Дело № 2-102/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2021 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Антонова Н.И., при помощнике судьи ФИО3, с участием старшего помощника прокурора Муезерского района Республики Карелия К, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муезерского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского муниципального района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению МКОУ средняя общеобразовательная школа об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Муезерского района Республики Карелия обратился в суд с указанным исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ по следующим основаниям. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья учащихся, антитеррористической защищенности объекта в Муниципальном образовательном учреждении Муезерского муниципального района МКОУ средняя общеобразовательная школа (МКОУ СОШ, учреждение). Согласно паспорту безопасности объекта образования МКОУ СОШ присвоена третья категория опасности. До настоящего времени учреждение системой видеонаблюдения не оснащено. Выявленные нарушения требований законодательства являются существенными и ставят под угрозу нормальное функционирование образовательного учреждения, а также создают угрозу для жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
По основаниям, изложенным в иске, прокурор Муезерского района Республики Карелия просит суд:
- Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ средняя общеобразовательная школа в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оснастить здание МКОУ средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения;
- Обязать администрацию Муезерского муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия по проведению работ по оснащению здания МКОУ системой видеонаблюдения.
Старший помощник прокурора Муезерского района Республики Карелия К в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель МКОУ - администрации Муезерского муниципального района, Е, действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что по существу исковые требования прокурора администрацией не оспариваются. Однако, полагала невозможным проведение мероприятий по оснащению учреждения системой видеонаблюдения в заявленные в иске сроки. Также указала об отсутствии в бюджете муниципального района на 2021 год средств для финансирования указанных мероприятий.
МКОУ СОШ, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила, заявив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Согласно представленным отзывам, МКОУ СОШ возражений относительно иска не заявлено. В бюджете учреждения на 2021 год средства на установку системы видеонаблюдения не предусмотрены. В настоящее время проведена работа по поиску подрядчика, проводится работа по подготовке проектно-сметной документации, в администрацию Муезерского муниципального района направлено ходатайство о выделении и денежных средств.
Заслушав прокурора, представителя МКОУ, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 41, 43) установлено право каждого на охрану здоровья и на образование. Конституционным правам человека, закрепленным в указанных статьях Конституции РФ, корреспондируют обязанности образовательных учреждений.
Так, к компетенции образовательной организации в соответствии п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 6 указанной статьи, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п. 7 названной статьи следует, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом, на основании п. 4 ст. 5.2 указанного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (Требования № 272).
Согласно п. 23 Требований № 272 все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются, в том числе, системой видеонаблюдения.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней (п. 30 Требований № 272).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (Требования №).
В соответствии с п. 5 Требований № 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 5 Требований № 1006).
Объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек – относятся к третьей категории опасности (п.п. «в» п.13 Требований № 1006).
Всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 Требований № 1006.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (п. 15 Требований № 1006).
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (п. 43 Требований № 1006).
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения (п. 25 Требований № 1006).
Судом установлено, что здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 2 872,6 кв. м, находится в оперативном управлении у муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ средняя общеобразовательная школа, собственником здания школы является муниципальное образование «Муезерский муниципальный район».
Согласно данным Паспорта безопасности от 2020 года, зданию МКОУ СОШ присвоена третья категории опасности, установлено отсутствие системы видеонаблюдения, предписано обеспечение здания системой видеонаблюдения.
Как следует из материалов дела, подтверждается информацией МКОУ СОШ от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами не оспаривается, здание школы системой видеонаблюдения не оснащено, в связи с чем, контроль за доступом посторонних лиц на территорию образовательного учреждения отсутствует.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1.9 Устава МКОУ СОШ, учредителем и собственником имущества учреждения является Администрация Муезерского муниципального района.
В силу положений ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, в данном случае, за счет средств бюджета муниципального образования «Муезерский муниципальный район».
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
П. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
При изложенных обстоятельствах, проанализировав приведенные выше положения федерального законодательства и установив отсутствие в МКОУ СОШ системы видеонаблюдения, которая является одной из мер, направленных на обеспечение безопасности воспитанников и персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, пребывающих в учреждении и входит в систему профилактических мер, направленных на предупреждение террористических актов и иных чрезвычайных ситуаций, суд полагает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод администрации Муезерского муниципального района о дефиците бюджета и отсутствии в его расходной части запланированных на 2021 год средств на проведение мероприятий по оснащению учреждения системой видеонаблюдения судом отклоняется. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об исполнении предусмотренной законом обязанности.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего МКОУ совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только МКОУ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом необходимости изыскания финансовых средств, источника финансирования и проведения конкурсных процедур для подбора подрядной организации, суд полагает возможным и целесообразным установить МКОУ СОШ для исполнения решения суда, то есть для оснащения здания школы системой видеонаблюдения, срок шесть месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, в пределах которого администрацией Муезерского муниципального района должны быть профинансированы в полном объеме необходимые для исполнения решения суда мероприятия.
Указанный срок, по мнению суда, является разумными и достаточным для совершения соответствующих действий по исполнению судебного акта.
П. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец (прокурор) освобожден от уплаты государственной пошлины. П.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ МКОУ администрация Муезерского муниципального района, являющаяся органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины.
При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию в порядке ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с МКОУ СОШ, суд исходит из размера государственной пошлины, установленной пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением в суд, поскольку прокурором иск, содержащий требования неимущественного характера, заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
В этой связи, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с МКОУ СОШ подлежит взысканию в доход бюджета Муезерского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать МКОУ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание Муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.
Обязать администрацию Муезерского муниципального района профинансировать мероприятия по проведению работ по оснащению здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.
Взыскать с МКОУ государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья- Н.И. Антонов
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - Н.И. Антонов