Гражданское дело № 2-522/2013
Решение
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 12 апреля 2013 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.
при секретаре Лариковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании служебными жилые дома воинской части 14058», признании неслужебной <адрес>, расположенном в <адрес>-4, <адрес>.
Требования мотивировала тем, оспариваемое постановление принято администрацией <адрес> необоснованно, так как жилищный фонд <адрес> находится в собственности и в управлении Министерства обороны РФ. Военный городок № в <адрес> не является закрытым военным городком Вооруженных сил Российской Федерации, так как исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р. В соответствии с выданным ордером, занимаемое ею жилое помещение в указанном доме не является служебной; жилые дома Енисейска-4 в муниципальную собственность <адрес> не передавались.
В дополнениях к заявлению ФИО1 и ее представитель ФИО4 указали, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд осуществляется решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом;
в компетенцию администрации <адрес> не входит признание жилых помещений служебными, так как такое решение принимается Министерством Обороны РФ или уполномоченными им лицами; занимаемая квартира не могла быть отнесена к числу служебных, так как на момент вынесения постановления о признании домов служебными, ФИО1 проживала в ней ДД.ММ.ГГГГ лет. В органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ее квартира как служебное жилое помещение не регистрировалась; в соответствии с Правилами отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда. Оспариваемое постановление не было официально опубликовано в средствах массовой информации. Горисполкомы были вправе своим решением включать в число служебных только те жилые помещения, которые находились у них в оперативном управлении, и не вправе были включать в число служебных ведомственные жилые помещения до их передачи из оперативного управления военного ведомства в оперативное управление этих горисполкомов (муниципальных органов); служебные жилые помещения подлежат государственному учету и должны быть включены в единый реестр специализированного жилищного фонда; занимаемое ею жилое помещение не было зарегистрировано в качестве специализированного в соответствии Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1301. По данным ТУ Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ее квартира как служебная не числится.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлениях и в дополнениях к ним. Дополнительно пояснили, что постановление администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права заявителя ФИО1, так как препятствует решению вопроса о передачи ей занимаемой квартиры в собственность в порядке приватизации.
Представитель заинтересованного лица – Администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении; пояснил, что постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ принято администрацией в соответствии с действующим на тот период законодательством; до 2005 года жилые помещения признавались служебными органом местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР; военный городок №, в котором расположены жилые дома, является закрытым военным городком, а жилые дома на его территории - служебными. При принятии данного постановления не требовалось разрешения собственника жилищного фонда для того, чтобы признать его служебным.
Представитель заинтересованного лица – войсковой части 14058, привлеченного к участию в деле по инициативе суда, ФИО6 в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что постановление администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ было принято администрацией <адрес> в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ. Военный городок № в соответствии с утвержденными приказами Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Перечнями закрытых военных городков являлся закрытым, и в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым был утвержден Перечень закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации по прежнему является закрытым военным городком; жилой фонд, который в нем расположен, всегда являлся служебным. До 1998 года статус закрытых военных городков существовал, однако утверждались соответствующие перечни приказами командующих военных округов. Такой порядок был установлен приказами Министра обороны СССР № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Из перечня исключен другой закрытый военный городок - №.
Заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле по инициативе суда – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (Центррегионжилье), извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В своем отзыве представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» по доверенности – ФИО7 считала требования не подлежащими удовлетворению, так как квартира была предоставлена семье ФИО1 на основании ордера из специализированного жилищного фонда, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
ФИО1 просит отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании служебными жилые дома воинской части 14058», которым жилые дома №№,22, расположенные на территории военного городка № признаны служебными, и как следствие – исключить занимаемую ею <адрес>, расположенном на территории данного военного городка воинской части 14058, из числа служебных.
В соответствии с ранее действовавшей ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ), жилые помещения включались в число служебных решением органа местного самоуправления.
При этом исходя из положений ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» для признания жилых помещений в закрытых военных городках служебными требовалось принятие соответствующего решения уполномоченными на то органами, как это предусмотрено было действующими на дату принятия оспариваемого решения нормами ЖК РСФСР (ст. ст. 104 - 106).
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. С момента вступления в силу данного закона перечни закрытых военных городков подлежали утверждению Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ. До 1998 года статус закрытых военных городков существовал, однако утверждались соответствующие перечни приказами командующих военных округов. Такой порядок был установлен приказами Министра обороны СССР № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение изменившихся требований вскоре после вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок № в <адрес> края.
В последнее время в Перечень вносились многочисленные изменения, однако военный городок № <адрес> из него до сих пор не исключен и является единственным закрытым военным городком на территории <адрес>, что подтверждается текстом Перечня в последней его редакции, датированной ДД.ММ.ГГГГ
До издания распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р этот военный городок приказом командующего войсками Сибирского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ был признан закрытым военным городком, закрепленным за войсковой частью №
Таким образом постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, согласно которому жилые <адрес> №, расположенные на территории военного городка № войсковой части № были признаны служебными, издано в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР.
При этом, постановления администрацией <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, отменяющие служебный статус жилых домов не издавались.
