Дело № 2-70/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Банникова Ю.Э.,
при секретаре Шигильчёвой Л.Т.,
с участием представителя заявителя Алексеева О.А., представителя командира и жилищной комиссии войсковой части <Номер> Шнырова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <Номер> Курицина Е.М. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части <Номер>, связанных с исключением из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Курицин Е.М. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 22 февраля 2013 года об исключении его из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать жилищную комиссию войсковой части <Номер> отменить оспариваемое решение и восстановить его в списках нуждающихся в жилье. В обоснование своих требований заявитель указал, что с 2007 года зарегистрирован при войсковой части <Номер> и 25 августа 2008 года решением жилищной комиссии воинской части он поставлен на учёт нуждающихся в жилье. 22 февраля 2013 года жилищная комиссия войсковой части <Номер> приняла решение о снятии его с учёта нуждающихся в специализированном жилом помещении, ссылаясь на то, что супруга заявителя является общим совместным собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, а сам заявитель обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
Заявитель Курицин Е.М., будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель Алексеев О.А. поддержал требования заявителя и пояснил, что с 2007 года Курицин Е.М. зарегистрирован при войсковой части <Номер>, жилым помещением в <Адрес> заявитель не обеспечен. Квартира <Адрес> общей площадью 61,5 кв.м принадлежит на праве общей совместной собственности пяти гражданам, среди которых ФИО1 – жена заявителя. Собственники указанного жилого помещения возражают против регистрации и проживания Курицина Е.М. в их квартире, в связи с чем, заявителем осуществляется коммерческий найм жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>. Решение жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 22 февраля 2013 года об исключении Курицина Е.М. из списков нуждающихся в жилом помещении представитель заявителя считает незаконным, поскольку Курицин Е.М., с учётом находящейся в общей совместной собственности его супруги квартиры, не может быть признан обеспеченным жилым помещением в соответствии с действующим законодательством. Полагая, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в предоставлении заявителю права на обеспечение его жилым помещением, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель командира и жилищной комиссии войсковой части <Номер> Шныров А.Е. в суде требования заявителя не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, при этом пояснил, что жилищная комиссия, принимая решение от 22 февраля 2013 года об исключении Курицина Е.М. из списков военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий руководствовалась требованиями действующего законодательства и пришла к выводу, что заявитель обеспечен жильём в <Адрес> и утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения.
В судебном заседании были представлены и исследованы следующие доказательства.
Согласно копии контракта о прохождении военной службы от 10 мая 2011 года, Курициным Е.М. с Министерством внутренних дел Российской Федерации, в лице командира войсковой части <Номер>, заключён контракт о прохождении военной службы на срок 5 лет.
Копией рапорта Курицина Е.М. от 25 августа 2008 года подтверждается, что в связи с отсутствием жилья заявитель ходатайствует перед командиром войсковой части <Номер> о принятии его на учёт нуждающихся в получении специализированного жилого помещения.
Оглашенной в судебном заседании выпиской из протокола <Номер> заседания жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 22 февраля 2013 года подтверждается исключение Курицина Е.М. из списков нуждающихся в специализированном жилом помещении.
По копии договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 10 февраля 1996 года усматривается, что Совет народных депутатов <Адрес> передал ФИО2, ФИО3, ФИО4, Хамитовой ФИО1 и Хамитовой ФИО5 в совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>, общей площадью 61,5 кв.м.
Из заявлений ФИО2, ФИО4, Хамитовой ФИО5 и ФИО3 усматривается, что данные собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, не согласны с проживанием и регистрацией Курицина Е.М. по указанному адресу.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с уведомлениями из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 24 декабря 2012 года за Курициным Е.М. и ФИО1 права на объекты недвижимого имущества в Республике Татарстан не зарегистрировано.
Из справки от 8 января 2012 года № 232331, выданной РГУП «БТИ», видно, что за ФИО1 на праве совместной собственности зарегистрирована квартира, расположенная по адресу: <Адрес>.
Согласно выписке из домой книги от 18 декабря 2012 года в жилом помещении по адресу: <Адрес> зарегистрировано 5 человек.
По договору коммерческого найма жилого помещения от 1 мая 2008 года усматривается, что Курицину Е.М. предоставлено во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>.
Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Курицина Е.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 44 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения, в том числе и специализированного жилищного фонда, военнослужащим ВВ МВД России осуществляется на основании «Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», утверждённой приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года № 75, пунктом 43 которого определено, что распределение и предоставление жилых помещений, производится жилищной комиссией воинской части, в порядке очередности с учётом льгот и норм, установленных жилищным законодательством.
В соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, либо являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Исходя из положений части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях и иные помещения предусмотренные указанной статьёй.
Специализированные жилые помещения предоставляются, согласно статье 99 ЖК РФ, на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования, по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 17 «Инструкции о порядке оформления и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда ВВ МВД России военнослужащим и гражданскому персоналу и о порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда ВВ МВД России», утверждённой приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 9 августа 2007 года № 404, указанные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для временного проживания на срок действия контракта гражданам, назначенным в порядке перевода в другую местность при условии отсутствия жилой площади в этой местности, а также для создания необходимых жилищно-бытовых условий граждан, необеспеченных жилыми помещениями в данном населенном пункте.
Пунктом 1 решения Казанской городской думы от 1 ноября 2006 года № 10-13 установлена учётная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В судебном заседании установлено, что Курицин Е.М., признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и зарегистрированный при войсковой части <Номер>, за время прохождения военной службы по договору социального найма жильём не обеспечивался, жилого помещения на праве собственности не имеет, решением жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 22 февраля 2013 года исключён из списков военнослужащих, нуждающихся в специализированном жилом помещении.
Основанием для принятия жилищной комиссией оспариваемого решения послужил факт наличия у супруги заявителя – ФИО1 квартиры по адресу: <Адрес>, общей площадью 61,5 кв.м, принадлежащей ей и ещё четырём гражданам на праве общей совместной собственности, а также то обстоятельство, что вышеуказанное жилое помещение соответствует нормам предоставления жилья.
Оценивая действия должностных лиц, чьи действия оспариваются заявителем, суд не может согласиться с принятым жилищной комиссией решением об исключении Курицина Е.М. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям.
Статьёй 288 ГК РФ определено, что право собственности на жилое помещение заключается в осуществлении собственником права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. В соответствии с указанной нормой Закона, собственники квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, вправе предоставить Курицину Е.М. жилое помещение в пользование, однако такое предоставление не влечёт за собой автоматическое обеспечение последнего жильём.
Предоставление жилого помещения в найм означает, что собственник жилья определил правовой статус заявителя по отношению к его жилому помещению, выражающийся в том, что последний в силу закона не имеет никаких прав на него, а только лишь является пользователем, следовательно, указанное обстоятельство не может означать обеспечение Курицина Е.М. жильём в квартире, находящейся в общей совместной собственности членов семьи ФИО1
Квартира, принадлежащая супруге Курицина Е.М., не является их совместной собственностью, приобретена ФИО1 до её вступления в брак, поэтому, утверждение представителя должностного лица об обеспеченности Курицина Е.М. жилой площадью свыше учётной нормы жилого помещения, а также жилым помещением в <Адрес>, суд признаёт несостоятельным.
Кроме того, жилищная комиссия войсковой части <Номер> при вынесении оспариваемого решения руководствовалась обеспеченностью жилым помещением Курицина Е.М. по установленным законом нормам по месту проживания, что не соответствует действительности, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Курицина Е.М. исходя из суммарной общей площади жилых помещений, приходящейся на каждого члена его семьи, составляет менее 12 кв.м, что ниже учётной нормы жилого помещения, установленной в <Адрес>.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решение жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 22 февраля 2013 года об исключении Курицина Е.М. из списков нуждающихся в специализированном жилом помещении является незаконным, а право военнослужащего в силу закона на обеспечение жильём за счёт органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу, осталось нереализованным, в связи с чем, Курицин Е.М. подлежит восстановлению в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает необходимым удовлетворить требования заявителя и считает, что права Курицина Е.М. будут восстановлены путём возложения на жилищную комиссию войсковой части <Номер> обязанности отменить своё решение от 22 февраля 2013 года и восстановить Курицина Е.М. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, а на командира войсковой части <Номер> – обязанности утвердить данное решение.
Суд также полагает необходимым, в соответствии со статьёй 98 ГПК РФ, взыскать с войсковой части <Номер> в пользу Курицина Е.М. судебные расходы по делу – стоимость уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 258, 321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего войсковой части <Номер> Курицина Е.М. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части <Номер>, связанных с исключением из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 22 февраля 2013 года об исключении Курицина Е.М. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать жилищную комиссию войсковой части <Номер> его отменить.
Обязать жилищную комиссию войсковой части <Номер> восстановить Курицина Е.М. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, а командира войсковой части <Номер> – утвердить данное решение.
Взыскать с войсковой части <Номер> в пользу Курицина Е.М. судебные расходы по делу в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Э. Банников