Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2016 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
рассмотрев административное дело № по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Комиссаровой А. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> и о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратился в суд с административным иском к Комиссаровой А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> и о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст.75 НК РФ). К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п.4 ст.85 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз.2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст.23 НК РФ исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ). Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога. Комиссарова А. А., являлась налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых случаях в рассматриваемых налоговых периодов, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> просит взыскать с Комисаровой А.А. недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>, восстановить пропущенный процессуальный срок в соответствии со ст.95 КАС РФ. Причина пропуска срока заключается в следующем. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией были сформированы списки для взыскания недоимки по имущественным налогам с физических лиц в порядке ст. 48 НК РФ. Общее количество должников составило более 8 000. При этом значительное затягивание сроков для формирования списков должников связано с началом введения ДД.ММ.ГГГГ. нового федерального информационного ресурса ФНС России «АИС-Налог 3» на всей территории РФ. В настоящее время промышленная эксплуатация указанного ресурса не завершена. Важным является и то, что в связи с вступлением ДД.ММ.ГГГГ. Кодекса административного судопроизводства РФ в законную силу инспекцией подготовлено около 4 000 административных исковых заявлений для направления в районные суды и взыскания обязательных платежей в рамках главы 32 КАС РФ, действовавшей в указанный период. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в Кодекс административного судопроизводства РФ внесены поправки полностью изменяющие порядок взыскания обязательных платежей. В частности, раздел 2 Кодекса дополнен главой 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа». Следовательно, ранее подготовленные к предъявлению значительное количество административных исковых заявлений (4000 материалов) подлежали изменению с учетом главы 11.1 КАС РФ. Следует отметить, что общий шестимесячный срок для обращения взыскания в порядке ст. 48 НК РФ был ограничен ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. подлежали направлению в мировые суды заявлений о вынесении судебных приказов в количестве около 8000, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Учитывая, что по истечении установленного судом (предусмотренного частью 2 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) срока возражения административного ответчика в суд не поступили, суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные в суд доказательства, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Комиссаровой А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником транспортного средства АУДИТТ, государственный регистрационный знак У100ЕЕ163, мощность двигателя <данные изъяты>
Поскольку Комиссарова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ стала являться собственником указанного выше транспортного средства, таким образом, она является налогоплательщиком транспортного налога.
На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В силу пункта 2 статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 359 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
<адрес> «О транспортном налоге на территории <адрес>» №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) на ДД.ММ.ГГГГ год были определены ставки транспортного налога, сроки и порядок его уплаты, а также установлены льготы по транспортному налогу и основания для их использования. Согласно статьи 2 указанного Закона, ставка на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше <данные изъяты> включительно установлена в размере <данные изъяты>.
При этом, в силу пункта 3 статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации (в ред. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
С учетом данных указанных требований закона на транспортное средство, находящееся у Комиссаровой А.А. в собственности в течение ДД.ММ.ГГГГ, подлежит уплате транспортный налог в размере <данные изъяты>: <данные изъяты> (коэффициент – пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган. Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссаровой А.А. исчислен транспортный налог за указанный выше автомобиль за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>, со сроком уплаты транспортного налога до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Налоговое уведомление об уплате транспортного налога направлено ответчику заказной почтовой корреспонденцией <данные изъяты> При этом, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).
Однако транспортный налог ответчиком Комиссаровой А.А. в установленный срок, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, уплачен не был.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с тем, что Комиссаровой А.А. транспортный налог в установленный законом срок уплачен не был, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комиссаровой А.А. направлено заказной почтовой корреспонденцией требование об уплате транспортного налога №, со сроком исполнения его до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5 – оборотная сторона).
Однако уплата транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год Комиссаровой А.А. до настоящего времени не произведена.
Вместе с тем, несмотря на то, что Комиссаровой А.А. не оплачен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год до настоящего времени, однако административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абз. 4 части 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок для исполнения данного требования был установлен административному ответчику до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> к Комиссаровой А.А. направлено по почте ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Принимая во внимание, что, в силу части 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации срок для подачи искового заявления в районный суд истек ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с указанными исковыми требованиями.
Несмотря на то, что административный истец просит восстановить пропущенный срок, однако административным истцом не представлено каких-либо уважительных причин для восстановления установленного законодателем срока. При этом суд считает, что не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что срок для подачи рассматриваемого иска был пропущен в связи с большой загруженностью в работе инспекции, поскольку указанное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной.
При этом суд учитывает, что истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным.
При таких обстоятельствах, административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Комиссаровой А.А. о взыскании в бюджет недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>, удовлетворению не подлежит, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с соответствующим требованием.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 292, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Комиссаровой А. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> и о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения копии решения.
председательствующий –