Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1917/2018 ~ М-1860/2018 от 25.09.2018

Дело № 2-1917/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соликамск                                                    19 ноября 2018 года.

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Крымских Т.В.,

при секретаре судебного заседания Панове Ю.В.,

с участием истца Макарова И.В.,

представителя истца – Никоновой И.А., действующей по письменной доверенности,

представителя истца – Макаровой О.А., действующей по устному ходатайству,

представителя ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края Цапановой Е.В., действующей на основании письменной доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Макарова И. В. к ответчику Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, о назначении пенсии,

установил:

Макаров И.В. обратился в Соликамский городской суд с иском к ответчику Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края (с учетом двух заявлений об уточнении исковых требований от <дата> (лд.)) с требованием о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении 1:1,6 периодов работы в должности стоматолога-хирурга ГБУЗ «ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска» с <дата> по <дата>, за исключением отпусков без сохранения заработной платы, обязать ответчика назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган - <дата>.

В судебном заседании истец Макаров И.В. на уточненном иске в окончательной (последней) редакции настаивает, суду пояснил, что имеет высшее специальное медицинское образование. В спорные периоды времени он работал в должности стоматолога-хирурга в хирургическом отделении ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска». Фактически был единственным хирургом. Учреждение является поликлиникой. Стационара профиля челюстно-лицевой хирургии, стоматологии в городе нет. Его работа отличается от работы стоматолога-терапевта, поскольку, это более высоко квалифицированный труд, деятельность хирурга осуществляется в особых условиях. Он проводил серьезные стоматологические и челюстно-лицевые операции. Указанные периоды работы Пенсионным органом включены в его специальный стаж как 1:1 году. С таким решением ответчика он не согласен. Полагает, что в его стаж подлежат включению спорные периоды из расчета 1:1,6 годам. В том числе, полагает необоснованным и то, что ответчик не включил в его специальный стаж периоды учебных отпусков – нахождение на курсах повышения квалификации в <дата> году и в <дата> году, а так же донорские дни, указанные в справке, уточняющей условия его работы, выданной ему работодателем. С учетом данных периодов, за исключением отпусков без сохранения заработной платы, его трудовой стаж на дату обращения в Пенсионный орган составил более 30 лет. Просит исковые требования удовлетворить, поскольку, работая в данном учреждении он осуществлял только медицинскую, лечебную деятельность в должности практикующего хирурга, на иные должности не переводился, на иные работы не отвлекался.

Представитель истца Никонова И.А. исковые требования в окончательной редакции поддержала, пояснила, что то обстоятельство, в чьем ведении находится учреждение и кому принадлежит за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Представитель истца Макарова О.А. исковые требования в уточненной редакции поддержала. Пояснила, что супруг, работая в ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска», получал самую низкую заработную плату, при этом, выполнял сложнейшие операции.

Представитель ответчика Цапанова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что работодатель истца не подтвердил его стаж в льготном исчислении, истцом не доказан факт работы в условиях стационара, доказательств наличия в городе стационара (палаты, либо отделения) не представлено. При таких обстоятельствах решение комиссии полагает основанным на законе. Кроме того, работодатель не подтвердил право истца на включение в его специальный стаж донорских дней и дней нахождения на курсах повышения квалификации. Не оспаривает сведения, содержащиеся в справке работодателя истца о том, что истец в спорные периоды, указанные в справке, уточняющей условия работы, находился на донорских днях. Признает, что истцу предоставлялись <данные изъяты> дней и дни, указанные в справке, уточняющей условия работы, в качестве донорских дней. Так же признает, что с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> истец находился в командировках по приказам работодателя, на курсах повышения квалификации. Представила письменное возражение на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Определением Соликамского городского суда от 08.10.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен работодатель истца ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска».

По ходатайству истца и представителя истца ГБУЗ «ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Представитель соответчика ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска»    (к которому исковые требования не предъявлялись) в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела ответчик извещен. Ранее просили о рассмотрении дела без участия представителя.

