Дело № 2-1365/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2017 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,
при секретаре Гороховой А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Бахтинова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области о признании незаконными действий по исчислению срока выслуги при увольнении и признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера начисленной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет, устранении нарушения прав, свобод и законных интересов, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее по тексту – УМВД России по Ивановской области), Федеральной службе налоговой полиции РФ (далее по тексту- ФСНП РФ), в котором просит признать незаконными и необоснованными решения, действия (бездействия) сотрудников ФСНП РФ по исчислении срока выслуги при увольнении и УМВД России по Ивановской области в отказе произвести перерасчет размера начисленной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет, а также обязать ответчика устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов, обязав УМВД России по Ивановской области произвести перерасчет размера начисленной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет, с момента ее назначения, из расчета общей льготной выслуги -24 года, размера пенсии – 62% сумм денежного довольствия, имевшихся до начала процедуры увольнения, с учетом проведенных повышений, индексаций и выплатой полученной разницы. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика УМВД России по Ивановской области в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, а также судебные расходы на почтовые отправления в размере 440 рублей 80 копеек.
Согласно подп. «а» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 года.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен из федеральных органов налоговой полиции по выслуге лет, дающей право на пенсию с выслугой в льготном исчислении 22 года. При увольнении ему было разъяснено, что в выслугу лет ему засчитывается период учебы по очной форме обучения в техникуме, а период заочного обучения в институте, зачету в выслугу не подлежит. В мае 2017 года, в связи с достижением пенсионного возраста, истец обратился в Шуйский отдел Пенсионного фонда РФ по Ивановской области с вопросом о наличии у него права на получение страховой части пенсии по старости, представив соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, изучив документы, относящиеся к периодам его службы в МВД СССР и России, в Федеральной службе налоговой полиции РФ, установил, что при увольнении сотрудниками ФСНП РФ были нарушены его права и законные интересы, поскольку в справке о периодах деятельности, включенных в размер выслуги при назначении пенсии за выслугу лет № от ДД.ММ.ГГГГ и справке № от ДД.ММ.ГГГГ указан размер льготной выслуги, засчитанный за периоды его обучения в техникуме и институте, только частично – 2 года 06 месяцев, указанный размер льготной выслуги был использован при расчете общей выслуги в льготном исчислении, которая составила 22 года 08 месяцев 14 дней. ФИО1 полагает, что приведенный расчет противоречит положениям Постановления Верховного Совета РФ от 20.05.1993 года №4991-1 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» и Федеральному закону от 24.06.1993 года №5238-1 «О федеральный органах налоговой полиции». Вместе с тем, истец считает, что общий размер льготной выслуги, подлежащий зачислению за периоды обучения в техникуме и институте составил 04 года 06 месяцев, а общая фактическая выслуга в льготном исчислении - 24 года 08 месяцев 14 дней, в связи с чем, размер пенсии должен составлять 62 % соответствующих сумм денежного довольствия. Таким образом, при увольнении на пенсию в 2002 году сотрудниками Федеральной службы налоговой полиции РФ незаконно и необоснованно сокращен размер его льготной выслуги, подлежащий зачислению за периоды обучения в техникуме и институте с 04 лет 06 месяцев до 02 лет 06 месяцев, что привело к уменьшению срока общей льготной выслуги, а также размера начисляемой и выплачиваемой пенсии за выслугу лет и нарушению его пенсионных прав и имущественных интересов.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Ивановской области Бахтинов М.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявленных ФИО1 требований, полагая, что периоды обучения истца до поступления на службу исчислены верно и перерасчету не подлежат.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах налоговой полиции в должности сотрудника следственного подразделения Шуйского межрайонного отдела (л.д.9, 12).
Приказом ФСНП России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 уволен из органов налоговой полиции по пункту «в» статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Из списков личного состава Управления ФИО1 исключен приказом начальника Управления ФСНП России по Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслуга лет ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении определена в 17 лет 03 месяца 04 дня, в льготном исчислении – 02 года 11 месяцев 12 дней, учеба – 02 года 06 месяцев, всего выслуга лет составила 22 года 08 месяцев 16 дней (л.д.7,10,18).
Из представленных в материалы дела доказательств следует и не оспаривалось сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучался в Шуйском индустриальном техникуме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся учащимся Ивановского текстильного института (л.д.9, 13, 14, 15).
Согласно расчету выслуги лет на пенсию, ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении засчитано время обучения в Шуйском индустриальном техникуме (01 год 08 месяцев 26 дней) и Ивановском текстильном институте (02 года 10 месяцев 27 дней), всего 2 года 6 месяцев.
Вместе с тем, истец полагает, что приведенный расчет противоречит положениям Постановления Верховного Совета РФ от 20.05.1993 года №4991-1 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» и Федеральному закону от 24.06.1993 года №5238-1 «О федеральный органах налоговой полиции», при соблюдении которых общий размер льготной выслуги, подлежащий зачислению за периоды обучения в техникуме и институте составил 04 года 6 месяцев.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действующего до 01 июля 2003 года, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4991-1 (утратил силу с 01 июля 2003 года).
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 указанного Положения предусматривала, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление Совета Министров №941 от 22 сентября 1993 года).
В соответствии с ч.2 указанного постановления Совета Министров №941 от 22 сентября 1993 года в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года.
Ввиду приведенных норм суд приходит к выводу о верном исчислении сотрудниками ФСНП РФ срока выслуги при увольнении ФИО1, поскольку в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 засчитано время обучения до определения на службу из расчета два месяца учебы за один месяц службы, в пределах пяти лет, не более 2 лет 6 месяцев. Произведенный расчет соответствует вышеприведенным законоположениям и перерасчету не подлежит.
Доводы ФИО1 о не предоставлении в установленном законом порядке сотрудниками УМВД России по Ивановской области сведений о периодах деятельности, включенных в выслугу при увольнении на пенсию, копии приказа об увольнении и расчета выслуги лет, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами (л.д.16, 17, 18, 19-20, 21, 55-56).
На основании изложенного, учитывая положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения УМВД России по Ивановской области об отказе произвести перерасчет размера начисленной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет, обязании произвести перерасчет размера начисленной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет, также не имеется.
Согласно ст. 151 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует специальный закон, допускающий в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности. В Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регулирующем назначение пенсии военнослужащим, не содержится норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Суд не усматривает нарушений личных неимущественных или других нематериальных благ истца, поскольку его требования направлены на защиту имущественных интересов, тогда как законом для данного случая не предусмотрено возможности компенсации морального вреда.
Поскольку решение суда вынесено не в пользу истца в силу ст. 98 ГПК РФ оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области о признании незаконными действий по исчислению срока выслуги при увольнении и признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера начисленной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет, устранении нарушения прав, свобод и законных интересов, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Гаврилова
№