РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красноусольский 16 мая 2013 года
Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рамазанова А.Ф. с участием прокурора Кантимерова Р.Г. при секретаре Ишмуратовой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гафурийского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании недвижимого имущества бесхозяйным, возложении обязанности принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет, признании права собственности на бесхозяйное имущество, возложении обязанности включить имущество в реестр государственного имущества Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гафурийского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о признании бесхозяйным скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в с. Красноусольский, возложении на Правительство Республики Башкортостан обязанности принять меры по постановке указанного скотомогильника на учет, признании за Правительством Республики Башкортостан право собственности на указанный скотомогильник, и возложении на Правительство Республики Башкортостан обязанности включить указанный скотомогильник в реестр государственного имущества Республики Башкортостан.
В обоснование иска прокурор указал, что на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в с. Красноусольский находится эксплуатируемый скотомогильник, который фактически является бесхозяйным. Его использование никем не контролируется, что создает угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Полагает, что ответственность за содержание и эксплуатацию данного скотомогильника должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан.
В судебном заседании прокурор Кантимеров заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель Правительства Республики Башкортостан, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил. Представитель ответчика Ступин представил в суд возражение на исковое заявление прокурора, в котором просил в иске отказать, мотивируя тем, что скотомогильники должны быть обращены в муниципальную собственность.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в с. Красноусольский расположен один действующий скотомогильник.
Согласно информации Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Гафурийскому району от ДД.ММ.ГГГГ № б/н указанный скотомогильник являются бесхозяйным объектом.
Информация Управления Росреестра по Республике Башкортостан свидетельствует об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на указанный скотомогильник.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Принимая во внимание, что скотомогильник, расположенный в с. Красноусольский на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, не имеет собственника (его собственник не известен), суд признает его бесхозяйным недвижимым имуществом.
Согласно информации начальника ГБУ Гафурийская от ДД.ММ.ГГГГ № данные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть так же отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
Таким образом, скотомогильники (биотермические ямы) – это имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления и не Правительства Российской Федерации.
Действующее законодательство, в том числе и Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования места захоронения биологических отходов.
При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан удовлетворить.
Скотомогильник, расположенный в с. Красноусольский на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, признать бесхозяйным.
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке указанного скотомогильника на учет.
Признать за Правительством Республики Башкортостан право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – скотомогильник, расположенный в с. Красноусольский на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
Обязать Правительство Республики Башкортостан включить указанный скотомогильник в реестр государственного имущества Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Гафурийский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий подпись А.Ф. Рамазанов