Дело № 2-3142/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16 » мая 2018 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Гавренкове И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикова Виталия Анатольевича к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Новиков В.А. обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок площадью 1148 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС.
В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности в порядке наследования принадлежит жилой дом, общей площадью 39,6 кв.м., который расположен на земельном участке, площадью 1148 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: АДРЕС
Реализуя свои права на регистрацию указанного земельного участка, площадью 1148 кв.м. Новиков В.А. обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области, на что получил отказ, поскольку данный земельный участок расположен в зоне высоко-скоростной магистрали.
Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
.Истец в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Афанасьев Д.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик: представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по доверенности Хомякова К.Ю, в судебное заседание явилась, с иском не согласилась.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором выражал несогласие с иском.
Представитель третьего лица УФСГКиК по Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя истца, ответчика, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Новикову Виталию Анатольевичу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16 августа 2008г., выданного нотариусом города Москвы ФИО, реестровый № принадлежит жилой дом, назначение: жилое, 1- этажный. общей площадью 39,6 кв.м. по адресу: АДРЕС. ( л.д.9)
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, выданного Новикову Анатолию Ивановичу, жилой дом, по адресу: АДРЕС расположен на земельном участке площадью 1911 кв.м по данным последней технической инвентаризации. () л.д.11)
Земельный участок площадью 1148 кв.м был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный в 2011 году. ( л.д.13-14)
В 2018 году истец обратился в Администрацию Одинцовского района Московской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1148 кв.м, расположенного по адресу: по адресу: АДРЕС на что поскольку данный земельный участок расположен в зоне высоко-скоростной магистрали. ( л.д.15)
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Согласно представленной ответчиком выписки из протокола № межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений в Московской области от 24.01.2018 года, отказано в согласовании в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1148 кв.м по адресу: АДРЕС, поскольку земельный участок расположен в зоне размещения высоко-скоростной магистрали.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в своем отзыве также подтвердило со ссылкой на Постановление Правительство Московской области от 25.03.2016 года № «Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» и выкопировку из ведомственной информационной системы Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о нахождении земельного участка площадью 1148 кв.м по адресу : АДРЕС в зоне планируемого размещения линейного объекта-высоковольтной железнодорожной магистрали.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с. пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным, планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения
Разрешая спор, суд исходит из следующего, что в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, которая является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области и утверждена Правительством Московской области в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, спорный участок расположен в границах земель, предназначенных для нужд организации скоростного транспорта, по правилам статей 39.16 и 39.17 ЗК РФ такой участок не подлежит предоставлению в частную собственность, в связи с чем, в удовлетворении требований следует отказать, при этом истец отказался от проведения землеустроительной экспертизы.
Руководствуясь ст. 199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Новикова Виталия Анатольевича к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок площадью 1148 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Н.В.Лосева