РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 ноября 2022 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5259/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Третейкину Дмитрию Николаевичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Третейкину Д.Н., в котором просила взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 2019 г. в размере 2 775,81 руб., пени 244,82 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019г. в размере 11 836,29 руб., пени 1 043,97 руб., задолженность по уплате транспортного налога за 2020г. в размере 41 370 руб., пени 72,40 руб., а всего 57 343 руб. 29 коп., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена. Выданный 08.04.2022 г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 22.04.2022г. На момент подачи административного иска Третейкин Д.Н. сумму задолженности не оплатил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель МИФНС России №23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в иске просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Третейкин Д.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал. До начала судебного разбирательства предоставил в адрес суда квитанции об уплате в пользу УФК по Самарской области (МИФНС России №21 по Самарской области) задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 2 775,81 руб., пени 244,82 руб. от 28.10.2022г. и 06.11.2022г. соответственно, квитанции об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019г., пени, от 21.10.2022, 01.11.2022, 02.11.2022, 06.11.2022 на общую сумму 16 836, 29 руб., квитанции об уплате задолженности по транспортному налогу за 2020г. от 16.10.2022г., 21.10.2022г., 27.10.2022г., 31.10.2022г., на общую сумму 41 370 руб., квитанцию об уплате пени в размере 72,40 руб. от 06.11.2022г.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца и административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предпринимателя являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчётного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ (здесь и далее в редакции ст. 430 Налогового кодекса РФ, действующей в период возникновения спорных правоотношений):
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года ();
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года (26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 0,1 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчётного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что Третейкин Д.Н. состоит на учёте в МИФНС № 21 по Самарской области в качестве адвоката с 31.05.2019г., и, соответственно, является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
На момент подачи административного иска Третейкин Д.Н. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов за 2019г., в связи с чем образовалась задолженность.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).
Установлено и подтверждено материалами дела, что Третейкин Д.Н. является плательщиком транспортного налога, в связи с наличием в его собственности объекта налогообложения.
За 2020 г. налоговым органом Третейкину Д.Н. начислен транспортный налог с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №43219227 от 01.09.2021 г.
В связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование №59356 по состоянию на 09.12.2021 г., которым в том числе предложено погасить задолженность по транспортному налогу в размере 41 370 руб., а также пени в размере 72 руб. 40 коп.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Получение как налоговых уведомлений, так и требований об уплате страховых взносов за 2019г., и транспортного налога за 2020г., подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспаривается.
Как усматривается из материалов дела, МИФНС России №23 по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка № 35 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о выдаче судебного приказа, 08.04.2022г. мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-1100/22 о взыскании с Третейкина Д.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 2019 г. в размере 2 775,81 руб., пени 244,82 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019г. в размере 11 836,29 руб., пени 1 043,97 руб., задолженности по уплате транспортного налога за 2020г. в размере 41 370 руб., пени 72,40 руб., а всего 57 343 руб. 29 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 35 Октябрьского судебного района г.Самары от 22.04.2022г. судебный приказ № 2а-1100/2022 отменен по заявлению Третейкина Д.Н.
В связи с отменой указанного судебного приказа МИФНС России №23 по Самарской области 26.09.2022г. (т.е. в установленный законом срок) обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что Третейкин Д.Н. не оплатил заявленную к взысканию задолженность.
Вместе с тем, административным ответчиком в материалы дела представлены квитанции об уплате в пользу УФК по Самарской области (МИФНС России №21 по Самарской области) задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 2 775,81 руб., пени 244,82 руб. от 28.10.2022г. и 06.11.2022г. соответственно, квитанции об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019г., пени, от 21.10.2022, 01.11.2022, 02.11.2022, 06.11.2022 на общую сумму 16836, 29 руб., квитанции об уплате задолженности по транспортному налогу за 2020г. от 16.10.2022г., 21.10.2022г., 27.10.2022г., 31.10.2022г., на общую сумму 41370 руб., квитанцию об уплате пени в размере 72,40 руб. от 06.11.2022г. которые опровергают доводы административного истца и свидетельствуют о том, что после подачи административного иска в суд Третейкиным Д.Н. оплачена задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2019г., пени, а также задолженность по транспортному налогу за 2020 год, пени, в полном объеме.
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, что Третейкиным Д.Н. оплачена заявленная к взысканию задолженность, ввиду чего суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для взыскания с административного ответчика указанной задолженности, и отказе в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России №23 по Самарской области к Третейкину Дмитрию Николаевичу о взыскании обязательных платежей - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна:
Судья -
Секретарь -