Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2018 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Головачевой О.В.,
при секретаре Ионовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-601 по исковому заявлению Федоровой О.В. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти» о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж,
у с т а н о в и л :
Федорова О.В. обратилась с исковым заявлением о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти», указав, что 21.06.2017 г. она обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением №671 от 06.09.2017 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности, специальный стаж составляет 27 лет 11 мес., что менее 30 лет.
Период с 01.02.1999 г. по 03.05.2001 г. в должности фельдшера выездной бригады Городской станции скорой медицинской помощи, и период с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. в должности фельдшера анестезиолого-реаниматологической бригады исчислен в календарном исчислении.
Истец с принятым решением не согласна, полагает, что период работы с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады ГБУЗ СО «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» подлежит включению с специальный стаж в льготном исчислении, из соответствия одного года работы одному году шести месяцам.
В судебном заседании Федорова О.В. иск поддержала в полном объеме, показала, что с 01.04.1993 г. она назначена на должность фельдшера выездной бригады Станции скорой медицинской помощи г. Тольятти, а 01.02.1999 г. переведена на должность фельдшера выездной бригады, с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. – на должность фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады.
Ранее действовавшим Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1ё959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Совмина ОСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлен льготный порядок исчисления трудового стажа для работников скорой медицинской помощи, в том числе, состоящих в должности медицинской сестры – анестезиста. Такое же правило содержит Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ №179 от 01.11.2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи. В соответствии с п.24 названного Порядка, который утратил свою силу с 01.01.2014 г., регулировал сложившиеся правоотношения, и названным Порядком было определено, что выездная бригада скорой помощи включает в свой состав 1 врача, 2 фельдшеров и медицинскую сестру-анестезиста. Согласно п.25 вышеуказанного Порядка, специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача соответствующего профиля, 2 средних медицинских работников (соответствующего профиля), санитара и водителя.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения льготных условий для приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Поэтому право на досрочную пенсию по страсти связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждений и организаций.
Истец просит зачесть период работы с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады ГБУЗ СО «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, исходя из соответствия одному году работы одного года шести месяцам.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Рябова И.Л. иск не признала, показала, что позиция ответчика по требованиям Федоровой О.В. подробно изложена в решении № 671 от 06.09.2017 г.
Представитель третьего лица ГБУЗ СО «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» Мубаширова В.В. иск поддержала, показала, что наименование должности истца приведено в соответствие, функциональные обязанности Федоровой О.В. не менялись.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти» в суд не явился, мнение по иску не выразил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Как следует из трудовой книжки ..., ... г. истец назначена фельдшером выездной бригады на станцию скорой помощи г. Тольятти; 03.04.1998 г. переведена фельдшером по приемы вызовов; 01.02.1999 г. переведена фельдшером выездной бригады городской станции скорой медицинской помощи; 05.05.2001 г. переведена фельдшером анестезиолого-реаниматологической бригады; 13.03.2003 г. переведена медицинской сестрой – анестезиста группы анестезиологии–реанимации (л.л.д.17-18); работает по настоящее время.
В трудовой книжке имеются записи о переименовании учреждения: станция скорой помощи на основании постановления №№ 115,116 от 27.01.1993 г. переименована в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения, на основании постановления мэра г. Тольятти 31.08.1999 г. №1943 Городская станция скорой медицинской помощи учреждена и зарегистрирована как муниципальное учреждение здравоохранения; на основании постановления от 28.09.2006 г. №8829-1/П мэра г. о. Тольятти МУЗ г. Тольятти Городская станция скорой медицинской помощи изменена на МУЗ городского округа Тольятти Городская станция скорой медицинской помощи.
Согласно справке ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская Городская станция скорой медицинской помощи №73 от 03.08.2017 г., уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, Федорова О.В. указана как фельдшер выездной бригады с 01.04.1993 г., с 03.04.1998 г. в должности фельдшера по приему вызовов, с 01.02.1999 г. в должности фельдшера выездной бригады, с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады, с 13.03.2003 г. – в должности медицинской сестры – анестезиста группы анестезиологии-реанимации по настоящее время (л.л.д.9-10).
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы применяются:
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Судом установлено, что решением ГУ «Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти» истцу засчитан спорный период с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. в календарном исчислении.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года, по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включено наименование должности «медицинская сестра-анестезист», наименование учреждения - Станции скорой медицинской помощи.
Согласно ст. 5 п. «б» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
По изложенному основанию период работы истца подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке из соответствия одного года работы одному году шести месяцам.
Федорова О.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти с заявлением о назначении досрочной пенсии 21.06.2017 г.
Согласно решению ответчика стаж работы истца в связи с лечебной деятельностью составил 27 лет 11 месяцев.
Спорный период с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. составляет 1 год 10 мес. 09 дней, в специальный стаж дополнительно включается 11 мес. 5 дней, и по состоянию на 21.06.2017г. специальный стаж составляет 28 лет 10 мес. 05 дней.
Принимая во внимание, что Федорова О.В. продолжала работать на должности и в учреждении, которое дает ей право на досрочную пенсию, то необходимый стаж продолжительностью 30 лет она выработала через 1 год 1 мес. и 25 дней, что с учетом льготного исчисления соответствует 6 месяцам 28 дням.
Суд приходит к выводу, что необходимого стажа Федорова О.В. достигла не в день обращения 21.06.2017 г., а через 6 месяцев 28 дней, что соответствует 19 января 2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление Федоровой О.В. удовлетворить частично.
Включить Федоровой О.В. период работы с 04.05.2001 г. по 12.03.2003 г. в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады ГБУЗ СО «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи» в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении исходя из соответствия одному году работы одного года шести месяцам.
Назначить Федоровой О.В. досрочную трудовую пенсию с 19 января 2018 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Комсомольский районный суд г. Тольятти.
Судья О.В. Головачева.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2018 г. Судья-