Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6328/2022 ~ М-5490/2022 от 29.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2022 г.                                                         г. Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,

при помощнике судьи, ведущего протокол судебного заседания, Ивановой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                           по административному исковому заявлению Парамонова НВ к военному комиссариату Промышленного района г. Самары, призывной комиссии по мобилизации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, военному комиссариату Самарской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации о его призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Парамонов Н.В. в лице представителя по доверенности Парамоновой С.А., обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к военному комиссариату Промышленного района г. Самары о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации о его призыве на военную службу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ прибыл в военный комиссариат Промышленного района по повестке для уточнения документов воинского учета, где он проинформировал военного комиссара о том, что осуществляет уход за престарелой бабушкой и матерью, которая находится в инвалидном кресле, в связи с чем ему дана отсрочка на неделю для оформления документов по уходу. ДД.ММ.ГГГГ ему позвонили с работы и сообщили о необходимости срочно явиться в военкомат, где ему вручили новую повестку с новой датой явки в военный комиссариат с целью отправки к месту прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ в 7:00. С таким решением призывной комиссии не согласен, поскольку оно принято без учета, поданного им заявления о замене военной службы по мобилизации на альтернативную гражданскую; без проведения медицинского освидетельствования или осмотра; без выяснения наличия у него оснований для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по мобилизации, что нарушает его права.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по мобилизации Промышленного района и военного комиссариата Промышленного района о призыве на военную службу; признать незаконной и отменить повестку военного комиссариата Промышленного района о явке для отправки к месту прохождения военной службы; вернуть из распределительного пункта; обязать призывную комиссию по мобилизации Промышленного района вынести решение об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации в связи с ее заменой на альтернативную гражданскую службу.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены призывная комиссия по мобилизации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, военный комиссариат Самарской области; в качестве заинтересованного лица Парамонова С.А.

В судебное заседание административный истец Парамонов Н.В. не явился находится в военной части, согласно предоставленной расписке надлежащим образом извещен о судебном заседании, с иском согласен.

Представитель административного истца Парамонова Н.В. – адвокат Руденко М.А., поддержала заявленные требования пояснив, что Парамонову Н.В. должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации, в связи с постоянным уходом за престарелой бабушкой и мамой, которая передвигается на инвалидном кресле, так как за месяц до призыва сломала ногу; прохождение военной службы должно быть заменено на альтернативную гражданскую службу, в связи с его убеждениями совести; комиссией допущены нарушения порядка медицинского освидетельствования; административный истец не соответствует предъявляемым к гражданам Российской Федерации призванных на военную службу по мобилизации требованиям.

Представитель административных ответчиков военного комиссариата Промышленного района г. Самары, призывной комиссии по мобилизации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, военного комиссариата Самарской области – Кротов М.И. возражал против заявленных требований указывая на то, что заключение медико-социальной экспертизы для предоставления отсрочки по уходу, предоставлено не было; порядок прохождения гражданами альтернативной гражданской службы в период мобилизации законом не предусмотрен, доказательства наличия убеждений не позволяющих проходить военную службу предоставлено не было; в ходе призывных мероприятий какие-либо жалобы на здоровье истцом не предъявлялись, документы в подтверждение наличия отсрочки по состоянию здоровья не предоставлялись; доводы о том, что истец не соответствует предъявляемым критериям для призыва по мобилизации, основаны на ошибочном толковании закона, такие требования не оговорены.

Заинтересованное лицо Парамонова С.А. полагала, что требования административного истца подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях по делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1).

Согласно статье 4 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (пункт 1). Президент Российской Федерации, в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий (подпункт 4 пункта 2).

Согласно пункту 1 статьи 9 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. №647 с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация (пункт 1); установлено осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (пункт 2).

<данные изъяты>

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу, в том числе, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ граждане обязаны, в том числе являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время (подпункт 1); выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (подпункт 2).

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (статья 19 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. №852 утверждено положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее Положение).

Согласно пункту 16 Положения в мирное время в каждом субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара создается призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляющая призыв граждан по мобилизации.

На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции, в частности, в период мобилизации: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (подпункт «б» пункта 22).

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов. Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований). Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы (пункт 25).

<данные изъяты>

Из материалов административного дела следует, что Парамонов НВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 2002 г. по 2003 г.; <данные изъяты>, что усматривается из военного билета серии АЕ и следует из учетной карточки к военному билету, где категория запаса изменена на 2, категория годности «А».

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ на имя Парамонова Н.В. выдано мобилизационное предписание; ДД.ММ.ГГГГ Парамонов Н.В. обязан явкой в военкомат для уточнения документов воинского учета; ДД.ММ.ГГГГ – для отправки, в связи с призывом по мобилизации.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Парамонов Н.В. убыл в в.

Оспаривая решение призывной комиссии по мобилизации административный истец ссылается на наличие отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, в связи с постоянным уходом за престарелой бабушкой и мамой, которая передвигается в инвалидном кресле, так как за месяц до призыва сломала ногу.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, в частности занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

В обоснование указанных доводов стороной административного истца предоставлены: удостоверение члена семьи умершего участника ВОВ, выданное на имя т (бабушка административного истца), ДД.ММ.ГГГГ года рождения (89 лет) и выписной эпикриз из медицинской карты; выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного на имя П (матери административного истца) с указанием диагноза: «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №2 им. Н.А. Семашко» и выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер»; фотографии; копии свидетельства о смерти П (родного брата административного истца) и П (отца административного истца), в подтверждение того, что административный истец является единственным членом семьи, имеющим возможность осуществлять уход; кассовый чек и детализацию операций по картам, в подтверждение того, что административный истец несет расходы, связанные с уходом за престарелой бабушкой и мамой; а также заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным, которое зарегистрировано в ПФР ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, перечисленные обоснования и предоставленные доказательства, основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, исходя из буквального толкования положений статьи 18 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», не являются, поскольку прямо предусматривают наличие заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости лица в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре).

Доказательства наличия, установленной в порядке, предусмотренном законом инвалидности I группы мамы, бабушки административного истца, не предоставлено.

В судебном заседании заинтересованное лицо Парамонова С.А. показала, что заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным на день рассмотрения настоящего иска не разрешено, государственная услуга не получена, заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы в настоящее время отсутствует.

Доводы о том, что административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ в связи со сбором документов по уходу, о чем свидетельствует перечеркнутая надпись на повестке о явке ДД.ММ.ГГГГ о незаконности действий и принятых решений, не свидетельствует, поскольку на день рассмотрения настоящего административного иска (ДД.ММ.ГГГГ) наличие оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в связи с постоянным уходом за нуждающимся по состоянию здоровья лицом, не установлено.

Также сторона административного истца ссылается на то, что прохождение военной службы должно быть заменено на альтернативную гражданскую службу, в связи с его убеждениями совести.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее Федеральный закон от 25.07.2002 №113-ФЗ) альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если, в частности, несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Положения статьи 3 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ предусматривают, что на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принято соответствующее решение.

Статья 11 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ содержит сроки и порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Этой же нормой предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (пункт 2 статьи 11).

В пункте 4 статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. К ним относятся случаи, если: гражданин нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Согласно статье 9 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела, Парамонов Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после прохождения срочной военной службы по призыву в 2003 г. зачислен в запас, прибывая в запасе в связи с объявлением частичной мобилизации призван на военную службу; заявление о замене военной службы альтернативной гражданской от его имени подписано и подано его супругой ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ, и установленных обстоятельств, Парамонов Н.В., к числу граждан, которые могут быть направлены на альтернативную гражданскую службу, не относится.

При этом статья 9 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ является отсылочной для разрешения вопроса о формах и способах использования граждан, уже проходящих альтернативную гражданскую службу в период мобилизации, военного положения и в военное время.

Кроме этого, сторона административного истца ссылалась на незаконность решения о призыве на военную службу по мобилизации в связи с нарушением порядка медицинского освидетельствования.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста старший врач военного комиссариата Промышленного района г. Самары Б показал, что в связи с объявленной частичной мобилизацией Министерством обороны РФ для служебного пользования разослана Методика медицинского осмотра при необходимости медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по мобилизации, в соответствии с которой при частичной мобилизации в военкомате проводится медицинский осмотр. В случае жалоб мобилизованного на здоровье, медицинская комиссия вправе отправить его на дополнительное обследование в государственное медицинское учреждение путем выдачи направления, о чем в специальном журнале делается отметка. Сведения о Парамонове Н.В. в журнале отсутствуют, следовательно, жалоб на состояние здоровья им не заявлялось.

Указанные обстоятельства также подтверждаются супругой Парамонова Н.В. – Парамоновой С.А., которая указывала, что в военкомате была вместе с мужем, они ожидали что будет назначена медицинская комиссия, которая определит его состояние здоровья; документы, характеризующие состояние его здоровья, и результаты обследований, они в военкомате не предъявляли, о наличии каких-либо заболеваний, установленных диагнозов, не заявляли; на медицинских учетах ее супруг не состоит, по состоянию здоровья проблем не имеет, полагает, что в связи с возрастом могут быть отклонения по состоянию здоровья, однако таких обследований супруг не проходил.

Ссылки стороны административного истца на то, что Парамонов Н.В. не соответствует предъявляемым к гражданам Российской Федерации требованиям, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, также не могут быть учтены.

Положениями статьи 53 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ предусмотрено подразделение граждан, прибывающих в запасе исходя из воинского звания и возраста.

Установлено, что Парамонов Н.В. имеет воинское звание, относящееся к <данные изъяты> его возраст на день призыва составляет <данные изъяты> года, что соответствует второму разряду запаса, категория годности «А».

Вместе с тем, в рамках объявленной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. №647 частичной мобилизации специальной очередности призыва граждан, пребывающих в запасе нет, как и не предусмотрено такой очередности другими нормативно-правовыми актами, принятыми в связи с изданием данного Указа и существовавших до объявления частичной мобилизации.

Обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 53 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, а именно достижение административным истцом, пребывающим в запасе, предельного возраста пребывания в запасе или признание в установленном законом порядке его не годным к военной службе по состоянию здоровья, и перевод в отставку со снятием с воинского учета, не установлено.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Парамонова НВ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                         Е.С. Пудовкина

2а-6328/2022 ~ М-5490/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Парамонов Н.В.
Ответчики
Призывная комиссия по мобилизации Промышленного внутригородского района г.о. Самара
Военный комиссариат Промышленного райна г. Самара
Военный комиссариат Самарской области
Другие
Парамонова С.А.
Руденко М.А.
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Пудовкина Е. С.
Дело на сайте суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
29.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2022Регистрация административного искового заявления
03.10.2022Судебное заседание
29.09.2022Передача материалов судье
03.10.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее