Материал № 12-239/18
РЕШЕНИЕ
Город Соликамск 29 августа 2018 года
Судья Соликамского городского суда Пермского края Крымских Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Пановым Ю.В., с участием законного представителя МАОУ «СОШ №9» Моисеева А.О., защитника Носовой А.В., рассмотрев в судебном заседании в г. Соликамске жалобу законного представителя МАОУ «СОШ №9» на постановление мирового судьи судебного участка №5, и.о. мирового судьи судебного участка №2 Соликамского судебного района Пермского края от 18 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №5, и.о. мирового судьи судебного участка №2 Соликамского судебного района Пермского края от 18 июня 2018 года юридическое лицо МАОУ «СОШ №9» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Соликамский городской суд, директор МАОУ «СОШ №9» Моисеев А.О. оспаривает факт совершения административного правонарушения и вину юридического лица в его совершении, со ссылкой на то, что родители учеников приобретают рабочие тетради на добровольной основе в качестве благотворительной помощи образовательному учреждению, просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании в Соликамском городском суде законный представитель МАОУ «СОШ№9» Моисеев А.О. на доводах жалобы настаивал. Дополнительно пояснил, что денежные средства на приобретение школьных рабочих тетрадей не сдавались и в школу не поступали. Предполагает, что родители централизованно закупали данные рабочие тетради и обеспечивали ими своих детей. Данную деятельность родителей обучающихся полагает благотворительной помощью школе.
Защитник Носова А.В. доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что рабочие тетради не являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекта и не должны в обязательном порядке использоваться в образовательном процессе. Родители детей школы в части сами являются педагогами, имеют доступ к сети Интернет, где информация об образовательных программах находится в свободном доступе, поэтому проявили инициативу и по своей воле централизованно закупили данные рабочие тетради для своих детей, которые используют в домашних условиях.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав законного представителя юридического лица, защитника, судья Соликамского городского суда не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998 года установлено, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В пункте 1 статьи 2 данного Закона образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Частью 3 статьи 5 Закона об образовании также установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Согласно пункту 3 части 1 ст.8 Федерального закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (ч.1 ст.18).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (ч.4).
Согласно ч.1 ст.35 Закона обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В силу части 7 статьи 28 Федеральный закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно статье 2 названного Закона благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.
В силу статьи 5 Закона о благотворительной деятельности благотворителями являются лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах, перечисленных в указанной норме, в частности, в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Благополучатели - это лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеров).
Пожертвованием в соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.
Как следует из материалов дела, на основании материалов плановой проверки, проведенной на основании приказа от <дата> № и.о. заместителя министра Министерства образования и науки Пермского края, <дата> специалистом Министерства образования и науки Пермского края в отношении МАОУ «СОШ №9» г. Соликамска, возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица МАОУ «СОШ №9».
Установлено, что библиотека школы в 2017-2018 учебном году не обеспечена рабочими тетрадями по учебным предметам математика, окружающий мир, русский язык, английский язык, которые входят в программу школы и предусмотрены учебным планом, которые используются в образовательном процессе, и отсутствуют финансовые документы, которые подтверждали бы закупку рабочих тетрадей за счет бюджетных ассигнований. Вместе с тем, домашние задания по учебным предметам задаются по рабочим тетрадям, о чем свидетельствуют записи в классных журналах и дневниках обучающихся и не оспаривается. Рабочие тетради закупаются родителями за счет собственных средств.
Из материалов дела видно, что в МАОУ «СОШ№9», расположенном по адресу: Сильвинитовая, 20 города Соликамска Пермского края, состоялись заседания родительских комитетов классов, на которых педагогами был инициирован сбор денежных средств с родителей детей, обучающихся в школе, на приобретение рабочих тетрадей, входящих в комплект УМК, денежные средства сдавались родителями обучающихся, учет собранных средств не производился, отчета по использованию денежных средств не представлено.
Тем самым, МАОУ «СОШ № 9», расположенная по адресу Сильвинитовая, 20 города Соликамска Пермского края, совершила привлечение денежных средств родителей (законных представителей) для приобретения рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, русскому языку, английскому языку для учащихся на 2017-2018 учебный год, а так же использование данных тетрадей учащимися в образовательном процессе, в нарушение требований действующего законодательства, т.е. допустила нарушение, незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении, ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, т.е. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.57 КоАП РФ.
Факт совершения МАОУ «СОШ№9» вменённого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым мировым судьей дана всесторонняя, полная и объективная оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Так, совершенное правонарушение подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки от <дата> №, предписанием от <дата> № об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере образования, письменными объяснениями педагогов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, учебными планами на 2017-2018 учебный год, Рабочими программами по математике, окружающему миру, английскому языку, из которых видно, что программа обеспечивается учебниками и рабочими тетрадями для учащихся, справкой-подтверждением сведений о том, что администрация МАОУ «СОШ№9» не осуществляет централизованную закупку рабочих тетрадей, классными журналами. Из выписок протоколов заседаний родительского комитета установлено, что на заседаниях родительских комитетов в <дата> был поставлен вопрос о централизованной закупке родителями обучающихся в соответствии с рекомендованным списком рабочих тетрадей.
Оснований для признания указанных выше доказательств недопустимыми не имеется.
Совершенное МАОУ «СОШ№9» административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Все выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При длящемся административном правонарушении трехмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В данном случае выявленное нарушение является длящимся, было выявлено в ходе проверки Министерства образования и науки Пермского края.
Признавая юридическое лицо МАОУ «СОШ№9» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, мировой судья обоснованно с учетом приведенных выше положений действующего законодательства об образовании исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, подтвержденные совокупностью исследованных доказательств, свидетельствуют о нарушении МАОУ «СОШ№9» положений ч.1 ст.35, ст.18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Не представлено доказательств того, что у юридического лица МАОУ «СОШ№9» не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при этом, установлено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о недоказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и основанием к отмене судебного постановления не являются.
Ссылки законного представителя и защитника юридического лица на благотворительную деятельность родителей судья городского суда признает необоснованными и отклоняет как не подтвержденные ни в ходе рассмотрения дела, ни в ходе рассмотрения жалобы. С учетом конкретных обстоятельств дела и вышеприведенных норм права, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что фиксированный сбор денежных средств на приобретение учебных материалов нарушает принцип добровольности и необязательности приобретения учебных пособий родителями воспитанников.
Наказание назначено с учетом положений ст.3.5, 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление мирового судьи как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не усмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья городского суда
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №5, и.о. мирового судьи судебного участка №2 Соликамского судебного района Пермского края от 18 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя МАОУ «СОШ №9» – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья Т.В. Крымских.