К делу№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Майкопского городской суда Нехай Р.М.
при секретаре судебного заседания ФИО2
с участием помощника прокурора г. <адрес> ФИО4
представителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора<адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что Прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «<адрес>» законодательства, регламентирующего накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, требования законодательства возлагают на органы местного самоуправления обязательную организацию в том числе и накопления отходов, в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического и иного законодательства. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии е правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Вместе е тем в ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона, на территории муниципального образования «<адрес>» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в необходимом количестве не созданы, содержание имеющихся осуществляется ненадлежащим образом, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не осуществляется, реестр на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.
Кроме того, отсутствуют в необходимом количестве специальные площадки для размещения контейнеров с подъездами для транспорта, емкости для сбора и временного хранения отходов.
Установлено, что по состоянию на 21.08.2019 администрацией муниципального образования «<адрес>» в отношении территории частного сектора подготовлена, но в настоящее время не реализуется, только предполагаемая расстановка 1 492 передвижных емкостей в частном секторе <адрес>, что свидетельствует о том, что вопрос сбора, временного складирования, хранения твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства не разрешен.
Вопрос обустройства и создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в необходимом количестве не рассматривается, реестра (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отсутствует.
В соответствии с п. 13 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В соответствии е методическими рекомендациями Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «По организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ, учитывая положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», при проведении проверок муниципальных образований необходимо выяснять вопросы законности создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определения схемы размещения указанных мест и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Однако согласно представленного ответа администрации. муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № на указанное представление, выявленные нарушения не устранены, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в необходимом количестве не созданы, содержание имеющихся осуществляется ненадлежащим образом, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не осуществляется, реестр на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.
Просит суд, Обязать администрацию муниципального образования «Город
Майкоп» определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в необходимом количестве, в том числе в частном секторе муниципального образования «<адрес>».
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» разработать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и разместить реестр на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Помощник прокурора г. <адрес> ФИО4 в судебном заседании предоставил заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит суд, обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в необходимом количестве, в том числе в частном секторе МО «<адрес>». Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» утвердить реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и разместить реестр на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признал и просил отказать.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «<адрес>» законодательства, регламентирующего накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, в ходе которого как они утверждают, были выявлены нарушения со стороны Администрации муниципального образования «<адрес>».
В силу положений ч.1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Так, ответчик, в нарушение требований закона, на территории муниципального образования «<адрес>» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в необходимом количестве не создал, содержание имеющихся осуществляет ненадлежащим образом, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьёй 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Статьёй 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (пункт 4 часть 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Понятие "организация", используемое в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действующих в части не противоречащей законодательству Российской Федерации, система санитарной очистки и уборки территории населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утверждённой решением органа местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Пунктом 2 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твёрдых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены частные домовладения.
То обстоятельство, что пункт 10 Правил обращения с ТКО предусматривает в качестве способа накопления твёрдых коммунальных отходов их складирование в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором, не означает, что такие пакеты или ёмкости могут складироваться непосредственно на землю (данные факты были установлены в ходе прокурорской проверки), в свою очередь, на собственников индивидуальных жилых домов действующим законодательством не возлагается обязанность по организации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и пределах территории МО «<адрес>» образуемых на территориях прилегающих к жилым (частным) домовладениям.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись Р.М.Нехай
Уникальный идентификатор дела №
Подлинник решения находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея