Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25.10.2016г. Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Логуновой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Коновалова А. А.овича к администрации г.о. Самара о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Шилкина Н.И. умерла 26.11.1997г., отец Коновалов А.В. лишен родительских прав на основании решения Кировского районного суда <адрес> от 15.11.2006г. В марте 2007г. он был передан на воспитание в приемную семью. Приговором Советского районного суда <адрес> от 04.04.2013г. он был осужден по ч. 1 ст. 116 УК РФ к 2 годам 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В связи с этим, находился в местах лишения свободы в период с 04.04.2013г. по 03.11.2015г. Осенью 2015г. он обратился в администрацию г.о. Самара с заявлением о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Вместе с тем, ему было в этом отказано в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения более учетной нормы и подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список. Считает данный отказ необоснованным, поскольку он неоднократно обращался с заявлением о его постановке на спорный учет, в том числе посредством его представителя, поскольку сам не имел возможности это сделать в связи с нахождением в местах лишения свободы. Кроме того, дом, который принадлежит ему на праве собственности, является непригодным для проживания, в данном помещении проживать не возможно, о чем свидетельствует заключение межведомственной комиссии г.о. Самара администрации <адрес> и заключение строительно- технической экспертизы от 21.04.2015г. <адрес> помещения, в котором он проживает, при отсутствии другого пригодного для проживания жилого помещения составляет менее учетной нормы.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, просит признать незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Самара № от 21.01.2016г. об отказе ему во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда; обязать администрацию г.о. Самара включить его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от 5.07.2016г. указанное дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд <адрес>.
В последующем истец уточнил требования, просил признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обязать администрацию г.о. Самара включить его в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании истец поддержал уточненные требования, просил признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обязать администрацию г.о. Самара включить его в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления по изложенным выше основаниям, при этом пояснил, что в период с 20 до 23 лет он находился в местах лишения свободы. В связи с этим, для разрешения вопроса связанного с постановкой его на спорный учет им была предоставлена доверенность на имя Зайцевой Е.И., которая неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о постановке его на учет, однако по различным основаниям указанное заявление не принимали. После освобождения из мест лишения свободы он также неоднократно обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет, однако данное заявление не принимали, ссылались на различные причины, а также на отсутствие всех необходимых для этого документов. Поскольку он не имел возможности быть поставленным на учет по независящим от него обстоятельствам, считает, что он обладает правом встать на спорный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представители администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара Геворгян О.С., действующая на основании доверенности, требования не признала, при этом пояснила, что право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда истцом утрачено, поскольку он обратился с заявлением о принятии его на учет и включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после достижении 23 летнего возраста, кроме того, имет обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы. В связи с этим, просит в удовлетворении требований истца отказать.
Представитель 3 – его лица Министерства социально- демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного участника процесса.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного федерального законадетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.1.4 и 1.2 порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением правительства <адрес> о 29.10.2008г. № учет, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан(уполномоченным органом). Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется уполномоченным органом по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).
Из п. 2.4 указанного порядка следует, что на органы местного самоуправления была возложена обязанность информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об условиях их обеспечения жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что истец относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать Шилкина Н.И. умерла 26.11.1997г., отец Коновалов А.В. лишен родительских прав на основании решения Кировского районного суда <адрес> от 15.11.2006г.
С 19.03.2007г. по 25.05.2010г. истец воспитывался в приемной семье Зайцевой Н.И. и проживал вместе с ней по адресу: <адрес>, что подтверждается приказом Комитета по делам семьи, администрации г.о. Самара от 19.03.2007г. №- в.
Истец обратился в администрацию г.о. Самара с заявлением о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по г.о. Самара.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 21.01.2016г. № истцу было отказано во включении в данный список в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста установленного для обращения о постановке на учет, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Судом установлено, что истец какого – либо жилья в собственности не имеет, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, где также имеет регистрацию еще 3 человека, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справкой с места регистрации.
В период с 20 до 23 лет Коновалов А.А. находился в местах лишения свободы, однако имел намерение реализовать свое право на постановку на спорный учет, в связи с этим, оформил доверенность на имя Зайцевой Е.И., которая неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о постановке истца на данный учет, однако не имела возможности зарегистрировать данное заявление и поставить Коновалова А.А. на учет, по независящим от него обстоятельствам.
Данные обстоятельства подтверждается доверенностью, которой Коновалов А.А. уполномочил Зайцеву Е.И. в том числе совершать все необходимые действия, связанные с его постановкой на спорный учет, а также свидетельскими показаниями Иванова В.С., Шилкина К.Ю., из пояснений которых следует, что истец неоднократно обращался в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о постановке его на указанный выше учет, в период пребывания в местах лишения свободы оформлял доверенность на имя Зайцевой Е.И. с целью постановки на данный учет, которая занималась спорным вопросом, однако данные заявления не принимались, указывали на отсутствие всех необходимых документов. Кроме того, свидетель Зайцева Е.И. в судебном заседании пояснила, что она занималась вопросом постановки на учет истца в период его нахождения в местах лишения свободы, неоднократно пыталась подать указанное заявление, однако его не принимали по разным основаниям, в том числе в связи с тем, что дом, в котором у истца имелось право собственности на долю в нем, аварийным и непригодным для проживания признан не был. В связи с этим она была вынуждена обратиться в администрацию <адрес> для признания указанного дома непригодным для проживания, данная процедура заняла продолжительный период времени. После получения всех необходимых документов, истец вновь обратился к ответчику с заявлением о постановке его на спорный учет. У суда нет оснований не доверять показаниям указанных лиц, поскольку их показания подтверждаются другими материалами дела, в частности приговором Советского районного суда <адрес> от 04.04.2013г., которым Коновалов А.А. был осужден к 2 годам 7 месяцам лишения свободы, справкой об освобождении, согласно которой истец освободился из исправительного учреждения 3.11.2015г. по отбытии срока.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что представитель истца неоднократно на протяжении длительного периода времени до достижения возраста 23 лет обращался в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет, и учитывая, что на момент обращений истец фактически обладал правом быть поставленным на данный учет, однако не мог его реализовать по причинам от него независящим, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда истцом утрачено, поскольку он обратился с заявлением о принятии его на учет и включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении 23 летнего возраста безосновательны. Как установлено судом и указано выше, истец фактически обладал правом быть поставленным на данный учет, однако не мог его реализовать по причинам от него независящим, что подтверждается приведенными выше доказательствами. При таких обстоятельствах, суд считает, что подача истцом заявления после достижения 23 летнего возраста не влечет за собой прекращения права на обеспечение жильем. Кроме того, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения соответствующих лиц жилыми помещениями.
Утверждения представителя ответчика о том, что обеспеченность общей площади жилого помещения у истца более учетной нормы, не могут быть приняты судом во внимание. Как установлено судом, дом, расположенный по <адрес>, доля в котором принадлежит истцу, является авариным и не пригодным для проживания, проживать в нём и использовать его по назначению не возможно, что подтверждается фотоматериалами, актом экспертного исследования АНО « Самарский Союз судебных экспертов», протоколом заседания межведомственной комиссии г.о. Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным ( непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по <адрес> г. о. Самара; заключением от 23.12.2015г. и распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 26.02.2016г. № о признании жилого помещения непригодным для проживания. Поскольку иного жилья истец в собственности не имеет, проживает и зарегистрирован в квартире, общей площадью 30, 70 кв. м., в которой также имеет регистрацию еще три человека, у суда отсутствуют основания полагать, что Коновалов А.А. обеспечен жилым помещением более учетной нормы. Учитывая данные обстоятельства, а также то, что у истца в собственности отсутствует какое – либо жилье, суд считает, что истец обладает правом быть поставленным на спорный учет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Коновалова А. А.овича удовлетворить.
Признать право Коновалова А. А.овича состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте с даты подачи заявления.
Обязать администрацию г.о. Самара включить Коновалова А. А.овича в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.10.2016г.
Судья: подпись Ю.В. Косенко
Копия верна: Судья:
Секретарь: