№ 2-1096/2022
73RS0004-01-2022-001738-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 5 апреля 2022 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Капусткиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юткиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Елены Владиславовны к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности обеспечить прохождение обследования, допустить к выполнению трудовых обязанностей, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Семенова Е.В. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности обеспечить прохождение обследования, допустить к выполнению трудовых обязанностей, компенсации морального вреда. Иск мотивирован тем, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком, который в отношении нее 17 ноября 2021 года издал приказ №194 об отстранении от работы с 19 ноября 2021 года ввиду непредставления сведений о вакцинации. Полагает, что отстранение от работы было незаконным, поскольку трудовым законодательством не регулируются вопросы вакцинации. Кроме того, истцу со стороны работодателя не была предоставлена возможность медицинского осмотра на наличие заболеваний, не были разъяснены права и обязанности. В нарушение действующего законодательства со стороны работодателя в отношении нее проводилась принудительная вакцинация.
Истец Семенова Е.В. в судебном заедании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указала, что ответчик не вправе требовать от нее сведения, составляющие медицинскую тайну, к которым относится информация о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции, ей не была предоставлена возможность осуществления трудовой деятельности дистанционно. Также отметила, что до настоящего времени прививку против COVID-19 не сделала.
Представитель ответчика Тайманова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск. Дополнительно указала, что муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5» является образовательным учреждением, работа педагога связана с непосредственным взаимодействием с детьми, относится к категории профессий, для которых прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции является обязательным. Также указала, что истец проходила обязательный медицинский осмотр, проводить ее дополнительное медицинское обследование на предмет наличия противопоказаний к вакцинации законом не предусмотрена. Кроме того, отсутствует финансовая возможность для этого, поскольку все расходы осуществляются в соответствии с имеющимся бюджетом. В настоящее время все педагоги учреждения, кроме истца, прошли вакцинацию, поэтому основания для организации дистанционного обучения отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной инспекции труда в Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 30 декабря 2008 года Семенова Елена Владиславовна является педагогом дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества №5» г. Ульяновска.
Из приказа начальника Управления образования Администрации города Ульяновска Куликовой С.И. от 18 октября 2021 года №992 следует, что муниципальным служащим и работникам Управления образования администрации города Ульяновска необходимо пройти вакцинацию от коронавирусной инфекции в срок до 15 ноября 2021 года, двухкомпонентной вакциной – до 15 декабря 2021 года. Руководителям подведомственных образовательных организаций в срок до 22 октября 2022 года принять аналогичные локальные нормативные акты.
Из приказа директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5» Шишковой Л.М. от 19 октября 2021 года №176 следует, что сотрудникам необходимо пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции в срок до 15 ноября 2021 года, двухкомпонентной – в срок до 15 декабря 2021 года.
Приказом директора от 17 ноября 2021 года №194 на основании ст. 76 ТК РФ, постановления главного государственного санитарного врача по Ульяновской области от 12.10.2021 №542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям», отстранена от работы педагог дополнительного образования Семенова Е.В. в связи с не прохождением вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки или до прохождения процедуры вакцинации.
Считая, приказ об отстранении от работы незаконным, Семенова Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статьям 10-11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменения и дополнениями, далее - Федеральный закон № 323-ФЭ) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (далее - новая коронавирусная инфекция COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации (СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отнесен ко II группе патогенности.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30.01.2020 на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММПС) 2005 года в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции от 31 января 2020 г.).
Указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Приказом Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н» в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствие с уровнями приоритета. Работники образовательных организаций отнесены к приоритету первого уровня.
Во исполнение пункта 6 части 1 ст. 51 Федерального закона № 52-Ф3, ст. 10 Федерального закона № 157-Ф3, а также Приказа № 125н, Главным государственным санитарным врачом 15.06.2021 принято Постановление №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», согласно которому необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе гражданам, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Согласно разъяснениям Минтруда и Роспотребнадзора от 23.07.2021 по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных № 14-4/10/П-5532, граждане, входящие в группы риска по роду своей профессиональной деятельности, указанной в постановлениях главных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, обязаны пройти вакцинацию против короновирусной инфекции. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. При этом обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с приложением к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Поскольку в установленный срок Семеновой Е.В. работодателю медицинский документ о прохождении вакцинации либо наличии медицинских противопоказаний для вакцинации предоставлен не был, работодателем издан оспариваемый приказ об отстранении работника от работы.
Исходя из того, что истец работает по трудовому договору в организации, осуществляющей деятельность в сфере образования, отнесена к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19); была ознакомлена с приказом от 19.10.2021, что подтверждается самой истцом, необходимые документы истцом работодателю предоставлены не были суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Семеновой Е.В.
Судом отклоняются доводы истца об отсутствии у работодателя полномочий об отстранения ее от работы, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно разъяснениям Минтруда и Роспотребнадзора от 23.07.2021 по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных № 14-4/10/П-5532, граждане, входящие в группы риска по роду своей профессиональной деятельности, указанной в постановлениях главных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, обязаны пройти вакцинацию против короновирусной инфекции. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. При этом обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с приложением к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Отклоняются судом доводы Семеновой Е.В. о признании оспариваемого приказа незаконным в силу не исполнения работодателем обязанности по организации медицинского осмотра перед вакцинацией.
Согласно Постановлению Главного Государственного санитарного врача по Ульяновской области от 12.10.2021 № 542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим основаниям» обязанность организовать медицинский осмотр сотрудников до прохождения вакцинации на работодателей не возложена.
Возможность получить вакцину не связана с организацией работодателем медицинского осмотра, является доступной для всех граждан Российской Федерации.
Доводы истца относительно нарушения положений ст. 88 ТК РФ при истребовании персональных данных о состоянии здоровья, суд полагает несостоятельными и направленными на иное толкование закона, поскольку вышеуказанные сведения передаются работником работодателю в рамках исполнения обязанности, установленной постановлением главного государственного санитарного врача от 15.06.2021, в целях проверки возможности выполнения работником трудовой функции (п. 7 ст. 81 ТК РФ).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что процедура и основания отстранения Семеновой Е.В. от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, работодателем были соблюдены. В связи, с чем исковые требования об отмене приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к выполнению работы, не подлежат удовлетворению.
Поскольку отстранение работника носило законный характер, оснований для взыскания компенсации морального вреда также не имеется и суд полагает необходимым в удовлетворении указанных требований истца отказать.
Учитывая, что судом не установлено нарушений трудовых прав истца, в силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ оснований для компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований Семеновой Елены Владиславовны к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности обеспечить прохождение обследования, допустить к выполнению трудовых обязанностей, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.Г. Капусткина