Дело № 2-504/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2018 года Октябрьский районный суд г.Красноярска под председательством судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Юровой Е.И.,
с участием истца Мамедова В.Л. и его представителя Максаковой В.А., ответчика Хахалина Д.В. и его представителя Дальченко В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Мамедова В.Л. к Гончаровской Е.В., департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Хахалина Д.В. о признании недействительными распоряжения, соглашения о перераспределении земельного участка, договора купли-продажи, прекращении права собственности, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН, установлении границ;
по иску Хахалина Д.В. к Мамедова В.Л. о сносе самовольных строений,
У С Т А Н О В И Л :
Мамедов В.Л. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировав его тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1399, расположенного в п. Удачный г.Красноярска на основании договора купли-продажи от 14.02.1998 года. Граница его земельного участка не установлена, в ГКН внесены сведения о его земельном участке как ранее учтенные, без указания границ, хотя обозначены на местности забором. Часть проезда, временно не используемая, также была огорожена им забором. При проведении работ по оформлению межевого плана с целью уточнения границ принадлежащего ему земельного участка, выяснилось, что с северной стороны его земельного участка, предназначенной для проезда к нему, вплотную к границам принадлежащего ему земельного участка, сформирована земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481, образованный в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780, по адресу: Х с землями неразграниченной государственной собственности. Данный земельный участок сформирован таким образом, что перекрывает единственный возможный проезд к его участку. Данный земельный участок сформирован путем заключения с Гончаровской Е.В. соглашения о перераспределении, в результате чего, территория проезда к его участку перешла в ее собственность. Проезды являются территорией общего пользования, то есть территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Законодательством установлен запрет на приватизацию таких участков. К каждому земельному участку должна существовать возможность свободного доступа на бесплатной основе. Впоследствии, указанный земельный участок по договору - купли продажи был продан Гончаровской Е.В. - Хахалину Д.В.. При проведении кадастровых работ по образованию земельного участка ответчика, были нарушены требования законодательства, что повлекло нарушение его прав. Образование земельного участка за счет территории, принадлежащей ему на праве собственности, а также необходимой для проезда к принадлежащему ему земельному участку, в противоречии с нормами земельного, градостроительного и иного законодательства, не допускающего образование участков, если это приводит к нарушению прав иных лиц, устанавливающих запрет на приватизацию земель общего пользования, в отсутствие согласования границ с собственниками смежных земельных участков, нарушает права и законные интересы истца. Просит признать недействительным распоряжение администрации г. Красноярска № 2735-недв от 26.05.2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780; признать недействительным соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780 от 29.06.2016 года № 32, заключенное между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с Гончаровской Е.В.; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 03.02.2017 года с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481, заключенный между Гончаровской Е.В. и Хахалиным Д.В.; прекратить право собственности Хахалина Д.В. на земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 и исключить из ГКН сведения о данном земельном участке, восстановив сведения о земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780, в том числе сведения о праве собственности Гончаровской Н.А.; установить северную границу земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1399, принадлежащего истцу, в соответствии с характеристиками, приведенными в межевом плане от 08 сентября 2017 года.
Хахалин Д.В. обратился с указанным иском к Мамедову В.Л., мотивируя требования тем, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 03 февраля 2017 года он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: гХ, с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481. Ответчик без его согласия, самовольно, на принадлежащем ему земельном участке возвел: забор длиной 22 метра и вглубь его участка 6 метров, установил два контейнера, чем нарушает его права как собственника земельного участка. В связи с чем, просит обязать ответчика в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу снести самовольно возведенные забор и два контейнера, расположенные на его земельном участке, в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок, разрешить ему самостоятельно или с привлечением третьих лиц демонтировать самовольные сооружения с последующим отнесением всех расходов на ответчика.
В судебном заседании истец Мамедов В.Л. и его представитель Максакова В.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Исковые требования Хахалина Д.В. не признали. Представитель истца также указала, что ответчику были перераспределены земли общего пользования, что недопустимо. Земли общего пользования определяются наличием проезда к земельному участку, тот факт, что они не обозначены в качестве таковых, не является основанием для их перераспределения. Наличие нарушения прав Мамедова В.Л. подтверждается представленными доказательствами, а именно схемой от июля 2012 года, на которой указаны объекты недвижимости и забор, из которой явно следует, что проезда с участка истца не имеется. Не допускается образование земельного участка при нарушении его использования по назначению. Мамедов В.Л. также пояснил, что согласно публичной карты, на ней нет ни одного земельного участка без проезда, проезд должен быть не 2,5 м., а 3,5 м.. Экспертиза сместила на 1 метр участок Хахалина на север или на запад. Таким образом, можно было сместить еще на 1 метр. Говорят о сервитуте, но если бы его земельный участок был образован в настоящее время и предлагали установить сервитут. Земельный участок сформирован давно, он пытался решить проблемы и поставил контейнеры. Если бы было 3,5 м. проезда к его участку, он должен иметь право, а не просить у Хахалина проехать на участок. Точка экспозиции экспертом сдвинута в неправильную сторону. В первую очередь ему необходим проезд, а не лишняя земля.
Ответчик Хахалин Д.В. и его представитель Дальченко В.П. исковые требования Мамедова В.Л. не признали, подержав в полном объеме требования Хахалина Д.В.. В ранее представленном отзыве указали, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481. общей площадью 604 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка, расположенного по адресу: Х. Указанный земельный участок приобретен им у Гончаровской Е.В. на основании договора купли-продажи земельного участка. Истцом не представлено доказательств отнесения части земельного участка ответчика к землям общего пользования, предназначенным для проезда автотранспорта. Согласно ч. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ определено понятие земельных участков общего пользования – земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Границы территории общего пользования обозначаются в документах территориального планирования специальными линиями, именуемыми красными. Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находится в собственности юридических и физических лиц. Основанная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур. Однако, в судебное заседание не представлено доказательств утверждения в установленном порядке проекта планировки территории с нанесенными красными линиями, в состав которой входит спорный земельный участок. Отсутствие указанного доказательства позволяет сделать вывод, что спорный земельный участок никогда не относился к землям общего пользования. Часть земельного участка ответчика, образованная в результате перераспределения является землями, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается письмом ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 24.03.2017г. № М-1792/2017. Вывод истца в части того, что процедура образования земельного участка ответчика путем перераспределения является незаконной, поскольку путем перераспределения в состав спорного земельного участка включена территория проезда, а также часть земельного участка истца, также является необоснованным. Порядок образования земельных участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена и перераспределения земель (или земельных участков), находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрен ст.ст. 11.2, 11.3, 39.27, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ. В исполнение этого порядка ДМИиЗО администрации г. Красноярска были проверены основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, установлено отсутствие пересечений с иными земельными участками и в отсутствие таких оснований подготовлены распоряжение, соглашение о перераспределении, договор купли-продажи. При этом,, земельный участок, принадлежащий истцу, с кадастровым номером: 24:50:0100451:1399, является ранее учтенным, границы земельного участка не определены в установленном законом порядке. Соответственно, пока границы земельного участка истца не будут определены в установленном законом порядке, его утверждения об отнесении перераспределенного земельного участка к частной собственности являются незаконными и не обоснованными. Довод истца относительно того, что в перераспределении Гончаровской должно было быть отказано, в связи с включением в границы земельного участка территории проезда, также является незаконным. Указание истца на то, что местоположение границ земельного участка образованного путем перераспределения подлежало в обязательном порядке согласованию с истцом, как собственником смежного земельного участка, также необоснован, поскольку земельный участок истца не является смежным по отношению к земельному участку ответчика. Земельный участок истца является ранее учтенным, граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, невозможно достоверно установить факт нарушения прав и законных интересов истца постановкой на кадастровый учет в связи с перераспределением земельного участка Гончаровской и его последующей продажей. Соответственно согласование с истцом границ перераспределения не требовалось. Кроме того, оснований признания договора купли-продажи между Хахалиным и Гончаровской также не имеется, более того. истец оспаривает право Хахалина на весь земельный участок. А не на перераспределенную его часть. Кроме того. истец указывает на то обстоятельство, что в результате перераспределения земельного участка, ему был перегорожен единственный возможный проезд к земельному участку истца, однако истец никогда не проезжал на свой земельный участок по территории спорного земельного участка. Это было невозможно сделать ввиду нахождения на спорном земельном участке самовольно размещенных металлических контейнеров и ограждения истца. Кроме того, истцу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:5486, расположенный по адресу: Х, граничащий с земельным участком: 24:50:0100451:1399 с южной стороны. Именно со стороны ул. Лесной, через этот участок, истец всегда осуществлял проезд на территорию участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1399. Кроме того, представитель ответчика пояснила, что заключение эксперта, проведенное по результатам судебной экспертизы, является законным и обоснованным. Земельный участок Мамедова по периметру огорожен, в плане имеет Г-образную форму. Площадь земельного участка по результатам инструментальной съемки составляет 884 кв.м. На территории земельного участка Мамедова отсутствуют объекты капитального строительства, расположены только хозяйственные постройки - теплица, туалет, два металлических контейнера. Границы в т.т. 1-2,2-3,3-4,4-5,5-6.10-11,11-1 участка Мамедова В.Л. выражены в виде деревянного забора (стр.8.9 Заключения). Исходя из схемы №1 границ земельного участка Мамедова (стр.10 Заключения) экспертом зафиксировано расположение двух металлических контейнеров и деревянного забора Мамедова в точках 1,2,11. Экспертом установлено, что земельный участок Мамедова стоит на кадастровом учете с 14.03.1998 г. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Границы земельного участка не установлены в соответствии с земельным законодательством, то есть сведения об указанном участке внесены в ЕГРН без координат характерных точек границ, декларативная площадь - 753 кв.м.. Приложением к Свидетельству на право собственности на землю от 04.03.1998 №040303 является План на участок земли, передаваемой в собственность. Определить расположение границ участка Мамедова В.Л. согласно данного Плана не представляется возможным в связи с отсутствием каких-либо отправных точек (согласно «Методике исследований объектов судебной строительно-технической экспертизы: межевых границ земельных участков» отправная точка отсчета - выбираемая экспертом условная точка в части застройки земельных участков домовладений, расположение которой с момента предоставления земельного участка и по настоящее время осталось неизменным). Таким образом, определить соответствие расположения границ участка Мамедова по правоустанавливающим документам и расположению его фактических границ эксперту не представилось возможным. При этом, экспертом констатировано: длина фактической северной границы составляет 16.00 метров, что не соответствует длине границы, указанной в Плане 1998 года (18.00 метров); длина фактической восточной границы составляет 53,92 метра, что превышает длину, указанной в Плане 1998 года (40,80 метров); для фактической южной границы составляет 15,88 метров, что не соответствует длине границы, указанной в Плане 1998 года (16,00 метров); длина фактической восточной границы составляет 49,03 метров, что превышает длину, указанной в Плане 1998 года (43.10 метров). На схеме 3 «Схема фактических границ земельного участка Мамедова с длинами линий» видно, что увеличение длин фактических границ земельного
Мамедова на 6,45м и 6,32м произошло за счет участка Хахалина (стр.15).
А в таблице 4 Заключения приведен сравнительный анализ площади земельного участка Мамедова: фактическая площадь земельного участка - 884 кв.м., документальная площадь земельного участка - 753 кв.м.. фактическая площадь земельного участка без учета части земельного участка Хахалина - 803 кв.м. (стр. 17 Заключения). Экспертом сделан вывод, что площадь земельного участка Мамедова В.Л. по фактическим границам превышает площадь по правоустанавливающему документу (свидетельству на право собственности на землю от 04.03.1998 г) на 131 кв.м. Увеличение площади произошло из-за включения в фактические границы участка: части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1478 и части земельного участка №42. переданного Суворовым И.А. в пользу Мамедова В.Л. по мировому соглашению от 27 июня 2008 года. Причиной увеличения площади является несоответствие расположения фактического ограждения между смежными участками, границы которых внесены в ЕГРН (стр. 18 Заключения). Таким образом, в ходе проведения экспертизы экспертом зафиксировано нахождение деревянного ограждения и двух металлических контейнеров Мамедова в границах земельного участка Хахалина, что подтверждает доводы Хахалина, изложенные в исковом заявлении, о нарушении его прав, как собственника земельного участка. Кроме того, экспертом исследована площадь земельного участка Мамедова и указано, что фактическая площадь участка превышает документарную на 131 кв.м., в том числе за счет участка Хахалина. Соответственно, опровергаются доводы Мамедова о захвате Хахалиным площади участка, принадлежащего Мамедову, а также доводы о том, что спорная (образованная в результате присоединения) часть земельного участка Хахалина являлась собственностью Мамедова. Участок Хахалина Д.В.. Земельный участок частично огорожен, в плане имеет прямоугольную форму. Фактическая площадь земельного участка по результатам инструментальной съемки составляет 486 кв.м.. Земельный участок Хахалина с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство) (код-2.1), «для индивидуальной жилой застройки», предыдущий кадастровый номер 24:50:0100451:1780. Границы земельного участка установлены в соответствии с земельным законодательством. Площадь участка- 604 кв.м.. Земельный участок Хахалина увеличен путем включения в площадь земель неразграниченной государственной собственности - 147 кв.м и исключению из площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1780 (предыдущий кадастровый номер) 66 кв.м.. В таблице 5 Заключения приведен сравнительный анализ площади земельного участка Хахалина. В данной таблице приведен анализ фактической площади земельного участка - 486 кв.м., документальной площади земельного участка - 604 кв.м.. Экспертом сделан вывод, что фактическая площадь земельного участка Хахалина меньше площади по правоустанавливающему документам на 118 кв.м. Уменьшение фактической площади земельного участка произошло из-за невозможности восстановления границ, согласно установленных координат и внесенных в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством, и установления ограждения. Часть земельного участка Хахалина площадью 118 кв.м. находится в фактических границах земельного участка Мамедова, границы которого не установлены и не соответствуют материалам межевания, огороженного деревянным забором, (стр.18, 19 Заключения). Соответственно, экспертом в ходе исследования зафиксировано нарушение прав Хахалина по использованию земельного участка установкой деревянного ограждения и металлических контейнеров Мамедовым, что привело к уменьшению документарной площади земельного участка Хахалина на 118 кв.м.. Кроме того, в ходе исследования земельного участка Хахалина, а также документов по образованию земельного участка и правоустанавливающих документов на земельный участок Хахалина, экспертом не сделан вывод о недействительности правоустанавливающих документов на земельный участок, а также о нарушениях норм действующего законодательства при проведении процедуры перераспределения земельного участка. Экспертом указано, что площадь земельных участков Мамедова и Хахалина по актуальным сведениям ЕГРН соответствует их площади, указанной в правоустанавливающих документах по предоставлению, но не соответствует площади по фактическому использованию исследуемых земельных участков (стр.20 Заключения). Установлено, что фактическая площадь земельного участка Мамедова превышает документарную площадь на 131 кв.м., а фактическая площадь земельного участка Хахалина меньше документарной площади на 118 кв.м., что подтверждает доводы Хахалина о нарушении его прав незаконными действиями Мамедова по самовольному размещению своих объектов на территории участка Хахалина. При ответе на третий вопрос экспертом представлены два варианта восстановления границ земельных участков Хахалина и Мамедова. Хахалин соглашается с предложенным экспертом 1 вариантом, в рамках реализации которого не требуется внесения в ЕГРН изменений в отношении земельного участка Хахалина, а Мамедову следует перенести деревянное ограждение, установленное на смежной границе земельных участков Хахалина и Мамедова, а также убрать 2 металлических контейнера, расположенных в кадастровых границах земельного участка Хахалина, а также внести в ЕГРН сведения о местоположении границ его земельного участка, заключить соглашение об установлении частного сервитута с собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5486. В результате чего, площадь земельного участка Мамедова составит 792 кв.м., что больше документарной площади земельного участка Мамедова. При ответе на 4 вопрос суда, эксперт делает вывод, что выявленное наложение (пересечение) возможно устранить путем внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка Мамедова по средствам определения координат характерных точек таких границ, с учетом смежных земельных участков, границы которых соответствуют материалам межевания и данные о координатах границ содержатся в сведениях ЕГРН, по Варианту 1 (стр. 30 Заключения). При ответе на пятый вопрос суда эксперт делает вывод об отсутствии прямого доступа к земельному участку Мамедова, доступ к земельному участку осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100451:5486, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Удачный, ул. Лесная 251а-2. В рамках подготовки ответа на пятый вопрос экспертом исследовался план на участок земли, передаваемый в собственность (1998 год), который являлся приложением к свидетельству на право собственности на землю от 04.03.1998г. План на участок земли, передаваемый в собственность содержит информацию о описании границ смежных землепользователей: от 1 до 2 - земли общего пользования, от 2 до 3 - участок №42, от 3 до 4 - земли А/О «УДАЧНЫЙ», от 4 до 1 - участок №41. Таким образом при образовании земельного участка в 1998 году, доступ (проезд, проход) к участку Мамедова В.Л. предполагался с южной и северной стороны (стр. 33, 34 Заключения). Участок Мамедова с южной границы граничит с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0100451:5486, с северной стороны - с земельным участком Хахалина. Следовательно, доступ к земельному участку Мамедова возможен либо через участок Хахалина, либо через участок с кадастровым номером 24:50:0100451:548б. Таким образом, экспертными исследованиями опровергается довод Мамедова в обоснование своих исковых требований относительно того, что доступ на его земельный участок возможно осуществить только через земельный участок Хахалина. В ходе проведенной экспертизы установлено, что на сегодняшний день доступ к земельному участку Мамедова через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100451:5486. Этот же доступ к участку существовал в 1998 году, что отражено в Плане на земельный участок. Между тем, Мамедов не предъявляет исковых требований к собственникам земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5486, а желает осуществлять доступ к своему земельному участку через участок Хахалина. С учетом того, что Мамедов никогда не проезжал на свой земельный участок по территории спорного земельного участка Хахалина (это было невозможно сделать ввиду нахождения на спорном земельном участке самовольно размещенных металлических контейнеров и ограждения (забора) Мамедова), полагает, что наименее обременительные условия при установлении сервитута возникнут у собственника земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5486, тем более, что собственником этого земельного участка является супруга Мамедова -Мамедова З.А., что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 24.05.18г. С учетом выводов, изложенных в экспертном Заключении, считает, что Мамедовым не доказано нарушение его прав процедурой образования Земельного участка Хахалина путем перераспределения: - не доказано уменьшение документарной площади земельного участка Мамедова: - не доказано отнесение спорного земельного участка Хахалина к частной
собственности Мамедова; не доказано отнесение спорного земельного участка Хахалина к территории общего пользования, предназначенной для проезда автотранспорта; не выявлено нарушений в рамках проведения процедуры ДМИиЗО администрации г. Красноярска при образовании земельного участка Хахалина путем перераспределения; - не доказан факт единственного сложившегося проезда к земельному участку Мамедова через участок Хахалина; - истцом не доказано, что действиями Ответчиков, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности, что является обязательным условием для удовлетворения требований, заявленных по ст. 304 ГК РФ. По мнению Хахалина, вопрос об установлении сервитута должен решаться в отдельном судебном деле, поскольку решение этого вопроса приведет к изменению основания и предмета исковых требований, что недопустимо в рамках ГПК РФ. Кроме того, в течении всего времени судебного разбирательства, он не имеет возможности реализовать правомочия собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению, не может использовать земельный участок по его назначению - построить индивидуальный жилой дом и жить в нем, поскольку этому препятствует нахождение самовольных построек Мамедова (деревянное ограждение и 2 металлических контейнера) на моем земельном участке, которые я не имею право снести без решения суда.
В судебное заседание не явились представитель ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ответчик Гончаровская Е.В., представители третьих лиц Управления Росреестра по Красноярскому краю, администрации г. Красноярска, третье лицо Ситникова Е.П., Куликова Н.А., о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли, письменный отзыв по требованиям не представили. Управление Росреестра по Красноярскому краю представили пояснения на исковое заявление, в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указав, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481. Данный земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780 и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 поставлен на государственный кадастровый учет 02.06.2016 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.05.2016 и межевого плана от 30.05.2016, подготовленного на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 26.05.2016 № 2735-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 проводились кадастровые работы по его образованию на основании утвержденной в установленном порядке схемы расположения земельного участка, в связи с чем не требовалось согласования местоположения его границ с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ. В ЕГРН также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100451:1399. Государственный кадастровый учет данного земельного участка осуществлен 13.03.2008, при этом до настоящего времени в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении его границ. Сведения о зарегистрированных правах в отношении данного земельного участка в ЕГРН также отсутствуют. Объект недвижимости, в отношении которого в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек его границ, не может быть идентифицирован как на публичной кадастровой карте, предназначенной для использования неограниченным кругом лиц, так и на дежурной кадастровой карте, предназначенной для использования органом регистрации прав при ведении ЕГРН. Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, его расположение относительно других объектов недвижимости, установлено кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в связи с образованием данного земельного участка. Межевой план от 30.05.2016, подготовленный по результатам проведения таких кадастровых работ и представленный в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, подготовлен кадастровым инженером в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» отсутствует информация о невозможности доступа к другим объектам недвижимости в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780 и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Также отмечают, что в соответствии со ст. 274 ГК РФ, доступ к земельному участку может быть обеспечен путем установления сервитута. Снятие же земельного участка с кадастрового учета означает фактическое прекращение его существования как объекта недвижимого имущества и вещных прав. Соответственно, без оспаривания права собственности на земельный участок не подлежат удовлетворению требования об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В силу ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 2148-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд….
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Как следует из ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
В силу ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1, 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Мамедову В.Л. на основании договора купли-продажи земельного участка от 14 февраля 1998 года на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 753 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский Х, кадастровый номер: 24:50:0100451:1399, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (Т. 1 л.д. 10, 13, 15-16).
Хахалину Д.В. на основании договора купли-продажи от 3 февраля 2017 года, заключенного между Гончаровской Е.В. и Хахалиным Д.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481, общей площадью 604 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство) (код -2.1), для индивидуальной жилой застройки. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Границы земельного участка установлены (Т. 1 л.д. 48—50, 110-111).
Земельный участок, принадлежащий Хахалину Д.В. образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780 и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 поставлен на государственный кадастровый учет 02.06.2016 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.05.2016 и межевого плана от 30.05.2016 года, подготовленного на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 26.05.2016 № 2735-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка» (Т.1 л.д. 86-89).
29 июня 2016 года между Гончаровской Е.В. и департаментом муниципального имущества и земельных отношений заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. На территории муниципального образования город Красноярск (Т. 1 л.д. 90-96).
В ответ на обращение Мамедова В.Л. в прокуратуру города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска указал, что п. 12 ст. 85 ЗК РФ установлено понятие «земли общего пользования населенных пунктов», к которым относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Указанный в обращении земельный участок с северной стороны земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1400, являющийся «дорогой общего пользования», посредством которого он осуществлял проход, проезд к участку, согласно действующему законодательству, не может относиться к землям общего пользования. Испрашиваемый участок является землями, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа. Порядок и условия образования земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со ст. 11.2, 11.3 Кодекса при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В данном случае образование указанного им земельного участка осуществлялось в соответствии со ст. 39.28, 39.29 Кодекса, путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст. 39.28 Кодекса, Гончаровская Е.В. обратилась в департамент с заявлением от 27 апреля 2016 года о перераспределении земельного участка. Согласно представленным документам, земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780 обременен правом собственности Гончаровской Е.В., дополнительный земельный участок, испрашиваемый к перераспределению согласно заключению отдела муниципального контроля департамента свободен от застройки. По информации интернет сайта «Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» пересечение с иными участками не имеет. Основания для отказа в подготовке проекта распорядительного акта администрации города о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780, согласно действующему законодательству отсутствовали. В этой связи, департаментом было издано распоряжение администрации города от 26.05.2016 № 2735-недв. Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по Красноярскому краю границы земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1400, расположенного по адресу: Х обремененного правом собственности Мамедова В.Л., не установлены. В этой связи объект невозможно идентифицировать (Т. 1 л.д. 17-18).
В представленном истцом межевом плане и заключении кадастрового инженера установлено, что в собственности у Мамедова В.Л., с учетом мирового соглашения, утвержденного Емельяновским районным судом, заключенного между Мамедовым В.Л. и Суворовым И.А., должен быть земельный участок площадью 843 кв.м.. При подготовке межевого плана обнаружено: 1) граница земельного участка от точки н1 до точки 9-41,71 м., а должна быть 43,1 м.; 2) граница земельного участка от точки н1 до точки 14-15,76м., а должна быть 18 м.; 3) отмерив от точки 9 на восток 16 м., и соединив до точки 14 периметр 46,64м., а должен быть 48,8; 4) уточняемый участок не имеет доступа к землям общего пользования, хотя в соответствии с Планом на участок земли, передаваемый в собственность, участок с северной стороны граничит с землями общего пользования в точках н1-н2-н3-4-14-н1 – пересекает границу земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481. Площадь уточняемого земельного участка меньше, чем площадь по Свидетельству на право собственности на землю от 4 марта 1998 года и определению Емельяновского районного суда Красноярского края от 27.06.2008г. (Т. 1 л.д. 167-180).
Для проверки обоснованности как требований истца. Так и возражений ответчика, судом была назначена землеустроительная экспертиза.
Как следует из заключения землеустроительной экспертизы, выполненной ООО «Кадастровый центр» проведены обмеры границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399, расположенного по адресу: Х и границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, расположенного по адресу: Х
По результатам камеральной обработки инструментальных данных, полученных в процессе обмеров, вычислены координаты по фактическому расположению характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 (участок Мамедова В.Л.) - 884 кв.м. и границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 (участок Хахалина Д.В.) - 486 кв.м.
По результатам исследования установлено, что площадь исследуемого земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 и площадь земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 по актуальным сведениям ЕГРН соответствует их площади, указанной в правоустанавливающих документах по предоставлению, но не соответствует площади по фактическому использованию исследуемых земельных участков.
Площадь земельного участка Мамедова В.Л. по фактическим границам превышает площадь по правоустанавливающему документу (свидетельству на право собственности на землю от 04.03.1998 г) на 131 кв.м. Увеличение площади произошло из-за включения в фактические границы участка: части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1478 и части земельного участка №42, переданного Суворовым И.А. в пользу Мамедова В.Л. по мировому соглашению от 27 июня 2008 года.
Причиной увеличения площади является несоответствия расположения фактического ограждения между смежными участками, границы которых внесены в ЕГРН.
Фактическая площадь земельного участка Хахалина Д.В. меньше площади по правоустанавливающему документу на 118 кв.м. Уменьшение фактической площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, произошло из-за невозможности восстановления границ, согласно установленных координат и внесенных в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством, и установления ограждения. Часть земельного участка Хахалина Д.В. площадью 118 кв.м. находится в фактических границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 (участок Мамедова В.Л.), границы которого не установлены и не соответствуют материалам межевания, огороженного деревянным забором.
К рассмотрению суда представляется два варианта восстановления границ земельных участков с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481.
Вариант 1
Вариант восстановления границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 и границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 в соответствии с правоустанавливающими документами, на основании которых предоставлено право пользования исследуемыми земельными участками, зарегистрированное в ЕГРН.
При данном варианте в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости не требуется, необходимо перенести ограждение - деревянный забор, установленный по смежной границе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 участок Хахалина Д.В.) и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 (участок Мамедова В.Л.), а также убрать два металлических контейнера, распложенных в кадастровых границах участка Хахалина Д.В.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 необходимо внести в единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка по средствам определения координат характерных точек таких границ. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Документом, определявшим местоположение границ земельного участка Мамедова В.Л. при его образовании, является План на участок земли, передаваемой в собственность, 1998 год. При данном варианте необходимо перенести ограждение - деревянный забор, установленный по смежной границе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 (участок Мамедова В.Л.) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:853 (участок Куликовой Н.А.) в соответствии с кадастровыми границами, внесенных в сведения ЕГРН. Также заключение соглашения об установлении частного сервитута либо с собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, либо с собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5486 в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ, ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399, в соответствии с Вариантом 1.
Название межевого знака X, м |
Y, М | |
1 |
627810.85 |
86346.18 |
2 |
627814.73 |
86363.69 |
3 |
627779.73 |
86371.81 |
4 |
627780.39 |
86379.96 |
5 |
627769.34 |
86381.10 |
6 |
627769.34 |
86376.73 |
7 |
627770.98 |
86358.89 |
Площадь земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 - 792 кв.м.
Каталог координат границ 24:50:0100451:5481, в соответствии с |
земельного участка Вариантом 1. |
с |
кадастровым номером | |
Название межевого знака 1 |
X, м |
Y, м | ||
8 |
627833.19 |
86334.23 | ||
9 |
627838.47 |
86358.50 | ||
10 |
627836.93 |
86358.81 | ||
11 |
627815.82 |
86363.48 | ||
2 |
627814.73 |
86363.69 | ||
1 |
627810.85 |
86346.18 | ||
12 |
627809.34 |
86339.59 | ||
13 |
627815.39 |
86338.16 |
Площадь земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 - 604 кв.м
Вариант восстановления границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 и границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 разработан в согласно Межевого плана от 08.09.2017 года, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с: уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399, расположенного по адресу: Х (Том 1, л.д 167-184).
При данном варианте в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 необходимо внесение изменений в сведения единого государственного реестра с сохранением площади, в соответствии с правоустанавливающим документом, дополнительно необходимо перенести ограждение - деревянный забор, установленный по смежной границе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 участок Ха-халина Д.В.) и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 (участок Ма-медова В.Л.), а также убрать два металлических контейнера, распложенных в кадастровых границах участка Хахалина Д.В.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 необходимо внести в единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка по средствам определения координат характерных точек таких границ.
Каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399, в соответствии с Вариантом 2.
Название межевого знака |
X, м |
Y, м |
1 |
627811.30 |
86348.24 |
2 |
627813.31 |
86347.79 |
3 |
627817.16 |
86363.18 |
4 |
627815.81 |
86363.46 |
5 |
627814.72 |
86363.69 |
6 |
627779.73 |
86371.81 |
7 |
627780.39 |
86379.96 |
8 |
627769.34 |
86381.10 |
9 |
627769.34 |
86376.73 |
10 |
627770.98 |
86358.89 |
Площадь земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 - 784 кв.м. Каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, в соответствии с Вариантом 2.
Название межевого знака |
X, м |
Y, м |
11 |
627832.67 |
86331.75 |
12 |
627838.46 |
86358.50 |
13 |
627836.92 |
86358.81 |
3 |
627817.16 |
86363.18 |
2 |
627813.31 |
86347.79 |
14 |
627811.28 |
86339.13 |
15 |
627810.73 |
86336.86 |
Площадь земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481 - 604 кв.м
По результатам проведенных исследований по выявлению наложения (пересечения) смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100451:1399 и 24:50:0100451:5481 установлено:
фактические границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 накладываются (пересекаются) с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481. Площадь наложения (пересечения) -118 кв.м.
Единственный способ устранения пересечения границ без изменения площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, сведения о котором содержатся в ЕГРН и право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, возможно путем внесения в единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 по средствам определения координат характерных точек таких границ, с учетом смежных земельных участков, границы которых соответствуют материалам межевания и данные о координатах границ содержатся в сведениях ЕГРН в следующих координатах:
Номер |
Название точки |
Дирекцион- |
Расстояние |
Координаты | |
ные углы |
(м) |
X |
Y | ||
1 |
1-2 |
77 30 21 |
17.93 |
627810.85 |
86346.18 |
2 |
2-3 |
166 56 18 |
35.93 |
627814.73 |
86363.69 |
3 |
3-4 |
85 22 12 |
8.18 |
627779.73 |
86371.81 |
4 |
4-5 |
174 6 35 |
11.11 |
627780.39 |
86379.96 |
5 |
5-6 |
270 00 |
4.37 |
627769.34 |
86381.10 |
6 |
6-7 |
275 15 8 |
17.92 |
627769.34 |
86376.73 |
7 |
7-1 |
342 19 6 |
41.85 |
627770.98 |
86358.89 |
Координаты смежной границы земельных 24:50:0100451:1399 и 24:50:0100451:5481:
Х |
Y |
627810.85 |
86346.18 |
627814.73 |
86363.69 |
По результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1399 установлено, что исследуемый земельный участок не имеет прохода (проезда) с земель общего пользования. В настоящее время доступ к земельному участку осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100451:5486, расположенного по адресу: Х
Выводы экспертов, по результатам судебной экспертизы достаточно подробно изложены и мотивированы, экспертами являются специалисты с высшим образованием, в том числен инженер-геодезист ООО «Кадастровый центр», указанное экспертное заключение, соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Процессуальных нарушений при составлении экспертного заключения судом не установлено. Заключение эксперта отвечает всем требованиям, предъявляемым статьей 67 ГПК РФ к доказательствам, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в связи с чем, оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется.
В связи с указанным, суд полагает руководствоваться заключением экспертов, выполненным в ходы проведения судебной экспертизы.
Разрешая исковые требования Мамедова В.Л. к Гончаровской Е.В., департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Хахалину Д.В. о признании недействительными распоряжения администрации г. Красноярска № 2735-недв от 26 мая 2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780, а как следствие и признание недействительным соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:1780 от 29.06.2016 № 32, заключенное между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и Гончаровской Е.В., суд приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
Так, в обоснование своих доводов, истцом указано на то обстоятельство, что при перераспределении земельного участка ответчика, в границы вновь образованного земельного участка включены земли общего пользования, которые в силу земельного законодательства не подлежат приватизации, ввиду чего, нарушены его права.
Вместе с тем, доказательств утверждения в установленном порядке проекта планировки территории с нанесенными красными линиями, в состав которой входит спорный земельный участок, стороной истца не представлено, при этом, законодательством определено понятие земельных участков общего пользования – земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Границы территории общего пользования обозначаются в документах территориального планирования специальными линиями, именуемыми красными. Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находится в собственности юридических и физических лиц. Основанная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Также стороной истца не представлено доказательств, что в результате перераспределения в границы вновь образованного земельного участка включена часть земельного участка, принадлежащего истцу, что подтверждается как результатами судебной экспертизы, так и планом на участок истца 1998 года, а также сведениями публичной кадастровой карты, согласно которым, граница земельного участка истца продолжает границу земельного участка, принадлежащего третьему лицу, с кадастровым номером: 24:50:0100451:853 (Т. 1 л.д. 11, 12).
Вместе с тем, земельным законодательством предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Более того, площадь земельного участка Мамедова В.Л. по фактическим границам превышает площадь по правоустанавливающему документу (свидетельству на право собственности на землю от 04.03.1998 г) на 131 кв.м. Увеличение площади произошло из-за включения в фактические границы участка: части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:5481, части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:1478 и части земельного участка №42, переданного Суворовым И.А. в пользу Мамедова В.Л. по мировому соглашению от 27 июня 2008 года.
В связи с указанным, суд приходит к выводу о том, что Мамедовым В.Л. самовольно была занята часть земельного участка, относящаяся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, путем установления ограждения и металлических контейнеров, что также не оспаривалось самим истцом в судебном заседании.
Необоснованная также ссылка истца и на то обстоятельство, что при образовании земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 граница должна быть согласованная с Мамедовым В.Л., как собственником смежного земельного участка, поскольку как установлено судом в отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 проводились кадастровые работы по его образованию на основании утвержденной схемы расположения земельного участка, в связи с чем не требовалось согласования местоположения его границ с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое распоряжение издано администрацией г. Красноярска в пределах своей компетенции, в отношении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Равно как и оспариваемое соглашение, заключено уполномоченным органом, в отношении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку оснований для признания недействительным оспариваемого распоряжение и соглашения не имеется, соответственно исковые требования о признании не действительным договора купли-продажи земельного участка от 3 февраля 2017 года, заключенного между Гончаровской Е.В. и Хахалиным Д.В., прекращении права собственности Хахалина Д.В. на спорный земельный участок и исключении сведений о земельном участке из ЕГРН, по указанным основаниям, не имеется.
Также не подлежат удовлетворению, ввиду вышеуказанного и требования истца об установлении границ, по предложенному истцом варианту.
Вместе с тем, суд полагает необходимым установить смежную границу земельных участков с кадастровым номером: 24:50:0100451:1399 и 24:50:0100451:5481 в следующих координатах:
Х |
Y |
627810.85 |
86346.18 |
627814.73 |
86363.69 |
Требования об обеспечении доступа к земельному участку истца суду не заявлены.
При этом, разрешая исковые требования Хахалина Д.В. в части устранения препятствий в пользовании земельным участком путем возложения на Мамедова В.Л. обязанности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу снести самовольно возведенные забор и два контейнера, расположенные на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 по адресу: Х, в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок, разрешить Хахалину Д.В. самостоятельно или с привлечением третьих лиц демонтировать самовольные сооружения с последующим отнесением всех расходов на Мамедова В.Л., суд приходит к выводу о том, что данные требования основаны на законе.
В силу ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с разъяснениями п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 304 Гражданского кодекса РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Однако в любом случае такое требование должно быть разумным и соразмерным, обеспечивающим баланс прав и законных интересов обеих спорящих сторон, и не свидетельствовать о злоупотреблении правом (ст. 10 Гражданского кодекса РФ).
Так, судом установлено и подтверждается, в том числе заключением эксперта, что на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Хахалину Д.В., Мамедовым В.Л. размещены забор и два контейнера, чем нарушаются права истца Хахалина Д.В. по использованию земельного участка в соответствии с его назначением, ввиду чего требования Хахалина Д.В. подлежат удовлетворению, при этом, срок - 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает разумным и достаточным для устранения нарушений прав Хахалина Д.В..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Мамедова В.Л. к Гончаровской Е.В., департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Хахалина Д.В. о признании недействительными распоряжения, соглашения о перераспределении земельного участка, договора купли-продажи, прекращении права собственности, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН, установлении границ, отказать.
Установить смежную границу земельных участков с кадастровым номером: 24:50:0100451:1399 и 24:50:0100451:5481 в следующих координатах:
Х |
Y |
627810.85 |
86346.18 |
627814.73 |
86363.69 |
Исковые требования Хахалина Д.В. к Мамедова В.Л. о сносе самовольных строений удовлетворить.
Обязать Мамедова В.Л. в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу снести самовольно возведенные забор и два контейнера, расположенные на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100451:5481 по адресу: Х, в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок, разрешить Хахалина Д.В. самостоятельно или с привлечением третьих лиц демонтировать самовольные сооружения с последующим отнесением всех расходов на Мамедова В.Л..
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко