Дело №3-113/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Владимир 09 сентября 2015 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.
при секретаре Беляковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ишханян Н.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
17 апреля 2015 года Ишханян Н.Ю. обратилась во Владимирский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, с кадастровой стоимостью в размере **** рублей, утвержденной постановлением главы администрации Кольчугинского района Владимирской области №1099 от 09 ноября 2012 года, равной его рыночной стоимости в размере **** рублей по состоянию на 01 января 2012 года.
В обоснование заявленных требований указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права заявителя как плательщика земельного налога.
После проведения по делу судебной оценочной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года была определена в размере **** рублей, Ишханян Н.Ю. согласившись с указанным заключением, уточнила заявленные требования, в окончательной редакции просила установить кадастровую стоимость названного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере **** рублей по состоянию на 01 января 2012 года.
Заявитель Ишханян Н.Ю., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрения дела в ее отсутствие.
Ее представитель по доверенности Кандакова М.В. поддержала уточненные требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП» Росреестра по Владимирской области по доверенности Оганесян А.А. полагала заявление необоснованным, ссылаясь на то, что данное учреждение не является надлежащей стороной по делу.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Владимирской области по доверенности Окунев А.В. представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, ссылаясь на отсутствие достаточных и допустимых доказательств по делу.
Представитель заинтересованного лица администрации Кольчугинского района Владимирской области в лице главы администрации Карпова Е.А. представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной в размере, определенном экспертами Торгово-промышленной палаты Владимирской области.
Заинтересованное лицо администрация города Кольчугино Владимирской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявило.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ишханян Н.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – ****, общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: **** (т.1 л.д. 9, 13, 110-116).
Земельный участок с кадастровым номером **** поставлен на кадастровый учет **** года (т.1 л.д. 11-12).
Кадастровая стоимость названного земельного участка установлена постановлением главы администрации Кольчугинского района Владимирской области №1099 от 09 ноября 2012 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района» по состоянию на 01 января 2012 года и составляет **** рублей (том 1 л.д. 10, 107-108).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** не соответствует его рыночной стоимости и нарушает ее права, как собственника, уплачивающего земельный налог, Ишханян Н.Ю. 17 апреля 2015 года обратилась с настоящим заявлением в суд.
В обоснование своих требований заявитель представил отчет частнопрактикующего оценщика С. №**** от **** года, в котором рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2012 года в размере **** рублей (том 1 л.д.14-83) и положительное экспертное заключение о соответствии названного отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности **** №**** от **** года (том 1 л.д.84-95).
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная оценочная экспертиза для определения действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2012 года, то есть на дату установления его кадастровой стоимости.
Согласно экспертному заключению экспертов **** №**** от **** года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2012 года составила **** рублей (том 2 л.д.4-64).
Экспертиза проведена независимыми экспертами, имеющими соответствующее образование и стаж работы в области оценки, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, объекта оценки и произведенных расчетов его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выводы экспертов о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах с применением корректирующих коэффициентов.
Данное заключение участниками процесса в ходе рассмотрения дела оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.
Оценив заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.
На основании заключения экспертов Ишханян Н.Ю. уточнила заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости - **** рублей.
При таком положении представленный заявителем в материалы дела отчет независимого оценщика №**** от **** года суд оценивает как ненадлежащее доказательство в связи с его несоответствием требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, ввиду того, что отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение.
Проведенная в досудебном порядке экспертиза данного отчета носит нормативно-методический характер и не является подтверждением стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке.
Из экспертного заключения №**** от **** года следует, что размер рыночной стоимости спорного земельного участка существенно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, что свидетельствует о нарушении прав Ишханян Н.Ю., оплачивающей налог на землю в большем размере.
Рыночная стоимость объекта недвижимости установлена в экспертном заключении №**** от **** года на дату определения его кадастровой стоимости, то есть на 01 января 2012 года.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование –****, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости **** рублей.
Доводы представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что данное учреждение не является надлежащей стороной по делу, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку его права могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказом руководителя ФГБУ «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 11 марта 2010 года №П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества предоставлены ФГУ «Земельная кадастровая палата» субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 16 вышеназванного Закона кадастровый учет в связи с изменением сведений, в том числе о кадастровой стоимости объекта недвижимости, осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем, а также соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.
Руководствуясь статьями 194-198, 245-250 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
заявление Ишханян Н.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование –****, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости **** рубля 00 копеек.
Считать датой подачи заявления Ишханян Н.Ю. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** – 17 апреля 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда О.А. Кирюшина
****