент принятия оспариваемой нормы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Положения), предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" с изменениями от 29 декабря 2010 года: Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изложение нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 в новой редакции, осуществленное Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, не привело к утрате права педагогических работников на указанные меры социальной поддержки. Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.
Сравнительный анализ действующей редакции абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и прежней редакции позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, указав, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (в ранее действующей редакции речь шла о законодательных актах субъектов Российской Федерации), предусматривает правовое регулирование данного вопроса, как нормативными актами, принимаемыми законодательными органами субъекта, так и подзаконными актами, принимаемыми государственными органами исполнительной власти субъекта.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики о Правительстве Удмуртской Республики от 20 февраля 2001 года (с изменениями на 25 июня 2012 года) Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 13 указанного закона).
Согласно пунктам 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ совместно с субъектами РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам ведения РФ совместно с субъектами РФ.
Следовательно, законодательство субъектов РФ по этому вопросу не должно противоречить федеральному законодательству, и призвано обеспечивать единообразное применение федеральных правовых норм о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Иное означало бы нарушение конституционных норм о равенстве прав граждан (статья 19 Конституции РФ) и запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права гражданина (статья 55 Конституции РФ).
Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», установлены Законом Российской Федерации, являются федеральными мерами и предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании": Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из содержания и буквального толкования оспариваемого пункта 2 указанного выше Положения следует, что «предоставление мер социальной поддержки осуществляется педагогическим работникам, занимающим должности, указанные в разделе 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленного ему Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" полномочия, утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанный Список с учетом оценки характера труда в той или иной должности и его условий, а также вида и профиля соответствующих учреждений конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (Определение Конституционного суда РФ от 29 мая 2012 года №857-О).
Таким образом, пункт 2 указанного Положения, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки лишь тем педагогическим работникам, которые занимают должности, приведенные в разделе 1 указанного выше Списка, должен быть признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим, поскольку эти нормы устанавливают ограниченный перечень должностей педагогических работников, вместо установленного федеральным законодательством предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, без ограничения перечня занимаемых ими должностей.
Кроме того, органам власти субъектов РФ федеральным законодателем предоставлено право устанавливать лишь размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, а не устанавливать порядок предоставления таких мер, как указано в оспариваемом пункте 2 Положения.
Ссылка в оспариваемом Положении на Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, неправомерна еще и по тому основанию, что льготный порядок для назначения пенсии, в целях урегулирования которого был издан указанный Список, не имеет отношения к порядку возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки. Правоотношения по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, и по установлению льготного порядка для назначения пенсии относятся к разным сферам правового регулирования.
Реализация оспариваемой нормы пункта 2 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), исходя из буквального толкования данных положений, фактически позволяет исполнительному органу власти Удмуртской Республики устанавливать, в том числе ограничивать по сравнению с федеральным законодательством, перечень педагогических работников образовательных учреждений Удмуртской Республики, которым предоставляются федеральные меры социальной поддержки, что создаёт угрозу нарушения прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
Федеральным же законодательством право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено без ограничений для педагогических работников государственных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности.
В раздел 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающих и проживающих в сельской местности, в соответствии с оспариваемым заявителем пунктом 2 Положения, не включена, в частности, должность «<данные изъяты>», занимаемая ФИО2
Между тем, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н должность «<данные изъяты>» относится к категории педагогических работников.
Таким образом, Правительство Удмуртской Республики, применяя раздел 1 Списка, существенно ограничило по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определив тем самым исчерпывающий перечень должностей педагогических работников.
Закон РФ "Об образовании" таких ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений не содержит и не наделяет органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки.
Кроме того, оспариваемый пункт 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики, противоречит имеющему большую юридическую силу пункту 1.1 статьи 16 Закона Удмуртской Республики №92-РЗ от 29 декабря 2004 года.
В силу указанного положения Закона Удмуртской Республики педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопление и освещение), предусмотренные пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Указанная норма права субъекта РФ по своему содержанию дублирует положения абзаца 3 пункта 5 статьи 55 ФЗ «Об образовании», и также как норма федерального закона каких-либо ограничений в отношении перечня должностей педагогических работников, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, не содержит.
Согласно пунктам 1,2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04 июля 2003 года N 95-ФЗ):
«1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев».
В силу подпункта «б» пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Правительство Удмуртской Республики, сославшись в пункте 2 Положения на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам и на перечень должностей педагогических работников, приведенный в разделе 1 Списка, тем самым осуществил правовое регулирование вопроса, урегулирование которого является полномочиями Российской Федерации по предмету совместного ведения. Законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование лишь при отсутствии соответствующего регулирования такого вопроса на федеральном уровне, который в настоящее время урегулирован.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт в редакции, вызывающей неоднозначное толкование, признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Удмуртской Республики в форме, в которой высший исполнительный орган государственной власти вправе принимать нормативные правовые акты; с соблюдением процедуры принятия; акт введен в действие и опубликован в соответствие с предусмотренными правилами, однако, оспариваемый пункт 2 Положения принят с нарушением компетенции и полномочий Удмуртской Республики по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ и противоречит нормам федерального законодательства, указанным в настоящем решении.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Поскольку оспариваемые нормы пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года, вступили в противоречие с федеральным законодательством и с законодательством Удмуртской Республики, имеющим большую юридическую силу, с момента их принятия, но до принятия настоящего решения оспариваемая норма указанного правового акта применялась, на ее основании были реализованы права граждан; процедура принятия Положения не оспаривалась, то суд, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, не усматривая достаточных оснований для признания оспариваемой нормы недействующей с момента ее принятия.
При этом признание нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу не лишает заявителя и других заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением этого акта, права на их защиту. Эти лица вправе защищать свои субъективные права путем предъявления соответствующих исков (например, о возмещении убытков) с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел.
В силу статьи 98 ГПК РФ удовлетворение требований заявителя влечет возмещение другой стороной понесенных судебных расходов. Нормы главы 7 ГПК РФ о судебных расходах носят общий характер и подлежат применению, в том числе, при разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений. В соответствии со статьей 88 ГПК РФ к судебным расходам отнесены расходы по оплате государственной пошлины и издержки, связанные с рассмотрением дела. Представленным заявителем платежным документом (чек-ордер № от ДД.ММ.ГГГГ) подтверждены ее расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. Поэтому в пользу заявителя подлежат взысканию понесенные судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 245-246, 251-253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 о признании незаконным пункта 2 Положения «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года № 238, удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, законодательству Удмуртской Республики и недействующим пункт 2 Положения «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Удмуртской Республике, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 366, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11 июля 2011 года №238, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатных изданиях: журнале «Собрание законодательства Удмуртской Республики» и газете «Удмуртская правда», в которых был официально опубликован нормативный правовой акт, в соответствии со статьей 253 ГПК РФ.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
На данное решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционные жалобы, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционные жалобы и апелляционное представление прокурора подаются через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательном виде вынесено судом 01 августа 2012 года.
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики М.Р. Константинова