Дело №2-1135/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» июля 2014 года г.Тамбов
Советский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Лядова О.Л.
при секретаре Милюковой Э.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" к Леонову В.В. о взыскании задолженности за потребление газа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром Межрегионгаз Тамбов" обратилось в суд с иском, указав, что 10.10.2013 между истцом и Леоновым В.В. заключен договор поставки газа , п.2.1 Которого Истец обязуется поставлять и обеспечивать транспортировку с 01.01.2014 по 31.12.2014 газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного, цена которого является государственно регулируемой, а Ответчик обязуется принимать и оплачивать газ. В качестве газопотребляющего оборудования, установленного по адресу в Договоре (п. 4.2.) указаны Котел - 2 шт. и плита Кроме того, в п.4.2. Договора содержится указание на прибор учета, используемый в качестве коммерческой системы измерения -
При проведении проверки 29.01.2014 представитель истца в нарушение п.4.6. Договора не был допущен к узлу учета газа ответчика, расположенного по адресу
В соответствии с п. 4.10. Договора по окончании каждого месяца уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт о количестве поданного-принятого газа, с указанием количества потребленного газа и его калорийности. Для подписания акта о количестве поданного- принятого газа Покупатель не позднее первых 2-х рабочих дней месяца, следующего за отчетным, прибывает в ООО «Газпром межрегиоигаз Тамбов». При не явке Покупателя для подписания акта о количестве поданного-принятого газа и (или) его не подписании в течение первых 2-х рабочих дней месяца, следующего за отчетным, объем переданного газа учитывается по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования Покупателя с последующим перерасчетом в следующем месяце за отчетным
В связи с неявкой Ответчика для подписания акта поданного принятого газа за январь 2014 г. расчет потребляемого газа за январь 2014 г. был произведен по проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования, исходя из расчета его работы 24 часа в сутки - на сумму .
При проведении проверки узла учета газа 11.02.2014 представителем истца выявлено, что на байпасной линии газового счетчика вварены два отвода Dy = 38 мм, на которые установлены штуцеры для отбора давления на манометры НМП-52, что не предусмотрено проектной документацией; при проверке работы котла при включении его на малое горение расход газа составляет 10 куб.м/ч
Разделом 4 Договора предусмотрен порядок учета количества природного газа, согласно которому количество поставляемого газа (объем) определяется по показаниям опломбированных поставщиком контрольно-измерительных приборов (далее - КИП), установленных у Покупателя в соответствии с ГОСТ. При отсутствии у Покупателя КИП или их неисправности, объем переданного газа учитывается по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности КИП и (или) их отсутствия из расчета 24 часа в сутки.
Под неисправностью КИП понимается такое состояние приборов, когда они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно - технической документации.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации
В соответствии с п. 2.9.5 Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, выбор средств измерений и их точностных характеристик осуществляется на стадии проектирования, па основе действующих государственных документов, устанавливающих требования к точности измерения.
При выборе газоизмерительного оборудования узлов учета газа учитываются диапазоны расходов газа, диапазоны давлений и температур, состав газа, неравномерность потока газа (часовая, суточная, годовая) и др.
В силу пункта 23 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно- измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором
Используемый Ответчиком прибор учета газа СГ16(М)200 имеет минимальный диапазон измерений 20 куб.м/ч., следовательно параметры прибора учета не соответствуют параметрам газоиспользующего оборудования, то есть фактически Ответчиком применяется прибор учета не соответствующий условиям его применения.
Согласно п. 2.4. Правил учета газа (утв. Минтопэнерго РФ 14 октября 1996 г.) на каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа
В силу п. 2.8. Правил учета газа (утв. Минтопэнерго РФ 14 октября 1996 г.) пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа.
Таким образом, прибор учета, установленный на территории Ответчика, не обеспечивает измерение расхода газа в установленных границах измерения, гак как фактически установленное газоиспользующее оборудование может работать в диапазоне газопотребления ниже минимальной границы измерения счетчика. В данном случае при работе газового оборудования в этой части диапазона погрешность счетчика не нормирована, и учет газа ведется искаженно.
На основании акта от 11.02.2014 произведен расчет потребляемого газа за февраль - март 2014 г. по проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования, исходя из расчета его работы 24 часа в сутки:
в феврале 2014 года
в марте 2014 года
При проведении проверки узла учета газа 29.04.2014 представителем истца и ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний Тамбовской области» осмотрен узел учета газа ответчика, произведены повторные замеры расхода газа. По результатам проверки составлен протокол от 29.04.2014, которым установлено несоответствие узла учета газа ответчика п.2.4. Правил учета газа.
В соответствии с п. 5.5.1. Договора, оплата за поставленный Ответчиком газ должна была происходить в следующие периоды:
в срок до 18 числа месяца поставки - первый платеж в размере 35% за договорной месячный объем газа;
в срок до последнего числа месяца поставки - второй платеж в размере 50 % за договорной месячный объем газа
Фактически поставленный и оттранспортированный газ оплачивается в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки;
За период январь - март 2014 года ответчиком оплачен потребленный газ в в размере .
Таким образом, за Леоновым В.В. образовалась задолженность за период январь - март 2014 года в размере .
Ответчиком не были соблюдены сроки оплаты, указанные в п. 5.5.1. Договора.
В соответствии с п. 9.6. Договора, в случае несвоевременных расчетов истец вправе начислить пени в размере 0,05 % от суммы образовавшейся задолженности за каждый день просрочки платежа
Общая сумма пени за период с 18.01.2014 по 14.05.2014 составила .
В соответствии с п. 7.1 Договора истец направил в адрес ответчика предложение оплатить образовавшуюся задолженность, однако, до настоящего времени обязательство по оплате суммы задолженности и пени по Договору не исполнено.
Истец просит взыскать с Леонова В.В. задолженности за период январь-март 2014 года по договору поставки газа от 10.10.2013г. в размере , пени за период с 18.01.2014 по 14.05.2014 в размере и расходы по оплате государственной пошлины в размере
В судебном заседании представители истца по доверенности Пучнин А.С., Гриднев П.Н., Бабурская Е.С. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Леонов В.В. о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, представитель истца по доверенности Гришина В.В. иск не признала, пояснив, что размер платы за газ определяется на основании раздела 4 Договора, согласно которому количество поставляемого газа учитывается, в определенных законом и договором случаях, как объем потребления газа, соответствующий проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности Как следует из технической документации на газопотребляющее оборудование, проектная мощность установлена в диапазоне от 26 куб.м/час до 70 куб.м/час Ни в договоре, ни в нормативно-технической документации нет указания на то, что при расчете по проектной мощности следует использовать именно максимальную величину, а не минимальную, или какую-то иную. С учетом того, что речь идет не о расчете за потребленный газ, а о способе расчета штрафа за предполагаемое и, в любом случае, малозначительное нарушение со стороны Ответчика целесообразным представляется применение в расчете не максимальной, а минимальной величины проектной мощности.
П.23 Правил поставки газа предусматривает возможность применения не только расчетного, но и иных методов, если такие методы предусмотрены договором.
Пункт 4.9 Договора предусматривает способ учета газа при отсутствии электронных корректоров, который по согласованию применялся сторонами. При этом определен порядок фиксирования суточных данных на бумажном носителе, а именно указано на обязанность Покупателя вести журнал учета расхода газа, в котором фиксируется дата внесения данных с учетом того, что данные вносятся ежесуточно, давление и температура газа при наличии соответствующих, но не оговоренных договором средств измерения, марка КИП, дата последней госповерки КИП и подпись ответственного лица, производящего учет газа и заполняющего данный журнал.
Таким образом, текст договора буквально предусматривает порядок ведения учета расхода газа при отсутствии электронных корректоров. Данный порядок соблюдался покупателем, который вел учет суточного расхода газа на бумажном носителе в порядке, предусмотренном договором - в журнале учета расхода газа, а также предоставлял соответствующие данные о расходе.
С 01.11.2012 по 31.01.2014г. поставщик принимал суточные данные расхода газа, полученные с использованием системы измерения, указанной в п. 4.2 договора (СГ16 (М)200 ) в порядке, предусмотренном п. 4.9 (4.8 договора от 25.10.2012г.) и, в связи с отсутствием электронных корректоров, корректировал с использованием известной поставщику методики.
Пункт 4.9 Договора предусматривает также право Поставщика в целях контроля за предоставляемыми Покупателем сведений о количестве принятого газа и соблюдением среднесуточной нормы потребления газа устанавливать на узле учета газа Покупателя вторичный прибор передачи данных Поставщику
Согласно Правилам поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Таким образом, нормативный акт определяет следующую последовательность: учет объема газа производится КИП передающей газ стороны; при отсутствии КИП у передающей стороны, учет объема производится КИП принимающей стороны; при отсутствии или неисправности КИП принимающей стороны, учет осуществляется по объему потребления, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ, а также иным методом, если такой метод предусмотрен договором.
В данном случае, договор предусматривает метод учета газа при отсутствии электронных корректоров, который использовался поставщиком.
Таким образом, применение расчетного метода в связи с отсутствием электронных корректоров не является законным и обоснованным
При проведении проверки 11.02.2014 истец не выявил нарушений (не зафиксировал таких нарушений, и не донес такую информацию до потребителя), которые являлись бы основанием для применения расчетного метода
29.04.2014 ФБУ «ГРЦСМиИ по Тамбовской области» провело проверку узла учета газа (далее – УУГ) ответчика и выявило его несоответствие ГОСТ Р 8.740-11. Названный ГОСТ введен в действие с 01.01.2013г. и устанавливает новые требования к узлам учета потребителей. Поскольку Госстандарт дал ряд разъяснений относительно порядка приведения УУГ потребителей в соответствие новым требованиям, само по себе несоответствие УУГ именно этим, новым, требованиям, не является основанием для применения расчетного метода по следующим причинам. Специализированные организации, к каким относится и истец, несут ответственность за приведение УУГ в соответствие с новыми требованиями в силу разъяснений Госстандарта и п.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указывающих на необходимость проверки УУГ, выявления несоответствий, установление сроков на устранение несоответствий, устранение этих несоответствий силами таких организаций за счет потребителей.
Истец производил осмотр УУГ потребителя в июле и сентябре 2013г., произвел опломбирование прибора учета, при этом в акте осмотра УУГ не указал на несоответствие ГОСТу, хотя тот уже действовал. Более того, истцу не могло не быть известно, что для приведения УУГ в соответствие новым требованиям требует значительное время При таких условиях действия Истца, которому заведомо известно о несоответствии, в том числе и на основании осмотров в июле-сентябре УУГ, не уведомление Ответчика в летний период, а затем проведение проверки в отопительный период с целью применения штрафных санкций, представляется очевидным злоупотреблением права.
Изменение стандарта не привело к невозможности учета газа прежними приборами
одномоментно, показания счетчика ответчика были достоверными не только 31.12.2012г., но и оставались такими же 01.01.2013г. и далее. Но при этом они требовали усовершенствования, о чем поставщик обязан был поставить потребителя в известность, при этом указав ему срок для устранения, что не было сделано. Тем не менее, именно это несоответствие не может быть рассмотрено, как неисправность КИП (п. 4.5 Договора), поскольку приведение в соответствие новым стандартам происходит поэтапно, в период до проведения очередной госповерки.
Таким образом, на этапе приведения УУГ в масштабах страны применяются не расчетный метод, а методом коррекции применявшимся поставщиком в период с 01.01.2013г. по 31.01.2014.
Несоответствие УУГ потребителя установлено не истцом 11.02.2014, а ЦСМ
29.04.2014, что исключает возможность применения расчетного метода в период с 11.02.2014 по 31.03.2014. Выявленное несоответствие не может рассматриваться как неисправность согласно содержанию п. 4.5 Договора, а является основанием для устранения несоответствия в период до очередной госповерки. Несоответствие УУГ требованиям законодательства Леоновым В.В. устраняется.
Представитель ответчика полагала, что требования истца незаконны и не обоснованы, просила оставить их без удовлетворения.
Опрошенные в судебном заседании специалисты Григорьева М.В. и Григорьева Е.В. пояснили, что узел учета газа, установленный ответчиком Леоновым В.В. по адресу не соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 (п.9.1) в части отсутствия корректора и датчиков температуры и давления газа, что не позволяет приводить объем газа к стандартным условиям. Кроме того, диаметр трубопровода и не соответствует диаметру счетчика, что нарушает п.9.5 требований завода изготовителя к измерительным участкам. Данное нарушение может влиять на точность измерения прибора. Несоответствия УГГ выявлены при обращении Леонова В.В., оформлены протоколом в присутствии Леонова В.В. и ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов». Леонову В.В. рекомендовано провести метрологическую экспертизу проекта УУГ, подобрать средства измерения входящие в УУГ в соответствии с ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.741, УУГ привести в соответствие с Правилами учета газа.
Суд, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, специалистов, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, отношения, возникшие между сторонами, надлежит квалифицировать как отношения энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
Из п.1 ст.544 ГК РФ следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.2 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ)
До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.4 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (п.9 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ).
До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (п.13 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ).
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте России 15.11.1996 N 1198 (далее - Правила учета газа).
В порядке п.2.1 Правил учета газа потребление газа без использования приборов учета не допускается. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа (п.2.4 Правил учета газа). Пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа (п.2.8 Правил учета газа).
При отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа (пункт 2.2 Правил учета газа).
При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно- измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором (п.23 Правил поставки газа).
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (п.25 Правил поставки газа). Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (п. 26 Правил поставки газа).
Правила поставки газа определяют узел учета как комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Разделом 4 Договора предусмотрен порядок учета количества природного газа, согласно которому количество поставляемого газа (объем) определяется по показаниям опломбированных поставщиком контрольно-измерительных приборов (далее - КИП), установленных у Покупателя в соответствии с ГОСТ. При отсутствии у Покупателя КИП или их неисправности, объем переданного газа учитывается по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности КИП и (или) их отсутствия из расчета 24 часа в сутки.
Под неисправностью КИП понимается такое состояние приборов, когда они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно - технической документации (п.4.5 Договора).
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации
В соответствии с п.2.9.5 Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115, выбор средств измерений и их точностных характеристик осуществляется на стадии проектирования, па основе действующих государственных документов, устанавливающих требования к точности измерения.
При выборе газоизмерительного оборудования узлов учета газа учитываются диапазоны расходов газа, диапазоны давлений и температур, состав газа, неравномерность потока газа (часовая, суточная, годовая) и др.
П.9.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 8.740-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011г. N 1049-ст) предусмотрено, что Состав средств измерений, средств обработки результатов измерений, вспомогательных и дополнительных устройств выбирают в зависимости от метода пересчета объемного расхода и объема газа при рабочих условиях к стандартным условиям, производительности узла измерений, требуемого уровня точности измерений и необходимой степени автоматизации.
Для обработки результатов измерений применяют корректоры, вычислители или ИВК. Средства обработки результатов измерений должны в зависимости от применяемого метода пересчета преобразовывать выходные сигналы основных СИ, автоматически определять объемный расход и/или объем газа, приведенный к стандартным условиям (п.9.1.3 ГОСТ Р 8.740-2011).
Согласно разъяснениям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.01.2013 если в результате процедуры проведения расчетов узла учета выявится его несоответствие требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, то необходимо установить и согласовать сроки исправления с контрагентом. После устранения несоответствий (проведения реконструкции) проводится дополнительная проверка узла учета с выполнением расчетов и выдается акт реализации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.740-2011.
10.10.2013 между истцом и Леоновым В.В. заключен договор поставки газа , п.2.1 Которого Истец обязуется поставлять и обеспечивать транспортировку с 01.01.2014 по 31.12.2014 газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного, цена которого является государственно регулируемой, а Ответчик обязуется принимать и оплачивать газ.
В качестве газопотребляющего оборудования, установленного по адресу: (производственное здание), указаны два котла КСВа и одна плита Количество поставленного газа определяется по показаниям опломбированных поставщиком контрольно-измерительных приборов (далее - КИП), принадлежащих покупателю и установленных у него в соответствии с ГОСТ 8.586.1-2005, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО10715:1997). За единицу объема принимается 1м куб газа, приведенный к стандартным условиям: температура 20С, давление 760мм рт ст. Прибор учета, используемый в качестве коммерческой системы измерения - СГ16(М)200 (п. 4.2. в Договора).
Как следует из акта , 29.01.2014 представитель истца в нарушение п.4.6. Договора не был допущен к узлу учета газа ответчика, расположенного по адресу
В соответствии с п. 4.10. Договора по окончании каждого месяца уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт о количестве поданного-принятого газа, с указанием количества потребленного газа и его калорийности. Для подписания акта о количестве поданного- принятого газа Покупатель не позднее первых 2-х рабочих дней месяца, следующего за отчетным, прибывает в ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов». При не явке Покупателя для подписания акта о количестве поданного-принятого газа и (или) его не подписании в течение первых 2-х рабочих дней месяца, следующего за отчетным, объем переданного газа учитывается по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования Покупателя с последующим перерасчетом в следующем месяце за отчетным.
Факт неявки Леонова В.В. для подписания акта поданного принятого газа за январь 2014 года представителем ответчика не оспаривается.