Свидетель ФИО7 суду показала, что работала в должности главного врача ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска» с учетом переименования учреждения. С <дата> с учетом реорганизации юридического лица занимает должность заместителя главного врача ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника г. Соликамска». В <дата> на работу в учреждение пришел истец. Он проходил обучение в интернатуре, а с <дата> по <дата> работал в учреждении в должности стоматолога-хирурга. Учреждение имеет статус поликлиники. Ни палаты, ни отделения стационара учреждение не имеет. Истец в условиях стационара никогда не работал. В поликлинике нет ночных дежурств. Сложные операции пациентам проводились всегда в условиях стационара хирургического отделения городской больницы, либо они направлялись в отделение челюстно-лицевой хирургии в <...>, поскольку, только в условиях стационара проводится высоко-технологичная медицинская помощь. Истец работал в обычных условиях. Стаж в льготном исчислении учитывается только при работе в условиях стационара. При этом, истцу в период его работы предоставлялись донорские дни, которые были отражены в справках, уточняющих условия работы истца, и согласно справке от <дата> работодателя, а так же он направлялся работодателем на курсы повышения квалификации. Полагает, что эти дни подлежат включению в его специальный стаж из расчета 1:1.

Свидетель ФИО8 суду показал, что работал с истцом в ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска» с <дата> года. Они совместно направлялись работодателем на курсы повышения квалификации. Истец так же являлся донором. Истец работал в должности хирурга-стоматолога, первоклассный специалист.

Суд, заслушав стороны, истца, его представителей, представителя ответчика, свидетелей, исследовав представленные сторонами и дополнительно истребованные судом доказательства, материалы дела, оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В ходе разбирательства дела суд установил, что <дата> истец обратился к ответчику Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от <дата> истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет.

В стаж работы истца включены периоды его работы в ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 г. Соликамска» (с учетом переименования медицинского учреждения) в должности хирурга-стоматолога с <дата> по <дата>, исходя из расчета 1:1.

Согласно представлению пенсионных органов специальный стаж истца составляет 23 года 08 месяцев 12 дней.

Пенсионным органом было отказано в зачете в специальный стаж истца периодов работы в льготном исчислении 1:1,6 - с    <дата> по <дата>. Кроме того, не включены в специальный стаж периоды работы на врачебных должностях в учреждениях здравоохранения: <данные изъяты> дней – прочие отвлечения от основной работы, поскольку, включение в специальный стаж не предусмотрено;     с <дата> по <дата> (<данные изъяты> дней) - курсы повышения квалификации, <дата> (<данные изъяты>), с <дата> по <дата> ((<данные изъяты>) - курсы повышения квалификации, <дата> (<данные изъяты>), с <дата> по <дата> (<данные изъяты>), <дата> (<данные изъяты>), <дата> (<данные изъяты>), <дата> (<данные изъяты>) – лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения не осуществлялась. Отказано было в назначении пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа – осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Не согласившись с данным решением Пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований).

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (ч.2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Статья 39 Конституции РФ предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В силу ч.1 ст.8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа; 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.

Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться и с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно Конституционным принципам, новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. Принимая во внимание ст.4 ГК РФ о действии закона во времени, для зачета предыдущей деятельности по охране здоровья граждан в лечебном учреждении должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.

При подсчете специального стажа для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости к периодам работы врача-хирурга хирургического отделения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения применяется льготный порядок исчисления - 1 год работы за 1 год 6 месяцев, что предусмотрено Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (применяемым к периодам работы до 01.11.1999 года); Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (применяемым к периодам работы после 01.11.1999 года); пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 78 (применяемыми к периодам работы после 01.01.2002 года).

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержит наименование должности: «Врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи специализированного типа, руководители учреждений» и наименование учреждений: «Больницы всех наименований;.. поликлиники всех         наименований…».

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержат разъяснение о том, что наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.3).

Согласно п.4 правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В силу п.5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:.. б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Перечень структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как один год и шесть месяцев содержит    наименование структурных подразделений: «отделения хирургического      профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое)»; наименование должностей: «оперирующие врачи-специалисты всех наименований».

Таким образом, указанные отделения и должность подлежат включению в льготный стаж (один год как 1 год и 6 месяцев) только в случае, если они предусмотрены в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка, куда не входят поликлиники всех наименований, указанные в п.9 Списка.

Действовавшим ранее Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 были утверждены «Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», где в п.3 было указано, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев содержала наименования «Отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию…», где в указанных пунктах поликлиники так же не были указаны.

Действовавшим ранее Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 были утверждены «Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», п.2 которых было установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» не предусматривало право выхода на пенсию на льготных условиях для медицинских работников.

Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»), утратившее силу с 01 сентября 1993 года, так же не предусматривало право выхода на пенсию на льготных условиях для медицинских работников, за исключением работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) - 1,2 месяца.

Таким образом, проанализировав выше указанные нормативные документы, суд приходит к выводу, что для включения спорных периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев необходима совокупность двух условий - работа должна осуществляться не только в той должности, которая предусмотрена соответствующим Перечнем, но и в том структурном подразделении учреждения здравоохранения, которое предусмотрено данным Перечнем.

Работа оперирующим врачом может быть засчитана в специальный стаж при условии, что она осуществлялась в отделении хирургического профиля стационара.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 24.01.2008 г. №40-О-О определение, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.

Таким образом, выделение законодателем определенных категорий медицинских работников и предоставление им возможности более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.

Судом из материалов дела, представленных доказательств и пояснений сторон и свидетеля установлено, что ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 города Соликамска» имеет статус поликлиники.

Как следует из трудовой книжки истца, уточняющей справки от <дата> , выданной ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 города Соликамска» с <дата> истец работал в указанном учреждении здравоохранения в должности врача-стоматолога-хирурга поликлиники. В заседании суда истец данное обстоятельство подтвердил.

Такое структурное подразделение учреждения здравоохранения как «поликлиника» названными выше Перечнями не предусмотрено.

То обстоятельство, что истец с <дата> года по <дата> год не состоял в штате стационара хирургического отделения городской больницы, не проводил хирургические операции в условиях стационара, подтверждается материалами дела и истцом по существу подтверждено и не оспаривается.

То обстоятельство, что истец проводил сложные стоматологические и челюстно-лицевые операции в условиях поликлиники, о чем он пояснил в судебном заседании, не может являться основанием для включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку в соответствии с указанными выше нормативными документами, в том числе, Правилами №781, в Перечне структурных подразделений поликлиники не поименованы.

Спорные периоды работы истца врачом-стоматологом-хирургом поликлиники могли быть зачтены в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев при условии, что истец, работая в указанной должности в поликлинике и участвуя в проведении операций в условиях стационара, вырабатывал полную ставку оперирующего врача отделения хирургического профиля стационара, однако, данные обстоятельства самим истцом оспариваются. Такие доводы в судебном заседании не приведены, доказательства в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены.

Таким образом, поскольку структурное подразделение (поликлиника), в котором истец осуществлял трудовую деятельность в спорные периоды, не предусмотрено Перечнем, и истцом не представлено доказательств того, что в спорные периоды он работал в условиях стационара и вырабатывал полную ставку оперирующего врача отделения хирургического профиля стационара, оснований для исчисления спорных периодов его работы в ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 города Соликамска» в должности врача-стоматолога-хирурга поликлиники в льготном порядке - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев - не имеется.

Проведение сложных операций в условиях поликлиники само по себе не является основанием для включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении в указанном порядке, поскольку в соответствии с действующим пенсионным законодательством льготное исчисление работы в учреждении здравоохранения возможно, как было указано выше, при соблюдении двух условий: такая работа выполнялась в определенной должности (данное условие выполнено) и в определенном структурном подразделении (данное условие не выполнено).

Спорные периоды времени в виде работы в ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника №1 города Соликамска» (с учетом переименования учреждения) истцу ответчиком включены в его специальный стаж в общем порядке, исходя из расчета 1:1, что суд признает обоснованным.

С учетом изложенного, оснований для включения спорных периодов работы истца в его специальный стаж в льготном исчислении как 1:1,6 судом не усмотрено, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

При вынесении решения суд исходит из того, что законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых правоотношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Только этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года № 906-О-О).

Кроме того, истец просил включить в его специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и донорские дни.

При вынесении решения в указанной части суд исходит из следующего.

Согласно положениям ст.186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

В соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» № 125-ФЗ от 20 июля 2012 года, донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина, при этом гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом, в связи с чем государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, донорские дни засчитываются в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок.

Согласно как приведенной выше ст.186 Трудового кодекса Российской Федерации, так и ранее действующей ст.114 КЗоТ РСФСР, в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы, при этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Истец в лице представителя обратился в ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника г. Соликамска» с заявлением о разъяснении характера дней, указанных в документах работодателя в виде отвлечения от работы - <данные изъяты> дней (<данные изъяты>), согласно Справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от <дата>, а так же <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.

Согласно справке ГБУЗ ПК «Стоматологическая поликлиника г. Соликамска» от <дата> указанные дни, обозначенные по коду «6», являются донорскими днями.

Представитель ответчика, действующая на основании письменной доверенности, в соответствии с полномочиями, предоставленными ей доверенностью (лд.), признала, что ответчик не оспаривает справку работодателя истца о том, что отвлечения Макарова И.В. от работы имели место в связи с предоставлением истцу донорских дней; а так же то, что дни, указанные работодателем в справке, уточняющей условия работы истца, а так же в решении ответчика, являются именно донорскими днями.

В силу ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Признание представителя ответчика занесено в протокол судебного заседания.

Тем самым, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком необоснованно не включены в льготный стаж истца дни сдачи им крови, т.к. в соответствии со ст.186 ТК РФ в эти дни за работником сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день. Поэтому отказ пенсионного органа во включении периодов сдачи крови в специальный стаж истца в общем порядке исходя из расчета 1:1, признается судом незаконным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о включении периодов нахождения истца на донорских днях - <данные изъяты> дней (<данные изъяты>), согласно Справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от <дата>, а так же <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, исходя из расчета 1:1, поскольку смежные периоды работы истца включены пенсионным органом в специальный стаж Макарова И.В. в общем летоисчислении в указанном порядке.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

По смыслу ст.165 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки.

Служебной командировкой, в соответствии с правилами ст.166 Трудового кодекса Российской Федерации, признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст.167 Трудового кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> истец направлялся работодателем на курсы повышения квалификации, в рабочие командировки, что подтверждается соответствующими приказами работодателя, удостоверениями, свидетельствами о прохождении курсов повышения квалификации, представленными для обозрения.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика не оспаривался и признавался факт направления истца работодателем на учебу и его нахождения в указанные выше периоды времени с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> на курсах повышения квалификации.

Суд считает, что вышеуказанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, командировках подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку пенсионным законодательством не предусмотрено правило об исключении курсов повышения квалификации из специального стажа. В период нахождения истца на курсах повышения квалификации, как установлено, за ним сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, обучение на курсах проходило по профилю деятельности истца, было вызвано необходимостью продолжения профессиональной деятельности Макарова И.В., в командировки он был направлен распоряжением работодателя в связи с производственной необходимостью. На курсы повышения квалификации истец направлялся именно работодателем.

Данные обстоятельства, не оспаривались в ходе рассмотрения дела представителем ответчика.

При таких обстоятельствах, период нахождения истца на учебе, на курсах повышения квалификации в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> суд полагает необходимым включить в специальный стаж истца исходя из расчета 1:1.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На день обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии, с учетом включенных судом периодов, страховой стаж Макарова И.В. составил менее 30 лет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости у Макарова И.В. на дату обращения в пенсионный орган - <дата>, не выработан, в связи с чем, пенсия не подлежит назначению с указанной даты. В удовлетворении исковых требований в указанной части истцу следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Макарова И. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, о назначении пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить в специальный стаж, дающий Макарову И. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности стоматолога-хирурга ГБУЗ «ПК «Стоматологическая поликлиника №1», а именно: периоды нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, донорские дни – <данные изъяты> дней (<данные изъяты> дней), согласно Справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от <дата>, а так же <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, исходя из расчета 1:1.

В оставшейся части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 22 ноября 2018 года.

    Судья                                                 Т.В. Крымских.

2-1917/2018 ~ М-1860/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Макаров Игорь Викторович
Ответчики
ГБУЗ ПК "Стоматологическая поликлиника № 1 г. Соликамска"
УПФР в г. Соликамске и Соликамском районе
Другие
Макарова Ольга Алексеевна
Никонова Ирина Александровна
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Крымских Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
25.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2018Передача материалов судье
25.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2018Предварительное судебное заседание
06.11.2018Предварительное судебное заседание
19.11.2018Предварительное судебное заседание
19.11.2018Судебное заседание
22.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2019Дело оформлено
06.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее