Дело № 2-193/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
23 марта 2018 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре С.Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Д.С. к федеральному государственному казенному учреждению "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области" о взыскании компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни,
УСТАНОВИЛ:
К.Д.А. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области" (далее - ФГКУ "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области"), с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований, просит взыскать с ответчика компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с января по август 2017 года в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. В обоснование иска указал, что проходит службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, замещаемая должность –начальник 74 пожарно-спасательной части ФГКУ "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области". В течение 2017 года истец выполнял свои служебные обязанности в выходные и праздничные дни. В конце 2017 года К.Д.А. неоднократно обращался к руководству с заявлением о выплате денежной компенсации либо предоставления дней отдыха за 112 часов сверх нормы установленного рабочего времени. Однако до настоящего времени ответчикне выплатил компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни за указанный период, чем нарушил личные неимущественные права истца.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Р.А.Ю. исковые требования не признала.Не оспаривая обстоятельства работы в выходные и нерабочие праздничные дни, полагает, что ответчик не привлекал истца к работе (службе), подлежащей дополнительной оплате, поскольку у истца установлен ненормированный рабочий день и ему ежегодно предоставляется дополнительный отпуск от трех до десяти дней. Представленный истцом в материалы дела расчет оплаты часов неверен, поскольку произведен без учета того, что часовая ставка уже начислена и выплачена исходя из должностного оклада сотрудника.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудников органов противопожарной службы, их денежного довольствия, регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управленияв области пожарной безопасности", Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, Инструкцией о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС от 03.11.2011 г. N 668, Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудником федеральной противопожарной службы, утвержденным приказом МЧС России от 21.03.2013 г. N 195.
Помимо этого, исходя из положений ч. 1 и ч. 4 ст. 15, ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 11Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы применяются нормы трудового законодательства с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц и лишь в той части, которая не урегулирована специальным законодательством.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К.Д.С. проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, где истецзамещает должность начальника 74 пожарно-спасательной части ФГКУ "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области".
В соответствии с ч. 18 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 94 Порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах:
б) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 99 Порядка).
Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год).
Переработка определяется путем вычитания из фактически отработанных в данном учетном периоде часов конкретным работником нормальной продолжительности рабочего времени в данном учетном периоде. Количество реально (фактически) отработанных часов в году сравнивается с количеством рабочих часов, установленных в отчетный период. Нормальная продолжительность рабочего времени устанавливается производственным календарем, утвержденным Минтрудом Российской Федерации на соответствующий год. При этом под нормальной продолжительностью рабочего времени понимается время, когда сотрудник фактически исполнял свои должностные обязанности, то есть, исключая время отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам.
Исходя из анализа перечисленных выше положений, совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств, в том числе табелей учета служебного времени, объяснений участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о том, что фактическое выполнение истцом служебных обязанностей в выходные и праздничные дни сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составило: в январе 8 часов, в марте 21 час, в апреле 32 часа, в мае 34 часа,в августе 17 часов, а всего 112 часов.
Доводы представителя ответчика о том, что в указанное время истец осуществлял дежурство в оперативной группе, в связи с чем, отработанные К.Д.С. в графике 28 часов не могут быть учтены, как работа в выходные и праздничные дни, суд находит не обоснованными.
Согласно ПриказаN220 от 03 июня 2013 года ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области "О мероприятиях по организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Московской области при реагировании на чрезвычайные ситуации", целью дежурства является оперативное реагирование в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, включение истца в дежурство в составе оперативной группы не предполагает нахождение его в этот период временина службе.
В то же время из табелей учета рабочего времени за спорный период следует, что К.Д.С. выходил на службу в выходные и нерабочие праздничные дни. Доказательств того, что в указанное время имелись чрезвычайные ситуации, предусмотренные пунктом 101 Порядка, при наличии которых денежная компенсация сотрудникам не выплачивается, ответчиком не представлено.
Материалами дела подтверждается, что оклад по должности К.Д.С. в 2017 году <данные изъяты>.
Согласно п. 95 указанного Порядка часовая ставка сотрудника ГПС МЧС России определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Норма рабочего времени в 2017 году в соответствии с Производственным календарем на 2017 год составляет 1973 часа. Среднемесячное количество рабочих часов в 2017 году составляет (1973 часа / 12 месяцев) 164,4 часа.
Часовая ставка К.Д.С. в 2017 году составляет: <данные изъяты> / 164,4 часа = <данные изъяты>.
Исходя из данных, отраженных в табелях учета рабочего времени, К.Д.С. в 2017 году отработано 112 часов в выходные и не рабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, в связи с чем, переработка составляет: в январе 8 часов, в марте 21 час, в апреле 32 часа, в мае 34 часа, в августе 17 часов.
Расчет оплаты периода работыв выходные и нерабочие праздничные дни составляет: <данные изъяты> х 112 часов x 2 = <данные изъяты>.
В силу п. 100 Приказа МСЧ N 195 от 21.03.2013 г. "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" в период с 09 ноября по 18 декабря 2017 года истец неоднократнообращался с просьбой о выплате денежной компенсации либо предоставлении дополнительных дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, изложенной в рапортах, служба в выходные, нерабочие праздничные дни ответчиком компенсирована не была, следовательно, требования о компенсации двойного размера оплаты являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данное время подлежит оплате в двойном размере сверх должностного оклада либо по выбору сотрудника - предоставлением дня отдыха, что ответчиком исполнено не было.
При этом суд учитывает, что указанным Порядком не регламентирован срок использования сотрудником дополнительных дней отдыха.
Таким образом, не получив дополнительных дней отдыха, истец вправе рассчитывать на предоставление ему денежной компенсации.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для выплаты истцу денежной компенсации в виду того, что у К.Д.С. установлен ненормированный рабочий день, основаны на неверном толковании норм материального права, в силу чего не заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 237Трудового Кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Разрешая требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, и удовлетворяя это требование в части, суд считает необходимым снизить сумму компенсации морального вреда с <данные изъяты> до <данные изъяты>. При этом суд исходит из характера допущенного ответчиком нарушения, степени вины ответчика в нарушении служебных прав истца, длительности нарушения и нравственных страданий истца, связанных с нарушением его служебных прав незаконным лишением предусмотренной законом доплаты.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в соответствии со статьями98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, поскольку истец в силу требований закона от уплаты судебных расходов освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К.Д.С. к федеральному государственному казенному учреждению "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области" о взыскании компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни удовлетворить.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области" в пользу К.Д.С. компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с января по август 2017 года в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "38 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 марта 2018 года
Судья