Дело № 2-527/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 26 апреля 2017 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Парфеновой Т.А.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Паюсовой Е.М.,
представителя ответчика ООО «Лидер» - Терёхиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к общесту с ограниченной ответственностью «Лидер» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Лидер» о возложении обязанности в срок до **.**.** провести в установленном порядке специальную оценку условий труда всех рабочих мест. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки в деятельности Общества выявлены нарушения законодательства об охране труда.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Паюсова Е.М. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Лидер» Терёхина Е.Е. с иском согласилась.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Как следует из абзаца 10 части 2 названной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.
Согласно статье 3 названного Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В силу ч. 1 ст.8 указанного закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с ч. 4 Федерального закона РФ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона РФ «О специальной оценке условий труда», устанавливающей переходные положения, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, включающей случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Установлено, что 14 ноября 2005 года ООО «Лидер» зарегистрировано налоговым органом в качестве юридического лица, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно приказу ООО «Лидер» от **.**.** ФИО5 является директором Общества.
Из материалов дела следует, что согласно штатному расписанию, введенному в действие с **.**.**, в ООО «Лидер» имеется ... штатная единица, из которых подлежат специальной оценке условий труда ... рабочее место.
Из объяснений представителя ответчика Терёхиной Е.Е. и справки директора ООО «Лидер» ФИО4 от **.**.** установлено, что в ООО «Лидер» аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда не проводились.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку установлено, что в нарушение требований Федерального закона РФ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда рабочих мест на момент рассмотрения иска ответчиком не проведена, что в свою очередь может привести к травматизму, причинению вреда здоровью работающих граждан.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком требований законодательства об охране труда, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, и, соответственно, возникновении у него обязанности в соответствии с действующим законодательством провести специальную оценку условий труда в целях обеспечения безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и их прав на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям.
Суд соглашается с указанным прокурором сроком проведения специальной оценки условий труда - до 01 сентября 2017 года, полагая, что данный срок является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы закона с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором судебные расходы должен был оплатить истец.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины при подаче исковых заявлений неимущественного характера для физических лиц равен 300 рублей.
На основании изложенного, принимая во внимание, что прокурором иск заявлен в интересах неопределённого круга лиц, с учетом вывода суда об удовлетворении заявленных им требований, с ответчика в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лидер» провести в установленном порядке специальную оценку условий труда всех рабочих мест в срок до 01 сентября 2017 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лидер» государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.04.2017.
Судья Н.Ю.Санжаровская