В связи с этим доводы заявителя о том, что жилые помещения нельзя перевести в разряд служебных, так как они уже были заселены, а органы местного самоуправления были вправе своим решением включать в число служебных только те жилые помещения, которые находились у них в оперативном управлении, и не вправе были включать в число служебных ведомственные жилые помещения до их передачи из оперативного управления военного ведомства в оперативное управление этих горисполкомов (муниципальных органов) суд считает необоснованными.
Доводы заявителя и его представителя о не предоставлении представителем администрации <адрес> доказательств опубликования оспариваемого постановления в печатном издании средства массовой информации также не могут являться основанием признания его недействительным, подлежащим отмене, так как он распространялся на определенный круг лиц, то есть не являлся нормативным правовым актом, подлежащим обязательному опубликованию.
Также установлено, что двух военных городков на территории <адрес> никогда не существовало. Распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ из Перечня исключен другой закрытый военный городок - №. Он был включен в Перечень Распоряжением Правительства №-р только ДД.ММ.ГГГГ и таким образом числился в Перечне около 3-х лет. Этот военный городок – по утверждению представителя войсковой части № ФИО6 в составе одного жилого многоквартирного дома (который также признан служебным оспариваемым постановлением) был расположен на 22 км автодороги Енисейск-Красноярск, т.е. за пределами <адрес>.
Указание при переписке на индекс «4» после наименования города (<адрес>-4) является не номером военного городка, а лишь уточнением почтового адреса, что подтверждается также пояснениями ФИО1 о вселении в квартиру в 1990 году, то есть в период, когда закрытого военного городка № не существовало.
Из материалов дела также видно, что жилищный фонд военного городка №, (жилые дома, указанные в оспариваемом постановлении) является государственной собственностью Российской Федерации, что подтверждено распоряжением ТУ Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р, в соответствии с которым жилые здания, расположенные по адресу <адрес>-4, были закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением Красноярская квартирно-эксплуатационная часть, а в настоящее время находятся на балансе и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в соответствии с передаточным актом при присоединении Федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что администрация <адрес>, в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ не правомочна решать вопрос об исключении жилых домов из числа служебных военного городка Енисейск-1, поскольку не правомочна осуществлять управление жилищным фондом, собственником и распорядителем которого является Министерство обороны РФ.
Согласно ч. 1 ст.92 ЖК РФ к специализированным жилым помещениям относятся в том числе и служебные жилые помещения.
В соответствии с ст. 92 ч. 2 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Положения о том, что помещения, признанные служебными до введения в действие ЖК РФ, должны быть повторно отнесены к специализированному жилищному фонду, действующее законодательство не содержит.
В связи с тем, что жилые дома, указанные в оспариваемом постановлении, относятся к жилищному фонду, находящемуся в оперативном управлении ФГКУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, администрация <адрес> в соответствии со ст. 92 ч. 2 ЖК РФ, не уполномочена решать вопрос об исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации было принято Постановление N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации", которым установлено, что решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти.
На основании вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Министерство обороны РФ решения об исключении жилых домов военного городка № войсковой части № из числа служебных не принимало, доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Следовательно, Администрация <адрес> не вправе самостоятельно разрешить вопрос об изменении статуса жилых домов военного городка №, управление которыми ею не осуществлялось.
Доводы заявителя о том, что после принятия решения о включении жилых помещений в число служебных, они должны быть зарегистрированы в качестве такого в органе государственной регистрации недвижимости, а также в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является необоснованными.
В силу п. 3 утвержденного указанным Постановлением Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, такой учет включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. То есть Положение не регулирует вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Действовавшие на момент издания администрацией <адрес> постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ нормативные правовые акты, а также действующие в настоящее время Жилищный кодекс РФ, Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду…, утвержденные Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусматривают в качестве последствий несоблюдения требования о регистрации квартиры в органе, осуществляющем учет жилых помещений в качестве служебного, утрату жилым помещением статуса служебного (специализированного) жилого помещения.
Указание заявителя и его представителя на тот факт, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а следовательно в том числе и по этой причине оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п незаконно, нельзя признать обоснованными, так как договора социального найма на занимаемое заявителем жилое помещение, расположенное в <адрес> военного городка № по пояснениям заявителя его представителя не заключался.
Ссылка ФИО1 и ее представителя на отсутствие обязательной регистрации служебных жилых помещений, в том числе ее квартиры в этом качестве в реестре федерального имущества, суд признает несостоятельной в силу требований ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которыми жилые помещения включались в число служебных решением органа местного самоуправления. При этом, пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопроса х, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР", (действующего до ДД.ММ.ГГГГ) разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.
Соответственно, соблюдение требований, связанных с государственным учетом жилищного фонда, не является условием отнесения помещений к специализированному жилищному фонду, а может быть только последствием соответствующего решения, в связи с чем нарушения в области государственного учета не могут влиять на определение статуса жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд полагает, что законных оснований для отмены постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании служебными жилые дома войсковой части 14058» и удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований ФИО1 об отмене постановления администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, признании неслужебным жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>-4, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.И. Яковенко