Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1789/2021 ~ М-507/2021 от 25.01.2021

Дело № 2 – 1789/2021(21) УИД 66RS0004-01-2021-000892-06

Мотивированное решение изготовлено 16.03.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «9» марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при секретаре Зименковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабушкина А. Е. к Военному комиссариату Свердловской области о признании бездействия незаконным, увеличении военного стажа, возложении обязанности произвести перерасчет и доплату пенсии с учетом индексации,

У С Т А Н О В И Л:

истец Бабушкин А.Е. предъявил к ответчику Военному комиссариату Свердловской области иск о признании бездействия незаконным и зачете в общий военный стаж 10 лет службы в таможенных органах; возложении обязанности пересмотреть и выплатить часть пенсии (надбавку) в полном объеме за период с даты приостановления выплаты 18.03.2004 по день перерасчета, так как пенсия выплачивалась в меньшем размере (без учета ядерной надбавки); произведении индексации суммы недоплаченной пенсии в соответствии с ростом индекса потребительских цен по Свердловской области с даты приостановления выплаты <//> по день перерасчета.

В обоснование иска указано, что истец Бабушкин А.Е. в период 1974 - 1994 годы проходил военную службу, уволен в запас, являлся ветераном военной службы, получателем военной пенсии по выслуге лет с <//> по <//> и надбавки к ней в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации». После увольнения в запас в период 1995 – 1998 годы проходил федеральную государственную службу сотрудником таможенных органов Екатеринбургской таможни, в период 1998 – 2004 годы проходил таможенную службу по контракту в качестве офицера (имеющего специальное звание) Екатеринбургской таможни, следовательно, приобрел вновь статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с принятием Конституционным судом Российской Федерации 18.03.2004 Постановления № 6 – П, учитывая, что истец к этому времени занимал военную должность в таможенных органах, выплата ему военной пенсии была приостановлена. Имея вновь статус военнослужащего, истец на момент приостановления выплаты военной пенсии обратился в пенсионный отдел Военного комиссариата Свердловской области с заявлением о перерасчете пенсии в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, а именно наличии выслуги 10 лет в таможенных органах в должности военнослужащего. В удовлетворении заявления было отказано по мотиву того, что выслуга лет в таможенных органах не засчитывается в военную пенсию, поскольку это разные министерства. При повторном обращении с аналогичным заявлением истец вновь получил отказ в перерасчете пенсии, также ему стало известно, что ядерная надбавка не сопровождается при переходе с одной государственной службы на другу, несмотря на то, что она пожизненная и ежемесячная. В настоящее время истец не является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, поскольку после выхода на пенсию выбрал получение таможенной пенсии, однако в силу закона имеет право перевода обратно на военную пенсию, при расчете которой необходимо учитывать выслугу 10 лет в таможенных органах в качестве военнослужащего. По мнению истца, отказ ответчика зачесть данную выслугу в общий пенсионный стаж влечет ограничение его права на социальное обеспечение гарантированное частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, неполучение дополнительной суммы пенсии, в том числе с учетом ядерной надбавки. На основании пункта «б» статьи 49, статьи 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ответчик должен произвести перерасчет процентной надбавки за выслугу лет (входящей в денежное довольствие) и увеличение размера пенсии при переходе к военной пенсии Министерства обороны Российской Федерации по последней штатной должности инженера отдела войсковой части 40274 с учетом прибавки 10 лет службы в таможенных органах в качестве военнослужащего.

Истец Бабушкин А.Е. в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области Бонарь И.С., действующая по доверенности от <//>, в судебном заседании иск не признала по доводам представленных письменных возражений, в которых поддержала ранее данные истцу ответы на его обращения по вопросу перерасчета и увеличения размера пенсии, также указала, что истец не относится к работникам Росатома и гражданскому персоналу военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, поэтому не обладает правом на социальную поддержку в форме дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Уральское таможенное управление.

Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации Колчин А.Д., действующий по доверенности от <//>, в судебном заседании полагал иск не подлежащим удовлетворению по доводам, приведенным стороной ответчика.

Представитель третьих лиц Федеральной таможенной службы и Уральского таможенного управления Сорокин С.А., действующий по доверенностям от <//>, в судебном заседании также полагал иск не подлежащим удовлетворению по доводам представленных письменных пояснений, в которых указал, что с <//> по настоящее время Бабушкин А.Е. является пенсионером таможенных органов Российской Федерации. Пенсия за выслугу лет от таможенных органов Российской Федерации назначена ему в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». В соответствии с расчетом выслуги лет от <//> в выслугу лет для назначения пенсии истцу включены следующие периоды: служба в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с <//> по <//>, служба в таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудника с <//> по <//>. Согласно приказу Екатеринбургской таможни от 16.08.2004 № 154-К «Об увольнении А.Е. Бабушкина» выслуга лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии на <//> составляет 29 лет 07 месяцев 00 дней.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит иск Бабушкина А.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установление пенсии производится по заявлению гражданина, обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Бабушкин А.Е. с <//> по <//> проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, <//> уволен в запас, являлся ветераном военной службы, получателем военной пенсии по выслуге лет с <//> по <//>.

С <//> по <//> Бабушкин А.Е. служил в Екатеринбургской таможне, в том числе с <//> по контракту, который перезаключался каждый раз при назначении на новую должность. Согласно приказу Екатеринбургской таможни от <//> -К «Об увольнении А.Е. Бабушкина» выслуга лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии на <//> составляет 29 лет 07 месяцев 00 дней.

Согласно справке начальника отдела пенсионного обеспечения Уральского таможенного управления от <//> Бабушкин А.Е. с <//> является пенсионером таможенных органов Российской Федерации, пенсия за выслугу лет от таможенных органов Российской Федерации назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от <//> .

Таким образом, таможенными органами истцу назначена пенсия за выслугу лет, в которую включен период военной службы с <//> по <//>, что в судебном заседании подтвердил представитель третьих лиц Федеральной таможенной службы и Уральского таможенного управления.

Из материалов дела также следует, что <//> Бабушкин А.Е. обратился в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о перерасчете ранее назначенной пенсии с учетом дополнительных лет выслуги в качестве военнослужащего таможенных органов, полагая, что соответствующий период также подлежит зачету в денежное довольствие. В этом же заявлении указал, что желает воспользоваться пожизненным правом дополнительного материального обеспечения ядерщика Вооруженных Сил. Это позволит находиться в равном положении среди других военнослужащих по выплате иных видов обеспечения и сделать переход обратно к военной пенсии.

В ответе от <//> ВРиО Военного комиссара Свердловской области А. Смоляков разъяснил, что в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <//> служба в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии Министерства обороны не включается, поэтому при переходе на пенсию Министерства обороны пенсия будет выплачиваться за выслугу 20 лет.

<//> Бабушкин А.Е. обратился в Военный комиссариат Свердловской области с повторным заявлением и с аналогичным требованием.

В ответе от <//> военный комиссар Свердловской области А. Клешнин также повторно разъяснил истцу, что произвести перерасчет пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации не представляется возможным, так как с <//> года он не получает пенсию от данного министерства, состоит на учете в пенсионном органе таможенных органов. Поскольку Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <//> для исчисления пенсии лицам, из числа военнослужащих, в выслугу лет на пенсию служба в таможенных органах не предусмотрена, не представляется возможным удовлетворить заявление о зачете в выслугу лет на пенсию по закону от 12.02.1993 № 4468-1 службу в таможенных органах.

<//> Бабушкин А.Е. обратился с аналогичным заявлением к Командиру войсковой части 31600.

В ответе от <//> председатель комиссии данной войсковой части В. Радьков сообщил, что истец не является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, а при выходе на пенсию не являлся военнослужащим, не осуществлял виды деятельности в ядерном оружейном комплексе, поэтому на него не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2005 № 1563 «О совершенствовании системы мер социальной поддержки ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», который предусматривает право на дополнительное пожизненное материальное обеспечение кроме работников Росатома гражданского персонала военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

<//> Бабушкин А.Е. вновь обратился к Командиру войсковой части 31600 с заявлением, в котором просил конкретизировать данный ответ.

В ответе от <//> председатель комиссии данной войсковой части В. Радьков указал, что войсковая часть 31600 не занимается перерасчетом пенсии. Вопросы перерасчета и выплаты государственной пенсии возложены на Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской федерации и территориальные органы социального обеспечения при военных комиссариатах субъектов Российской Федерации.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает на наличие бездействия со стороны Военного комиссариата Свердловской области при разрешении вопроса о произведении перерасчета ранее назначенной пенсии с учетом дополнительных лет выслуги в качестве военнослужащего таможенных органов, а также предоставления пожизненного права дополнительного материального обеспечения ядерщика Вооруженных Сил.

В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в том числе указанное в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Вышеназванные положения определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы неприменимы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 18.03.2004 № 6-П указал, что рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.

Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Предписания названного Федерального закона, касающегося пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.

При этом, в Определении от 09.11.2004 № 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <//> -П, указано, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не могут и не должны иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу (пункт 2.1).

Статьей 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 предусмотрены периоды деятельности, подлежащие включению в стаж военной службы, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В этих исчерпывающих перечнях служба в таможенных органах отсутствует.

Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы, в связи с чем, служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.

Таким образом, суд, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, приходит к выводу о том, что время службы в таможенных органах в специальный стаж при назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации лицам, уволенным с военной службы, не засчитывается и не влечет увеличения выслуги лет по военной службе, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии; период службы в таможенных органах засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам таможенных органов, которую с <//> и получает истец как сотрудник таможенных органов, а не как бывший военнослужащий по линии Министерства обороны Российской Федерации. На этом основании является обоснованным и отказ в предоставлении истцу мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Истец не лишен возможности осуществить переход на получение военной пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, но без учета выслуги лет в таможенных органах.

Поскольку судом не установлено оснований для признании бездействия ответчика незаконным, увеличении военного стажа, не подлежат удовлетворению и производные от этого требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет и доплату пенсии с учетом индексации. В иске следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении иска Бабушкина А. Е. к Военному комиссариату Свердловской области о признании бездействия незаконным, увеличении военного стажа, возложении обязанности произвести перерасчет и доплату пенсии с учетом индексации – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Секретарь:

2-1789/2021 ~ М-507/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабушкин Александр Егорович
Ответчики
Военный комиссариат Свердловской области
Другие
Уральское таможенное управление
Министерство обороны РФ
Федеральная таможенная служба
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Блинова Юлия Алексеевна (Шперлинг)
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
25.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее