РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Словесновой А.А.,
при секретаре Кобзеве Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Светланы Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Калинина С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что 20.05.2019г. она - Калинина С.Н. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения. Изучив представленные ею документы, УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием 30-летнего стажа на соответствующих видах работ, засчитав в страховой стаж 23 года 11 месяцев 24 дня, исключив в том числе следующие периоды работы:
-с 23.04.2008г. по 23.06.2008г. (2 месяца 1 день),
- с 12.02.2013г. по 27.03.2013г. (1 месяц 16 дней),
-с 31.01.2018г. по 13.03.2018г. (1 месяц 13 дней) – нахождение на курсах повышения квалификации;
- с 01.04.1987г. по 07.03.1989г. (1 год 11 месяцев 7 дней) – в должности выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи Больницы скорой медицинской помощи г.Тамбова, поскольку согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом РФ от 15.10.1999г. № 377 данная должность не предусмотрена;
- с 21.09.1990г. по 04.07.1993г. (2 года 9 месяцев 14 дней) – в должности заведующей здравпунктом, с 01.11.1990г. в должности фельдшера-заведующей здравпунктом УПК Советского района, так как согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом РФ от 15.10.1999г. № 377 и Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395 должности и учреждение не предусмотрены (предусмотрены руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность). Проверкой Управления от 20.03.2019г. № 67 установлено, что документы, подтверждающие факт, что здравпункт является структурным подразделением Объединенной поликлиники № 4 за вышеуказанный период не сохранились.
- с 01.11.1999г. по 02.10.2000г. (11 месяцев 2 дня) – в должности медицинской сестры отделения функциональной диагностики в ТМО № 4 г.Тамбова, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка от 22.09.1999г. № 1066. Кроме того, за данный период сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается стаж на соответствующих видах работ.
Просит включить указанные периоды работы в страховой стаж на соответствующих видах работ, поскольку курсы повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, трудовой договор не прерывался, повышение квалификации является трудовой обязанностью и обязательным условием выполнения работы; неоднократное переименование лечебного учреждения ТМО № 4 г.Тамбова в период с 90-х и начала 2000-х не изменяло функциональное направление деятельности учреждения, оно продолжало быть учреждением здравоохранения, осуществляющим лечебную деятельность.
Также указывает, что период работы с 01.04.1987г. по 07.03.1989г. в должности выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи Больницы сокрой медицинской помощи г.Тамбова должен быть включен в страховой стаж на соответствующих видах работ, поскольку должность «фельдшер» предусмотрена «Списками должностей учреждений..» № 781 от 29.10.2002г. Должность «фельдшер» предусмотрена номенклатурой учреждений здравоохранения, а не иных учреждений. В указанный период осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения.
Ссылается на приказ № 435 Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006г., которым по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер сокрой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию «фельдшер», предусмотренному Списку должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
Просит период работы с 21.09.1990г. по 04.07.1993г. включить в ее специальный страховой стаж, поскольку работая в должности заведующей здравпунктом учебно-производственного комбината Советского района Тамбовской объединенной поликлиники № 4 в её должностные обязанности входило: оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, оказание доврачебной помощи, проведение диспансерного наблюдения и другие обязанности согласно должностной инструкции. Приказами МЗ РФ от 23.11.1992г. № 301, от 20.02.1995г. №35 указано об организации здравпунктов при предприятиях, учреждениях, организациях, которые входят в состав поликлиник или амбулаторий. В приказе МЗ РФ от 0.3.11.1999г. № 395 отмечено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения и других организаций и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим, учащимся, что также подтверждается справкой о стаже работы ТОГБУЗ «Городская клиническая больница № 4 г.Тамбова».
Также указывает, что Положениями «О фельдшерском здравпункте», Приказами МЗ СССР от 03.01.1978г. № 12, Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994г. №130 и штатными нормативами предусмотрено, что фельдшерские здравпункты возглавляются фельдшером или медицинской сестрой. Основной задачей ФЗП является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
В связи с учетом вышеуказанных периодов работы, по мнению истицы, подлежащих включению в специальный стаж, просит обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения с даты подачи заяывления-20.05.2019г.
Истец Калинина С.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области по доверенности Топорков И.Н. исковые требования не признал и суду пояснил, что поддерживает основания для отказа, изложенные в решении УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 31.05.2019г. ***.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования Калининой С.Н. подлежат удовлетворению в части.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч.2 ст.55Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В судебном заседании установлено, что истец Калинина С.Н. с 01.04.1987г. по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения, работая с 01.04.1987г. по 07.03.1989г. в должности выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи Больницы скорой медицинской помощи г.Тамбова, с 09.03.1989г. по 17.09.1990г. в должности медсестры отделения патологии новорожденных Тамбовской областной детской больницы, 21.09.1990г. по 19..04.07.1993г. в должности заведующей здравпунктом Учебного Производственного комбината Советского района (с 01.11.1990г. в должности фельдшера – заведующей здравпунктом Учебного Производственного комбината Советского района), с 20.07.1995г. по 31.08.2012г. в должностях медсестры процедурной процедурного кабинета взрослой поликлиники, медсестры отделения функциональной диагностики в МЛПУ «Городская больница №4» (с 01.01.2012г. ТОГБУЗ «Городская клиническая больница № 4 г.Тамбова»), в том числе с 01.11.1999г. по 02.10.2000г. работала в должности медсестры отделения функциональной диагностики в ТМО №4 г.Тамбова, в которое была реорганизована объединенная поликлиника № 4 (впоследствии МЛУ ТМО № 4 было переименовано в МЛПУ «Городская больница №4»), с 03.09.2012г. по 18.03.2014г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ТОГБУЗ «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г.Тамбова», с 31.03.2014г. по 04.09.2017г. в должности медсестры отделения функциональной диагностики ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г.Тамбова», с 05.09.2017г. по настоящее время в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ТОГБУЗ «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г.Тамбова» с полным рабочим днем на полную ставку.
В периоды с 23.04.2008г. по 23.06.2008г., с 12.02.2013г. по 27.03.2013г., с 31.01.2018г. по 13.03.2018г. истец Калинина С.Н. направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением рабочего места и заработной платы.
Данные обстоятельства, помимо пояснений истца, подтверждаются трудовой книжкой Калининой С.Н., которая в силу ст.66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, справками ТОГБУЗ «Городская клиническая больница № 4 г.Тамбова» №63 от 21.03.2017г., от 11.06.2019г. №227, от 01.10.2019г. №280, ТОГБУЗ «ГПД Коваля г.Тамбова» от 11.06.2019г. № 123, от 27.03.2017г. №350, от 11.11.2019г. №1512, ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» от 12.07.2018г. №1048, ТОГБУЗ «ГКБ №3 г.Тамбова» от 02.03.2017г. №113, ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г.Тамбова» от 12.02.2019г. №37, выписками из Приказов от 01.11.1990г. №67, от 19.07.1995г. №78, 18.09.1995г. №102 Тамбовской объединенной поликлиники №4, справкой ТОГБУЗ «ГКБ №3 г.Тамбова» от 01.10.2019г. №689 о начислении истцу заработной платы за период с апреля 1987г. по июль 1987г. включительно, оригиналы и копии которых имеются в материалах дела, пенсионного дела и не оспорены представителем ответчика.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.20 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. «н» п.1, п.3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в перечне должностей и учреждений указаны должности «фельдшер», «медицинская сестра» и учреждения «больницы всех наименований», «поликлиники всех наименований», «станции: скорой медицинской помощи».
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном порядке, за некоторым исключением.
В силу п.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г.N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт1 статьи27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Калининой С.Н. отказано во включении в специальный стаж периода работы с 01.04.1987г. по 07.03.1989г. в должности выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи Больницы скорой медицинской помощи г.Тамбова, так как данная должность не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377.
Удовлетворяя исковые требования Калининой С.Н. о включении в льготный стаж вышеуказанного периода, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего до 01.11.1999г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При таких обстоятельствах суд считает необоснованным отказ ответчика включить вышеуказанный спорный период работы Калининой С.Н. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, ввиду того, что должность выездного фельдшера не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377; более того, Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрены должность «фельдшер», учреждения «станции: скорой медицинской помощи», а в судебном заседании бесспорно установлено, что Калинина С.Н. фактически являлась фельдшером, осуществляя трудовую деятельность в составе выездной бригады отделения скорой медицинской помощи Больницы скорой медицинской помощи г.Тамбова.
Разрешая спор, суд также принимает во внимание, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006г. № 435 установлено тождество наименований должностей, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а именно, должности «фельдшер» и должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи».
Удовлетворяя исковые требования Калининой С.Н. о включении в льготный стаж периода работы с 01.11.1999г. по 02.10.2000г. в должности медсестры отделения функциональной диагностики в ТМО №4 г.Тамбова, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что в период работы Калининой С.Н. в должности медсестры отделения функциональной диагностики в ТМО № 4 г.Тамбова с 01.11.1999г. по 02.10.2000г. имела место реорганизация объединенной поликлиники № 4 г.Тамбова в территориальное медицинское объединение № 4. Впоследствии МЛУ ТМО № 4 г.Тамбова было переименовано в МЛПУ «Городская больница № 4»; с 01.01.2012г. - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница № 4 г.Тамбова». Согласно Уставу профиль деятельности лечебного учреждения до и после реорганизации и переименования не изменялся.
Данные обстоятельства подтверждаются Уставом МУ ТМО № 4 от 03.09.1999г., Уставом МЛУ «Городская больница № 4» от 22.08.2000г., Уставом МЛПУ Городская больница № 4» г.Тамбова, Уставом МЛПУ «Городская больница № 4» г.Тамбова, постановлениями мэра г.Тамбова № 2879 от 11.09.1997г., № 2873 от 14.06.2000г., № 4255 от 22.08.2000г., приказом ТМО № 4 г.Тамбова № 1 от 01.12.1997г., копии которых имеются в материалах дела, а также записью в трудовой книжке истца и материалами ее пенсионного дела.
Следовательно, имеет место тождественность наименования ТМО наименованию МЛПУ.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что данный спорный период с 01.11.1999г. по 02.10.2000г. работы Калининой С.Н. в должности медсестры отделения функциональной диагностики в ТМО № 4 г.Тамбова должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика о том, что работа в должности выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи в Больнице скорой медицинской помощи г.Тамбова, в должности медсестры физиотерапевтического отделения ТМО № 4 г.Тамбова не может быть зачтена в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку должность и учреждение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, суд считает необоснованными по изложенным выше основаниям; при этом, учитывая положения п.16 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, акт о результатах документальной проверки периодов работы от 22.01.2018г. № 15 не опровергает выводы суда о том, что в период с 01.04.1985г. по 09.10.1988г. истец работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
При этом в судебном заседании установлено, что истец Калинина С.Н. с 01.04.1987г. по 07.03.1989г. осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, работая в должности выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи Больницы скорой медицинской помощи г.Тамбова, с 03.11.1987г. по 07.03.1989г. Калинина С.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком – сыном ФИО3, *** рождения.
Данные обстоятельства, помимо пояснений истца, подтверждаются материалами гражданского дела, не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
Удовлетворяя исковые требования Калинина С.Н. о включении в ее стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, суд исходит из следующего.
Статья 167 КЗоТ РСФСР до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения и возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, лишь с принятием Закона РФ от 25.09.1992г. № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (вступил в силу 06.10.1992г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).
Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Калининой С.Н. в отпуске по уходу за ребенком во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, в специальный стаж работы истца Васильевой И.И., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, подлежат включению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с03.11.1987г. по 07.03.1989г.
Истцом также заявлены требования о включении в ее стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода трудовой деятельности в должности заведующей здравпунктом, с 01.11.1990г. в должности фельдшера-заведующей здравпунктом Учебного Производственного комбината Советского района с 21.09.1990г. по 04.07.1993г. (2 года 9 месяцев 14 дней), которые, по мнению суда, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено наименование должности "Средний медицинский персонал, заведующий фельдшерским здравпунктом- фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер)",
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) в стаж работы засчитывается на общих основаниях, работа в должностях, указанных в списке во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей)
С учетом того, что спорные периоды работы истицы протекали до 1 ноября 1999 года к данным правоотношениям подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Пунктом 1 указанного Списка установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, заведующие здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) отнесены к среднему медперсоналу.
Как следует из штатного расписания работников аппарата управления (объединенная поликлиника N4), действующего до 04.01.1995г, в здравпункте УПК имелось 1 штатная должность заведующей – фельдшера, иных должностей и предусмотренных для них ставок не имелось.
Кроме того, письменного ответа ТОГБУЗ «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова» от 16.10.2019г. следует, что здравпункт учебно-производственного комбината (УПК) является структурным подразделением Объединенной поликлиники №4.
Из справки ТОГБУЗ «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова» №280 от 01.10.2019г. следует, что истец Калинина С.Н. с 21.09.1990г. по 19.09.1990г. работала в должности заведующей здравпунктом Учебного производственного комбината Советского района, с 01.11.1990г. по 19.07.1995г. в должности фельдшера-заведующей здравпунктом Учебного производственного комбината Советского района на полную рабочую ставку.
В связи с чем суд приходит к выводу, что в указанные спорные периоды Калинина С.Н. осуществляла лечебную деятельность, в связи с чем данные периоды подлежат включению в ее стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Истцу не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.04.2008г. по 23.06.2008г., с 12.02.2013г. по 27.03.2013г., с 31.01.2018г. по 13.03.2018г.
Удовлетворяя исковые требования Калинина С.Н. о включении вышеуказанных периодов работы в специальный стаж, суд исходит из следующего.
Согласно ст.69, ст.72 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.196 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимость же профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. При этом условия и порядок профессиональной подготовки могут быть определены в коллективном договоре, соглашении и трудовом договоре.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что в должностных обязанностях медицинской сестры процедурного кабинета, кабинета функциональной диагностики предусмотрена обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию.Представителем ответчика указанные обстоятельства не оспорены.
В судебном заседании установлено, что в период работы с 20.07.1995г. по 31.08.2012г. в должностях медсестры процедурной процедурного кабинета взрослой поликлиники, медсестры отделения функциональной диагностики в МЛПУ «Городская больница №4» (с 01.01.2012г. ТОГБУЗ «Городская клиническая больница № 4 г.Тамбова»), с 03.09.2012г. по 18.03.2014г., с 05.09.2017г. по настоящее время в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ТОГБУЗ «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г.Тамбова», истец Калинина С.Н. находилась на курсах повышения квалификации с 23.04.2008г. по 23.06.2008г., с 12.02.2013г. по 27.03.2013г., с 31.01.2018г. по 13.03.2018г.
Данные курсы истец посещала с отрывом от основной деятельности, но с сохранением места работы и среднего заработка, что подтверждается вышеуказанными справками и приказами ТОГБУЗ «Городская клиническая больница № 4 г.Тамбова» и ТОГБУЗ «Городская детская поликлиника имени Валерия Коваля г.Тамбова».
Кроме того, из пояснений истца в судебном заседании следует, что к профессиональной медицинской помощи допускаются лица, имеющие сертификат специалиста, действие которого необходимо подтверждать каждые пять лет, проходя подготовку в системе дополнительного профессионального образования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец обязана была повышать свою медицинскую квалификацию, как в силу ведомственного нормативного акта Минздрава, так и в силу локальных нормативных документов. При этом повышение квалификации было одним из условий профессионального соответствия истца занимаемой должности.
Исходя из смысла ст.15 Трудового кодекса РФ, суд полагает, что Калинина С.Н., обучаясь на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности, продолжала выполнять свою трудовую функцию, получая за это заработную плату. Обучение на специальных курсах суд рассматривает как лечебную деятельность, поскольку повышение медицинской квалификации обязательно при осуществлении таковой деятельности. Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации следует зачесть в ее специальный стаж.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, суд также принимает во внимание позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу, изложенную в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006г.
Непредставление работодателем сведений о льготном характере работы истца в вышеуказанные периоды, что установлено в судебном заседании, не может являться основанием для отказа во включении указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку в соответствии с пенсионным законодательством РФ обязанность по предоставлению вышеуказанных данных возложена на администрацию учреждения, а не на работника.
Согласно ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области не оспаривает наличие у истца Калининой С.Н. на 20.05.2019г. – день обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, льготного стажа 23 года 11 месяцев 24 дня, однако, и с учетом рассмотренных выше периодов работы у истца отсутствует необходимый стаж для назначения пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калининой Светланы Николаевны удовлетворить в части.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить Калининой Светлане Николаевне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
с 01.04.1987г. по 07.03.1989г. (1 год 11 месяцев 7 дней), включающий в себя период ухода за ребенком до полутора лет с 03.11.1987г. по 07.03.1989г, – в должности выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи Больницы скорой медицинской помощи г.Тамбова,
с 21.09.1990г. по 04.07.1993г. (2 года 9 месяцев 14 дней) – в должности заведующей здравпунктом, с 01.11.1990г. в должности фельдшера-заведующей здравпунктом Учебного производственного комбината Советского района,
с 01.11.1999г. по 02.10.2000г. (11 месяцев 2 дня) – в должности медсестры отделения функциональной диагностики в ТМО №4 г.Тамбова,
с 23.04.2008г. по 23.06.2008г. (2 месяца 1 день), с 12.02.2013г. по 27.03.2013г. (1 месяц 16 дней), с 31.01.2018г. по 13.03.2018г. - нахождение на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении исковых требований Калининой Светланы Николаевны о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 20.05.2019г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение в окончательной форме составлено 06.12.2019г.
Судья А.А. Словеснова