дело №2-1786/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2017 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Проскуряковой Е.Н., при секретаре Абдрахмановой А.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> Габдуллиной С.Р.,
представителя администрации городского округа г. Нефтекамска - Набиевой Г.Д..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Усманова В.Ф. к Администрации городского округа <адрес> об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокуратура <адрес>, действующая в интересах Усманова В.Ф. обратилась в суд с требованием о возложении на администрацию обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа <адрес>, РБ отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы площади жилого помещения 14 кв.м.
В обосновании исковых требований указав, что Усманов В.Ф. согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи со смертью матери и лишение родительских прав по Решению Караидельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его отца был передан под опеку. Постановлением главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3636 Усманов В.Ф. признан лицом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Между тем, на момент достижения 18-лет и окончания образовательного учреждения в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у Усманова В.Ф. возникло право на получение жилья, но жилье ответчиком не предоставлено, чем нарушено его право на жилье.
На судебном заседании помощник прокурора <адрес> Габдуллина С.Р. исковые требования поддержала, просила обязать ответчиков предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда в границах городского округа <адрес>, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения.
Усманов В.Ф. на судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Администрации городского округа <адрес>, выступающий на основании доверенности Набиева Г.Д., с иском не согласилась, пояснив, что Усманов В.Ф. ими признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку финансирование отсутствует.
Третье лицо Правительство РБ представителя в суд не направляли, надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не уведомили, каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.25,40 Конституции РФ).
На судебном заседании установлено, что Усманов В.Ф. согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи со смертью матери, отказом отца заниматься воспитанием ребенка опекуном малолетнего Усманова В.Ф. назначена Ахунова Р.Г. Решением Караидельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Усманов Ф.Ф. лишен родительских прав в отношении ребенка Усманова В.Ф. Постановлением главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3636 Усманов В.Ф. признан лицом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и поставлен на учет.
В соответствии с пп.24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1, ст. 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-З органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п.1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 приведенного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, к которым относится и Усманов В.Ф.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка лиц указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, у Усманова В.Ф. возникло право на получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ, между тем до настоящего времени, ответчиком соответствующее жилое помещение не предоставлено. Чем нарушены жилищные права Усманова В.Ф. со стороны ответчика, который в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, наделен полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.
В соответствии с ч. 3 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственным полномочия пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Согласно п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Следовательно, довод ответчика об отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот …" от ДД.ММ.ГГГГ N 159, в частности, статье 8, регламентирующей дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, не содержится какого-либо различия правового положения данной категории граждан по тем или иным основаниям и должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа.
Исходя из вышеизложенного, администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан обязана предоставить Усманову В.Ф. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение в черте городского округа <адрес>, отвечающее установленным санитарным, техническим и противопожарным требованиям, площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Усманова В.Ф. к администрации ГО <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить Усманову В.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан, в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Нефтекамский городской суд РБ.
копия верна
Судья: Е.Н. Проскурякова