11.02.2014 истцом проведена проверка узла учета газа ответчика в ходе которой выявлено, что на байпасной линии газового счетчика вварены два отвода Dy = 38 мм, на которые установлены штуцеры для отбора давления на манометры НМП-52, что не предусмотрено проектной документацией; при проверке работы котла при включении его на малое горение расход газа составляет 10 куб.м/ч. После счетчика имеется врезка газопровода для подключения 2-х комфорочной газовой панели, расход газа которой при неработающем котле счетчик газа не может производить, т.к. расход газа Qmin через счетчик должен быть 20 м куб/час. Узел учета не соответствует требованиям п.2.4 Правил учета газа - отсутствует корректор объема газа с датчиками давления и температуры газа. В связи с тем, что узел учета не соответствует требованиям п.2.4, а также п.2.8 Правил учета газа, учет расхода газа с 1.02.2014 будет производиться согласно п.2.2 Правил учета газа. (акт от 11.02.2014, акт проверки состояния и применения средств измерения узла учета газа от 11.02.2014).
Получение копий актов Леоновым В.В. не оспаривается и подтверждается его личной подписью.
Отсутствие корректора объема газа, датчиков температуры и давления газа на узле учета газа ответчика представителем Гришиной В.В. не оспаривается.
Судом принимаются доводы представителя истца, что параметры прибора учета ответчика не соответствуют параметрам газоиспользующего оборудования, поскольку используемый Леоновым В.В. прибор учета газа СГ16(М)200 имеет минимальный диапазон измерений 20м куб/час, а потребление газа при малом горении котла составляет 10м куб/час.
29.04.2014 по заявлению Леонова В.В. проведено обследование состояния спорного узла учета газа ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области» (далее - ФБУ «Тамбовский ЦСМ») и составлен протокол , согласно которому выявлено отсутствие корректора объема газа, датчиков давления и температуры газа, диаметр трубопровода не соответствует диаметру счетчика, проект УУГ не соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, УУГ не соответствует требования Правил учета п.2.4.
Размер задолженности Леонова В.В. за поставленный газ подтверждается актами от 31.01.2014, от 28.02.2014, 31.03.2014, счет-фактурами от 31.01.2014, от 28.02.2014, от 31.03сводным расчетом суммы задолженности Леонова В.В. за период с 1.01.2014 по 31.03.2014 и составляет .
Оценив доказательства в их совокупности с учетом требований ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает, что требования о взыскании задолженности с Леонова В.В. задолженности за поставленный газ за период с 1.01.2014 по 31.03.2014 в размере подлежат удовлетворению как основанные на законе.
Возложенная на ответчика Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ обязанность по приведению УУГ в соответствие с требованиями ГОСТ Р 8.740-2011 не умаляет его права на применение метода расчета объема потребленного газа исходя из объема газа, соответствующего проектной мощности газопотребляющих установок при отсутствии или неисправности у покупателя КИП с момента выявления отсутствия или неисправности у покупателя КИП и до момента устранения оснований для применения этого метода расчетов за потребленный газ.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств объективной невозможности провести проверку КИП по адресу: на соответствие предусмотренных п. 4.2. в Договора требованиям ГОСТ 8.586.1-2005, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО10715:1997) до момента поставки газа (с 1.01.2014).
Доводы Гришиной В.В. о том, что взыскиваемая задолженность носит характер штрафных санкций судом отвергается как не соответствующая совокупности исследованных доказательств, поскольку ответчиком при расчете задолженности применен установленный договором метод расчета объема газа поставленного газа.
Порядок расчетов и сроки оплаты определены п.5.5.1. Договора.
Нарушение сроков оплаты предъявленной истцом задолженности за период с января 2014 по май 2013года представителем ответчика не оспариваются.
В соответствии с п. 9.6. Договора, в случае несвоевременных расчетов истец вправе начислить пени в размере 0,05 % от суммы образовавшейся задолженности за каждый день просрочки платежа.
Судом принимается выполненный истцом расчет пени за период с 18.01.2014 по 14.05.2014 в размере , как соответствующий условиям договора, ответчиком расчет не оспаривался.
Таким образом, подлежат взысканию с Леонова В.В. в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» пени в размере .
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере уплаченные по платежному поручению от 19.05.2014.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" удовлетворить.
Взыскать с Леонова В.В. в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" задолженность за поставленный газ за период с 1.01.2014 по 31.03.2014 в размере , пени за период с 18.01.2014 по 14.05.2014 в размере и судебные расходы по оплате госпошлины в сумме
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Советский районный суд г.Тамбова в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: О.Л. Лядов
Мотивированное решение суда изготовлено 14.07.2014года.
Судья: О.Л. Лядов