Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Приволжский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Писарева С.Н.,
с участием прокурора ФИО1,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Приволжском районном суде гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> о возложении обязанности незамедлительно принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории <адрес> и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, размещенной на территории не менее 600 кв.м., расположенной в <адрес> в 150 метрах южнее от <адрес>.
Свои требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес>. Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава.
Материалами прокурорской проверки было установлено, что в нарушение требований ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), а так же п. 18, 19 4.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельским поселением Давыдовка должным образом не обеспечен сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Так, территория, площадью не менее 300 квадратных метров, расположенная в <адрес> в районе площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, обильно загрязнена твердыми бытовыми отходами, строительным и сельскохозяйственным мусором, что крайне негативно влияет на окружающую среду.
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства, на территории сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> не организована планово-регулярная система очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами территории населённого пункта.
В результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор требования поддержал полностью, по вышеизложенным основаниям. Просит суд обязать администрацию сельского поселения <адрес> незамедлительно принять конкретные меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечению эффективной системы очистки территории <адрес> и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, площадью не менее 300 квадратных метров, расположенная в <адрес> в районе площадки для временного хранения твердых бытовых отходов.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> – ФИО3 пояснила, указанные случаи несанкционированного складирования бытовых отходов на территории поселения имеют место, администрацией постоянно производится их ликвидация. Обязуется устранить выявленные нарушения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Согласно ст. 2 данных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора).
В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что согласно, акта выездной проверки территории администрации сельского поселения Давыдовка от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной помощником прокурора ФИО1, с участием главы сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> ФИО3, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории сельского поселения.
В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления», полномочия по организации сбора и вывоза отходов, отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьёй 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
В силу требований ст. 76 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Учитывая, что на основании норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Статьёй 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Данный спор по своему характеру затрагивает экологические правоотношения, поскольку ответчиком нарушается природоохранное законодательство. В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
В материалах дела имеется: акт совместной проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, фотоматериалы, на которых изображены объекты несанкционированного размещения отходов.
В судебном заседании установлено, что на территории администрации сельского поселения Давыдовка имеются объекты несанкционированного размещения отходов, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благополучную и безопасную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Таким образом, собранные по делу доказательства указывают на наличие оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 300 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░