Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июня 2019 г. г. Ульяновск
Дело № 2-2416/2019
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Камаевой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Ереминой Валерии Алексеевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации расходов на приобретение лекарственных средств,
установил:
прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах Ереминой В.А. обратился к Министерству здравоохранения Ульяновской области с иском об обязании произвести Ереминой В.А. компенсацию самостоятельно затраченных средств на приобретение лекарственного препарата «Desmopressinum» (Минирин) в связи с необеспечением по льготным рецептам от 09.01.2019, 06.02.2010, 01.03.2019 на сумму 17 071,00 руб.
В обоснование иска указано следующее. Прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по вопросу нарушения прав инвалида Ереминой В.А. на льготное лекарственное обеспечение.
Установлено, что Еремина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается по месту жительства в ГУЗ ЦГКБ с диагнозом: <данные изъяты>.
Ереминой В.А. назначено применение по льготным рецептам лекарственного препарата «Desmopressinum» (торговое наименование «Минирин»).
Врачом ГУЗ ЦГКБ была произведена выписка льготных рецептов на получение лекарственного препарата «Desmopressinum» за период с января по март 2019 г.: 09.01.2019 в объеме 120 мг № 30 в количестве 2 единиц; 06.02.2019 в объеме 120 мг № 30 в количестве 2 единиц; 01.03.2019 в объеме 120 мг № 30 в количестве 3 единиц.
Выдача данного лекарственного препарата по вышеуказанным рецептам в аптечном пункте АО «Ульяновскфармация», расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 27 не произведена до настоящего времени, что подтверждается журналом рецептов, принятых на отсроченное обеспечение.
В связи с необеспечением Еремина В.А. вынуждена была приобретать лекарственный препарат за собственные средства: 10.01.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2979,00 руб. (по рецепту от 09.01.2019); 25.01.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2949 руб. (по рецепту от 09.01.2019); 06.02.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2781 руб. (по рецепту от 06.02.2019); 21.02.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2781 руб. (по рецепту от 06.02.2019); 07.03.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2781 руб. (по рецепту от 01.03.2019); 20.03.2019 в количестве 2 упаковок на сумму 2800,00 руб. (по рецепту от 01.03.2019).
Учитывая, что Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положения о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственного препарата в аптечной сети АО «Ульяновскфармация» не может являться основанием для отказа Ереминой В.А. в ее законном праве на льготное лекарственное обеспечение.
К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО «УльяновскФармация», ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска», Территориальный орган Росздравнадзора.
В ходе рассмотрения дела и.о. прокурора Заволжского района г. Ульяновска увеличил размер исковых требований, просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области произвести Ереминой В.А. компенсацию самостоятельно затраченных средств на приобретение лекарственного препарата «Desmopressinum» (Минирин) в связи с необеспечением по льготным рецептам от 09.01.2019, 06.02.2010, 01.03.2019 на сумму 19 871 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г. Ульяновска на увеличенных исковых требованиях настаивала.
Истец на рассмотрение дела не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась.
Ответчик судебное заседание просит провести без участия представителя Министерства, указывая, что Еремина В.А. страдает заболеванием «Несахарный диабет» и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств регионального бюджета.
Министерство не имеет возможности выдать истцу лекарственный препарат «Десмопрессин» по рецептам от 09.01.2019, 06.02.2019 и 01.03.2019 вследствие истечения срока годности данных рецептов. В исковых требованиях просят отказать.
Третье лицо АО «УльяновскФармация» просит рассмотреть дело без участия своего представителя, указывая, что рецепты от 09.01.2019, 06.02.2019, 01.03.2019 на лекарственный препарат «Минирин» не обеспечены в связи с тем, что Министерством здравоохранения Ульяновской области не закуплен запрашиваемый лекарственный препарат.
Представитель третьего лица ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Территориальный орган Росздравнадзора по Ульяновской области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Еремина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» с диагнозом <данные изъяты>.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельные категории граждан, включая инвалидов, имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Указанным перечнем предусмотрено предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики по категории заболевания «диабет».
Таким образом, из толкования вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что, прежде всего, обязанность по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.
На эти же органы возложена обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
В соответствии с постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
Пунктом 2.1.1 Положения Министерство осуществляет следующие функции и полномочия в сфере управления здравоохранением: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (п. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п. 21).
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
Пунктом 2.5.1 указанного порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).
На основании изложенного полномочиями в сфере здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами обладает прежде всего Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Врачом ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» Ереминой В.А. были выписаны льготные рецепты на получение лекарственного препарата «Desmopressinum» 09.01.2019 в объеме 120 мг № 30 в количестве 2 единиц; 06.02.2019 в объеме 120 мг № 30 в количестве 2 единиц; 01.03.2019 в объеме 120 мг № 30 в количестве 3 единиц.
Лекарственным препаратом по указанным рецептам Еремина В.А. обеспечена не была по причине их отсутствия в аптеке, из отзыва на исковое заявление АО «УльяновскФармация», следует, что Министерством здравоохранения Ульяновской области не был закуплен запрашиваемый лекарственный препарат, истец нуждается в постоянном применении лекарственных средств.
Ереминой В.А. затрачены собственные денежные средства на приобретение лекарственного средства «Desmopressinum»: 10.01.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2979,00 руб. (по рецепту от 09.01.2019); 25.01.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2949 руб. (по рецепту от 09.01.2019); 06.02.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2781 руб. (по рецепту от 06.02.2019); 21.02.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2781 руб. (по рецепту от 06.02.2019); 07.03.2019 в количестве 1 упаковки на сумму 2781 руб. (по рецепту от 01.03.2019); 20.03.2019 в количестве 2 упаковок на сумму 2800,00 руб., 01.04.2019 в количестве 2 упаковок дозировкой по 0,06 мг № 30 на сумму 2800,00 руб. (по рецепту от 01.03.2019).
Таким образом, в связи с установлением судом факта нарушения прав истца на бесплатное своевременное обеспечение лекарственными препаратами, исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 19 871,00 руб. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Ереминой Валерии Алексеевны удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ереминой Валерии Алексеевны расходы на приобретение лекарственного препарата Минирин в размере 19 871 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Давыдова