Судья – Гончарова О.Л. Дело № 33- 25840/20
(2-1281/14)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«05» октября 2020 года г. Краснодар
Суд Апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в составе судьи Краснодарского краевого суда Клиенко Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назаровой М.В., рассмотрев гражданское дело по частной жалобе начальника Управления муниципальных ресурсов Администрации МО Тихорецкого района < Ф.И.О. >4 на определение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 22 июля 2020 года,
У С Т А Н О В И Л:
Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Тихорецкого городского суда от 12 декабря 2014 года, которым суд обязал министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края (в настоящее время - министерство труда и социального развития Краснодарского края) произвести финансирование для приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для < Ф.И.О. >6, включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; и обязал управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район предоставить < Ф.И.О. >6 жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с датой постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования мотивированы тем, что приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 29.05.2014 №1340-жс < Ф.И.О. >6 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
В соответствии со статьей 2 указанного Закона Краснодарского края финансовое обеспечение вышеуказанных отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Ежегодно в целях реализации законов Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы между министерством и администрацией муниципального образования Тихорецкий район заключаются соглашения о предоставлении в соответствующем году бюджету муниципального образования Тихорецкий район из краевого бюджета субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Закона Краснодарского края №3939-К3 и вышеуказанного Соглашения муниципальному образованию Тихорецкий район в 2019 году предоставлены субвенции в размере <...> на приобретение 53 квартир. За счет указанных средств приобретены и предоставлены в порядке очередности лицам из указанной категории граждан 53 жилых помещения. В 2020 году для осуществления полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в соответствии с соглашением №370 от 30.01.2020 (в редакции дополнительного соглашения №1 от 25 марта 2020 года и дополнительного соглашения №2 от 21 мая 2020 года), заключенным между министерством и администрацией, муниципальному образованию Тихорецкий район в качестве субвенций выделено <...> для приобретения в 2020 году 60 квартир (50 квартир - из средств краевого бюджета, 10 квартир - из средств федерального бюджета). Учитывая, что на основании статьи 2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район в полной мере осуществляются действия, направленные на исполнение вышеуказанных решений Тихорецкого городского суда, в пределах, предоставленных из бюджета Краснодарского края субвенций.
По информации ГКУ КК «Краевой методический центр» < Ф.И.О. >6 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по муниципальному образованию Тихорецкий район Краснодарского края, в настоящее время состоит на учете под номером 46. Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, обращаясь в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда, указала, что планирует предоставить < Ф.И.О. >6 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с очередностью в 2020 году. Внеочередное предоставление жилого помещения < Ф.И.О. >6 повлечет нарушение прав иных лиц, включенных в Список, в связи с чем, исполнение решения единовременно невозможно, в связи с чем просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2020 года
Определением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 22 июля 2020 года отказано в удовлетворении заявления Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсрочке исполнения решения Тихорецкого городского суда от 12 декабря 2014 года до 31 декабря 2020 года.
В частной жалобе начальник Управления муниципальных ресурсов Администрации МО Тихорецкого района < Ф.И.О. >4 просит отменить определение суда, предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2020 года, поскольку до момента фактического направления денежных средств в распоряжение МО Тихорецкого района не могут возникнуть расходные обязательства по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, в связи с чем требование о возложении на орган местного самоуправления обязанности обеспечить детей-сирот жилыми помещениями за счет средств бюджета муниципального образования Тихорецкий район повлечет неправомерное расходование средств, предусмотренных в бюджете на решение вопросов местного значения муниципального района, связанных с жизнеобеспечением населения и нарушение прав и законных интересов граждан на осуществление местного самоуправления. Кроме того, в жалобе указывает, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, независящим от должника - денежные средства для приобретения или строительства жилья лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были доведены в этом году, и будут освоены к концу календарного года, что соответствует порядку исполнения решения суда, указанному в резолютивной части решения суда - предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с датой постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В возражениях на частную жалобу прокурор < Ф.И.О. >5 просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность определения суда, исходя из доводов частной жалобы, возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Гражданский процессуальный кодекс РФ не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта. Суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу. При этом суд должен учитывать, что отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях. Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Рассрочка исполнения решения суда может быть предоставлена при наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного постановления, таких, как болезнь должника, отсутствие имущества, на которое возможно обратить взыскание, другие исключительные обстоятельства, делающие невозможным исполнение судебного постановления.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1, 2), 55 (ч.ч. 1, 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом, суд обязан во всяком случае оценить все предоставленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008г. № 13 (в редакции от 09.02.2012г.) «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ» при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 18.04.2006 N 104-О, вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Решением Тихорецкого городского суда от 12 декабря 2014 года исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах < Ф.И.О. >6 удовлетворены.
Решение вступило в законную силу 20 января 2015 года, до настоящего времени решение суда не исполнено, жилым помещением < Ф.И.О. >6 не обеспечена.
Как видно, в материалы дела не представлено допустимых и убедительных доказательств в подтверждение доводов заявителя о наличии обстоятельств, достаточных для удовлетворения требований о предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления.
Исходя из обстоятельств дела, анализа письменных доказательств и действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Управления муниципальных ресурсов Администрации МО Тихорецкого района, поскольку предоставление отсрочки исполнения судебного акта сроком до 31.12.2020 года не отвечает принципам разумности и справедливости, ведет к нарушению прав < Ф.И.О. >6, неисполнение судебного постановления в течение длительного времени будет противоречить общим принципам правосудия, поскольку не будет достигнута конечная цель судопроизводства.
Определение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам частной жалобы не подлежит, поскольку доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену определения суда, жалоба не содержит, ее доводы направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 22 июля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу начальника Управления муниципальных ресурсов Администрации МО Тихорецкого района < Ф.И.О. >4 - без удовлетворения.
Председательствующий Клиенко Л.А.