Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1368/2015 ~ М-1440/2015 от 06.11.2015

                            Дело № 2-1368/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2015 года город Сосногорск Республика Коми

Сосногорский городской суд Республики Коми, в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., с участием помощника Сосногорского транспортного прокурора Смирнова Д.И., представителя ГПОУ «Сосногорский железнодорожный техникум» Носкова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Сосногорский железнодорожный техникум», Министерству образования Республики Коми о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения,

установил:

Сосногорский транспортный прокурор обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц с иском, с учетом уточнений исковых требований просил обязать ГПОУ «СЖТ» произвести действия направленные на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму: установить систему видеонаблюдения в учебном корпусе и здании, отведенном под мастерские в течение одного года с момента вступления решения в законную силу; обязать Министерство образования Республики Коми профинансировать выполнение работ по устранению ГПОУ «СЖТ» нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указано, что проведенной Сосногорской транспортной прокуратурой проверкой, установлено: учебный корпус и здание мастерских ГПОУ «СЖТ», расположенные по адресу: <адрес обезличен>, не оборудованы системой видеонаблюдения, что не обеспечивает защиты от несанкционированного вторжения, а также несанкционированного проникновения посторонних лиц, что создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников и персонала учреждения.

Сосногорский транспортный прокурор в судебном заседании на удовлетворении с учетом уточнений иска настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ГПОУ «СЖТ» Носков И.В. не возражал против удовлетворения искового требования, указал, что проведение работ по установке системы видеонаблюдения требует значительных финансовых затрат, денежных средств от осуществления образовательным учреждением платных услуг недостаточно.

Представитель ответчика Министерства образования Республики Коми – ГБУ РК «Центр правового обеспечения», действующий по доверенности, с иском не согласился, указав в письменном отзыве на возможность проведения работ по установке системы видеонаблюдения ГПОУ «СЖТ» за счет собственных средств, получаемых от осуществления платных услуг. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п. 3 ст. 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерности степени террористической опасности.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 названного Закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные этим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусматривают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до вступления данного Закона в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Согласно п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», являющихся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Как следует из приложения «В» к Своду правил 118.12220.2012, требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на организации профессионального образования: среднего, высшего, дополнительного.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 2 ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 3 этой же статьи к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения) (п. 5.1, 5.2).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ГПОУ «СЖТ» является образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Учредителем ГПОУ «СЖТ» является Республика Коми, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Республики Коми (п. 1.2 Устава образовательного учреждения). Финансовое обеспечение основной деятельности ГПОУ «СЖТ» осуществляется из республиканского бюджета. Основной деятельностью ГПОУ «СЖТ» является предоставление среднего профессионального образования (п.2.3 Устава).

Собственником имущества является Республика Коми, находящегося у ГПОУ «СЖТ» в оперативном управлении. Министерство образования Республики Коми определяет перечень мероприятий, направленных на развитие ГПОУ «СЖТ»; дает согласие на приобретение ГПОУ «СЖТ» за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на приобретение имущества (п.1.7,4.3 Устава).

В соответствии со ст. 12 Положения о Министерстве образования Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 13.04.2012 № 139 Министерство образования Республики Коми вносит в Министерство финансов Республики Коми предложения по формированию республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и финансированию Министерства, образовательных организаций Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми; распоряжается финансовыми и материальными ресурсами, закрепленными за Министерством, в соответствии с законодательством.

Местом нахождения ГПОУ «СЖТ» является: <адрес обезличен> (п. 1.11 Устава образовательного учреждения).

Как следует из акта проверки исполнения требований законодательства, направленного на профилактику террористических проявлений, законодательства в сфере образования от <дата обезличена>, составленного по результатам проверки Сосногорской транспортной прокуратурой, в учебном корпусе ГПОУ «СЖТ», представляющем собой трехэтажное здание, общей площадью <скрытые данные> кв.м., расположенном по адресу: <адрес обезличен>, а также в здании, отведенном под мастерские – двухэтажное здание, общей площадью <скрытые данные> кв.м., расположенном по адресу: <адрес обезличен>, отсутствует система видеонаблюдения.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами и сторонами не оспариваются.

Поскольку установлено, что в здании и учебном корпусе ГПОУ «СЖТ» отсутствует система видеонаблюдения, в силу вышеуказанных положений Закона суд приходит к выводу, о необходимости возложения на ГПОУ «СЖТ» обязанности оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения, на Министерство образования - профинансировать выполнение указанных работ.

Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, обеспечение антитеррористической защищенности.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Установленные Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Сводом правил СП 118.13330.2012 ограничения в применении содержащихся в них требований к зданиям и сооружениям, указывающих на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, так как выполнение работ по установке системы видеонаблюдения не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания ГПОУ «СЖТ», не исключает обязанность образовательного учреждения, Министерства образования Республики Коми принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания в нем учащихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

Доводы Министерства образования Республики Коми, указанные в письменном отзыве об осуществлении ГПОУ «СЖТ» некоторых видов деятельности на платной основе, в связи с чем отсутствуют основания финансирования образовательного учреждения, не является достаточным основанием для освобождения Министерства образования Республики Коми от обязанности финансирования ГПОУ «СЖТ» на проведение мероприятий по установке системы видеонаблюдения.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Требование прокурора в части установления срока совершения действий указанным критериям соответствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░░░░░░ ░.░.

2-1368/2015 ~ М-1440/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сосногорский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство образования Республики Коми
ГПОУ "Сосногорский железнодорожный техникум"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Дудина О.С.
Дело на сайте суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
06.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2015Передача материалов судье
09.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2016Дело оформлено
25.01.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее