РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ.
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Сакаль Е.С.
секретаря Хмелевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Смирнова В.С. к Администрации ..... о признании права собственности на самовольную постройку;
у с т а н о в и л:
Смирнов В.С. (далее – истец) предъявил иск к Администрации ..... (далее – ответчик), просил признать право собственности на самовольно возведенное строение лит А2 площадью 95, 5 кв.м адресу: АДРЕС. Как основание требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением: АДРЕС разрешенное использование: для ведения дачного индивидуального строительства. На основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на дом, назначение нежилое, 2-этажный, общая площадь 78,9 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ истцом осуществлена реконструкция дома, возведена 2 - этажная пристройка, в результате общая площадь дома увеличилась и составляет 174,3 кв.м.
Представитель ответчика иском не согласилась, пояснила, что орган местного самоуправления права истца не нарушал и в орган местного самоуправления истец не обращался.
Представитель Администрации ..... извещен надлежаще.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов рассматриваемого дела установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, с местоположением: АДРЕС разрешенное использование: для ведения дачного индивидуального строительства (л.д. 10). На основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на дом, назначение нежилое, 2-этажный, общая площадь 78,9 кв.м (л.д. 9). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание с местоположением АДРЕС назначение: нежилое (л.д.13) реконструировано и имеет параметры: 2 этажа, общая площадь 174,3 кв.м (л.д. 11-19).
В силу частей 1, 3 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Частями 26, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Росситйской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Статьей 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы п.8 ч.2 ст.19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Положениями статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Истцом представлено техническое заключение ООО «ФИО 1» об определения соответствия возведенных жилых пристроек градостроительным, строительно-техническим, противопожарным, санитарным нормам и правилам (л.д.30-39), согласно которому пристройки А2 соответствуют помещениям жилого дома, в доме созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.
В силу ч.5 ст. 41 Градостроительного Кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом (ч.1 ст.34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Частью 1ст.44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с ч.17 ст.46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с ч.9 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Следовательно, действующим законодательством предусмотрена необходимая разрешительная документация при возведении (реконструкции) жилого дома в дачном некоммерческом объединении – градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство, выданные органом местного самоуправления в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории.
В соответствии с ч.1 статьи 3 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 статьи 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств обращения в орган местного самоуправления, таким образом, истец не предпринимал надлежащих мер к легализации самовольной постройки, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Ответчиком не нарушались права и законные интересы истца.
Определяя, допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил и создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, суд установил следующее:
- в соответствии с п.6.7 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан здания и сооружения» минимальное расстояние до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должно быть жилого строения (или дома) – 3м.
Фактическое расстояние до границы (1-11) (л.д. 24) земельного участка от спорного объекта составляет 2.5 м (1,25 см в масштабе 1:200 (л.д.21)). Нарушение минимального расстояния на 0,5 м от установленного значения, суд находит существенным нарушением;
- пунктов 6.5 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан здания и сооружения» установлены требования к минимальным противопожарным расстояниям между крайними жилыми строениями (или домами) на участках, которые в зависимости от материала несущих конструкций и ограждающих конструкций строения составляют от 6 до 15 метров.
Экспертом при составлении технического заключения (л.д.30-39) не проведено исследование на предмет соблюдения требований противопожарной безопасности при размещении спорного объекта по отношению к смежным домовладениям, данный вопрос не отображен в выводах (л.д.37).
При таких обстоятельствах суд критически относится к выводам эксперта, что спорный объект не влечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а именно смежных землепользователей при возникновении пожара в спорном объекте (л.д. 37).
Более того, фактические границы земельного участка 45, отображенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в техническом паспорте, выполненном ..... отделом ..... филиала ГУП МО ФИО 2» (л.д. 16), значительно отличаются от установленных границ земельного участка (горизонтальное положение) при межевании, отображенных в кадастровой выписке о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24,25).
При таких обстоятельствах невозможно однозначно утверждать, что при возведении спорного объекта в фактических границах земельного участка 45 не нарушены охраняемые законом интересы и права других лиц.
Таким образом, при возведении спорного объекта существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила, не доказаны выводы, что спорный объект не несет угрозу жизни и здоровью смежным землепользователям, в случае возникновения в нем пожара, не доказан факт соблюдения интересов и прав смежных землепользователей, при возведении спорного объекта в условиях не соответствия фактических границ и границ, установленных при межевании и поставленных на кадастровый учет, отсутствует разрешение на строительство и истец не обращался в орган местного самоуправления для легализации спорного объекта.
Исходя из вышеизложенного, законных оснований в удовлетворении заявленных истцом исковых требований о признании права собственности на жилую пристройку Лит.А2, площадью 95,5 кв.м, расположенную по адресу: АДРЕС», уч.45, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Смирнова В.С. к Администрации ..... о признании права собственности на самовольно возведенные строения лит А2 площадью 95, 5 кв.м адресу: АДРЕС отказать
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Московского областного суда через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: